Тургенев И. С. Cтихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы» и «Два богача». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
К.А.Горбунов. Портрет И.С.Тургенева. 1838-1839.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – Москва: "Советская Россия", 1988
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 24. И. С. Тургенев. "Бирюк": автор и герои рассказа

Урок 25. И. С. Тургенев. "Бирюк": поэтика рассказа

Урок 26. И. С. Тургенев. Cтихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы» и «Два богача»


УРОК 26
И. С. ТУРГЕНЕВ.
«РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»


Основное содержание урока
Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе «Близнецы» и «Два богача». Стихотворения в прозе в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление нравственного идеала писателя.

I. Стихотворения в прозе как жанр.
Понятие о лирической миниатюре

1. Чтение учителем и обсуждение стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
:

— Определите жанр произведения. Какие черты сближают его с прозой? Что сближает его со стихами?

— Изучите смысловое наполнение понятия стихотворение в прозе, данное в «Словаре литературоведческих терминов».

— Выделите основные черты стихотворений в прозе.
(Небольшой объём, субъективность изображения мира, повышенная эмоциональность и др.)

2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихотворения в прозе» (см. статью ниже):

— Как родился сборник «Стихотворения в прозе»?

— Чем стихотворения в прозе отличаются от стихов?

— Какие жанровые формы стихотворений в прозе вошли в сборник?

— Как понять обращение к читателю, которым Тургенев открывает сборник «Стихотворения в прозе»:
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»?

II. Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека.

Стихотворение в прозе «Русский язык» в актёрском исполнении


Прослушивание и обсуждение стихотворения в прозе «Русский язык» (см. текст ниже) в актёрском исполнении (чит. А.Покровский (00:40) >>>):

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Почему русский язык великий, могучий, правдивый и свободный?

— Когда писателю нужна духовная поддержка и опора?

— Какие противопоставления являются композиционной основой стихотворения?
(Сомнения, тягостные раздумья — поддержка и опора; не будь тебя — впасть в отчаяние; нельзя верить — такой язык, великий народ.)

— Какой смысл усиливает двойное отрицание в последнем предложении?
(«Верю, что такой язык дан великому народу».)

— Выполнение заданий к стихотворению в прозе из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы» и «Два богача».
Стихотворения в прозе в актёрском исполнении


Прослушивание и обсуждение стихотворения в прозе «Близнецы» (см. текст ниже) в актёрском исполнении:

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— В чём близнецы были схожи от природы?

— Чем были похожи близнецы в момент спора?

— На какой антитезе построено второе предложение стихотворения в прозе?

— Проанализируйте глаголы, которыми описаны близнецы в момент спора. Докажите, что они являются экспрессивными синонимами к слову ругались.

— Почему лирическому герою стихотворения было жутко?

— Выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Прослушивание и обсуждение стихотворения в прозе «Два богача» (см. текст ниже) в актёрском исполнении (чит. А.Киселев, зап.1955 г. (01:10) >>>):

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам Ротшильд, призрение, умиляюсь, гроши. Прокомментируйте факт о стоимости соли в России во времена Тургенева.

— Ответ на вопрос к стихотворению в прозе «Два богача» из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

— О каких нравственных качествах размышляет писатель?

— Что даёт право автору сказать: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?

— Выполнение заданий к стихотворению в прозе из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе

Концерт-миниатюра из стихотворений в прозе
«Собака», «Довольный человек», «Воробей», «Посещение», «Старик», «Завтра! Завтра!», «Мы ещё повоюем!», «Мне жаль…» и др. (по выбору учителя).

— Определите темы этих стихотворений в прозе.

— Какие нравственные и философские проблемы поднимает в них писатель?

— Какие чувства они вызывают?

V. Практическая работа.
Составление таблицы «Темы и проблемы стихотворений в прозе»
:
ТАБЛИЦА
«Темы и проблемы стихотворений в прозе»
Название стихотворения
Тема
Проблема
Авторский вывод
«Русский язык»
      
      
      
«Близнецы»
      
      
      
«Два богача»
      
      
      
«Собака»
      
      
      
«Воробей»
      
      
      
«Мы ещё повоюем!»
      
      
      

Заполнение таблицы можно закончить дома.

VI. Чтение статьи учебника «В творческой лаборатории Тургенева» (см. статью ниже).

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Каким предстаёт Тургенев в воспоминаниях современников?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «В творческой лаборатории Тургенева»).

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе.

Составить о нём письменный отзыв
или выполнить «Творческое задание» учебника.

Индивидуальные задания.

Сочинить стихотворение в прозе.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить устное сообщение о портретах Некрасова и памятниках поэту с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Прочитать поэмы «Саша» и «Дедушка» и подготовить о них краткие сообщения (по выбору).

Групповое задание.

Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Составление коллективного электронного сборника «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе».

Следующие уроки: Н. А. Некрасов. "Русские женщины": "Княгиня Трубецкая" >>>


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации...(1) Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...
П. А. Кропоткин

1. Аффекта́ция — неестественная возбужденность в поведении, речи.


Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого интереса к наукам, искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые переводы. небольшие поэмы, стихотворения, а в 1817 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.

Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым. Зато в правительственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было проведено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки — «Записки охотника».

Долгие годы живет впоследствии писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.
По П. Г. Пустовойту

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

Стихотворения в прозе — последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.

«Последний день месяца, на тысячу верст кругом Россия — родной край» — так начинается лирическое раздумье «Деревня», один из первых опытов Тургенева, составивших со временем целую книгу стихотворении в прозе. Сюда вошли небольшие зарисовки, размышления в образах, микрорассказы, лирические миниатюры, своеобразные «лирические отступления», получившие самостоятельную жизнь.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБРАТОРИИ
ТУРГЕНЕВА


Воспоминания о Тургеневе характеризуют его и как художника, раскрывают особенности его писательского труда.

Он говорил об этом так: «...писатель не может, не должен поддаваться горю! Он изо всего должен извлекать Пользу. Писатель, говорят, человек нервный, он чувствует сильнее других. Но потому-то он и обязан держать себя на узде, обязан решительно всегда наблюдать и себя и других. Ну вот, например, случилось с тобой большое горе, — садись и запиши, то-то и то-то случилось, то-то и то-то испытываю. Горе пройдет, а превосходная страница останется. Иногда такая страница может сделаться ядром большого творения...»

П. А. Кропоткин записал в своих воспоминаниях о Тургеневе: «Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам... он пояснял ее какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести».

Есть свидетельства о его мучительной работе над сюжетом, образами, стилем, о его требовательности к себе: «Редко его произведение печаталось прежде, чем он прочтет его кому-нибудь из близких людей, не посоветуется; замечания возбуждали иногда спор, но принимались всегда без признака самолюбивого укола; рукопись потом сверху донизу перечитывалась, исправлялась и часто переписывалась заново», — рассказывал Д. В. Григорович.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...»
И. С. Тургенев
[2]

   Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
    Как хороши, как свежи были розы…
   Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
   Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
   Как хороши, как свежи были розы…
   А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шёпот…
   Как хороши, как свежи были розы…
   Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
   Как хороши, как свежи были розы…
   Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
   Как хороши, как свежи были розы…

Сентябрь, 1879
(вернуться к уроку)

РУССКИЙ ЯЗЫК
И. С. Тургенев
[3]

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку

БЛИЗНЕЦЫ
И. С. Тургенев


Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко.
Февраль, 1878
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ДВА БОГАЧА
И. С. Тургенев
[4]

Когда при мне превозносят богача Ротшильда[5], который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Стихотворения в прозе


1. Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?

2. Какую мысль стихотворением «Близнецы» пытается внушить читателю автор?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Стихотворения в прозе

Тургенев И. С. Русский язык

Прислушайтесь к музыке, сопровождающей чтение тургеневского стихотворения в прозе. Помогает ли музыка Модеста Петровича Мусоргского полнее почувствовать мысли и переживания поэта?
В чём музыка созвучна содержанию стихотворения?

Тургенев И. С. Близнецы
1. Что более всего поразило автора в бранящихся близнецах? Почему ему стало жутко? 2. Как актёр средствами выразительного чтения сумел передать эмоциональное состояние автора?

Тургенев И. С. Два богача
1. Когда автор говорит о Ротшильде, он "умиляется". С каким чувством читает эти слова актёр? Есть ли здесь ирония? Есть ли у актёра основание читать с иронией?
2. Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. "Как хороши, как свежи были розы…" — строчка из стихотворения, которое называлось "Роза" и было написано И.Мятлевым в 1843 г. под впечатлением выступления П.Виардо. (вернуться)

3. Русский язык — напечатано в "Вестнике Европы". — 1882. — № 12.
Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны. (вернуться)

4. Два богача — в стихотворении — тема социального неравенства. Один богач — миллионер, всё богатство другого — доброта, бескорыстие, человечность. В обездоленном, нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души. (вернуться)

5. богача Ротшильда... — Ротшильды — династия богатейших европейских банкиров, живших во Франции, Германии и Англии. Барон Д. Ротшильд (1792—1868) считался самым богатым человеком Франции; после его смерти главой парижского банкирского дома был барон Альфонс Ротшильд (1827—1905).
В банке Ротшильдов у Тургенева был свой счет; с представителями этого дома он вел переписку по поводу своих картин. (вернуться)

 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет И.С. Тургенева
работы Ф.Е. Бурова. 1883.
Дом-музей И.С. Тургенева
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика