Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Образы помещиков. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Статья учебника «Николай Васильевич Гоголь»
 
 Таблица «Композиционная структура поэмы "Мёртвые души"»
 
Уроки по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе
 
 
Капитан Копейкин перед швейцаром. Иллюстрации А.А.Агина к поэме "Мертвые души"
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

МЁРТВЫЕ ДУШИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 60. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы

Урок 61. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков

Урок 62. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города

Урок 63. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова

Урок 64. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

Урок 65. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

Урок 66. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос


УРОК 61
Н. В. ГОГОЛЬ.
«МЁРТВЫЕ ДУШИ»:
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ[2]

Основное содержание урока

Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Использование знаний о «вечных» образах мифологии и мировой литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие литературный тип. Обсуждение иллюстраций.

I. Система образов поэмы

Вступительная беседа:


— Традиционно «Мёртвые души» изучались в школе с позиций В. Г. Белинского и рассматривались как сатирическое и социально-обличительное произведение, в котором Гоголь показал историю обнищания человеческой души. Какие новые аспекты изучения поэмы вы узнали при чтении статей учебника о «Мёртвых душах»?

— Перечислите образы поэмы. Объедините их в смысловые группы и создайте систему образов «Мёртвых душ».

Примерная таблица «Система образов поэмы „Мёртвые души“»:
ТАБЛИЦА
«Система образов поэмы „Мёртвые души“»
Образы-персонажи
Другие образы
Главные: Чичиков
Главные: Чичиков Образ автора
Второстепенные:
образы помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин), их родственников;
образы чиновников (губернатор, полицмейстер, прокурор, почтмейстер, чиновники казённой палаты и др.), других жителей и жительниц города;
образы крестьян и слуг (Селифан, Петрушка, Пелагея, Порфирий, Павлушка, умершие крестьяне Собакевича)
Метафорические образы России, города, дороги, птицы-тройки и др.

— Какие грехи опутали помещиков? Какое зло олицетворяют они?

— Г. А. Гуковский в работе «Реализм Гоголя» пишет, что «никакой последовательности… очерков о помещиках нет. <…> … Ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них». Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свой ответ.

Докажите, что помещики у Гоголя — это герои реалистического произведения.

II. Образы помещиков.
Фрагмент поэмы в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1. Манилов (глава 2).


Что общего в описании усадьбы Манилова и первом круге ада у Данте?
(По мнению Е. А. Смирновой,[3] пейзаж усадьбы Манилова близок описанию первого круга ада — Лимба: у Данте зелёный холм с замком — дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — у Н. В. Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — причудливые греко-римские имена детей Манилова.)

Какой символический смысл имеют такие детали в доме Манилова, как дым, зола, курение трубки?
(В доме Манилова много дыма: хозяин много курит. В его кабинете — горки золы, расставленные рядами. Но дым и зола связаны с бесовщиной, с дьяволом, олицетворяющим разрушение.)

В чём общность отношений Манилова с женой и грешников, населяющих второй круг ада?
(Описание отношений Манилова с женой — это пародия на второй круг ада, который населяют сладострастники. Гоголь считал, что любовным утехам нужно уделять не слишком много времени. После поцелуев Маниловых автор замечает, что «в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много можно бы сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие».)

Что символизирует изменение погоды в момент отъезда Чичикова от Манилова?
(При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от продолжения путешествия. У Данте по мере погружения в преисподнюю мгла тоже нарастает.)

Группа 2. Коробочка (глава 3).

В чём сходство посещения Чичиковым дома Коробочки и второго круга ада у Данте?
(Существует мнение, что приезд к Коробочке — это посещение второго круга ада. У Данте: «Стеная, нёсся круг Теней, гонимый вьюгой необорной»; у Н. В. Гоголя: «темнота была такая, хоть глаз выколи»; Коробочка говорит: «Сумятица и вьюга такая».)

Откуда взялась вьюга во время грозы?
(В преисподней возможно всё, и третий круг ада у Данте был кругом дождя. Каждый из помещиков Гоголя живёт в замкнутом мире, где время остановилось или течёт своим чередом. Так, за воротами усадьбы может быть другая погода и даже другое время года.)

Какой символический смысл имеют детали в доме Коробочки и её имя?
(Дом Коробочки похож на пещеру колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Колдовство на Руси всегда было связано с чертовщиной. Предметы трудно рассмотреть, так как в комнате полумрак. Идея воскресения заложена в имени Коробочки: Анастасия означает воскресшая.)

Почему Коробочка решает задобрить Чичикова и погасить его гнев приготовлением застолья?
(На столе у Коробочки «нивесть чего не было». Чичиков объедается пирогом, горячими блинками, что приближает эту картину к третьему кругу дантовского ада, где живут чревоугодники.)

Группа 3. Ноздрёв (глава 4).

Прокомментируйте эпизод «В трактире» с начала главы до слов «…стук колёс подъехавшего экипажа». Как сюжет эпизода связан с кругами ада у Данте?
(Третий круг ада населяют обжоры. Н. В. Гоголь считал грех чревоугодия одним из самых тяжких. Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.)

В чём общность четвёртого круга ада и истории с Ноздрёвым?
(В четвёртом круге ада мучаются скупцы и расточители. Бесшабашный гуляка Ноздрёв — расточитель. Игра в шашки подчёркивает его азартность.)

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент «Чичиков у Ноздрёва».

Выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Как проявился замысел спасения души в главе о Ноздрёве?
(В предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, а ноздрёвский способ — нечестная сделка, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.)

Группа 4. Собакевич (глава 5).

Можно ли сказать, что Н. В. Гоголь последовательно идёт за сюжетом Данте?
(Гоголь изменяет сюжет о кругах ада в соответствии со своим замыслом. Поэтому нет прямых параллелей между главами «Мёртвых душ» и кругами ада у Данте. Но в четвёртом круге ада находятся не только расточители, но и скупцы, как Собакевич и Плюшкин.)

Чем близок образ Собакевича русскому фольклору? В чём иронический смысл этого сопоставления?
(Собакевич по физической силе близок русским богатырям, совершавшим подвиги. Но богатыри сражались за родную землю, а Собакевич — «антибогатырь», способный совершать «подвиги» только за столом.)

Какие пороки обличает Гоголь в эпизоде «Обед у Собакевича»?
(Гоголь обличает чревоугодие, так как считает его особенно тяжким пороком.)

Какие души, по мнению Гоголя, достойны воскресения и преображения?
(Антибогатырь Собакевич готов к воскресению. Его способ «оживления» умерших крестьян не мошенничество, как у Ноздрёва, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Именно умершие крестьяне Собакевича и являются теми «живыми душами», которые стоят «позади мёртвых» (А. И. Герцен). Они олицетворяют силу, ловкость, трудолюбие, смекалку русского народа. Горечь автора в том, что жизнь лучших сынов нации так коротка. Но они отправляются к Богу, заслужив эту лучшую, в религиозном сознании Гоголя, участь.)

Группа 5. Плюшкин (глава 6).

Чем Плюшкин близок Собакевичу?

Можно ли соотнести образ Плюшкина со скупцами из четвёртого круга ада?
(Если Собакевич хотя и кулак, но бережливый хозяин, заботящийся о крепости жилища своих крестьян, то в Плюшкине черты скупца доведены до абсурда. Он собирает и тащит в дом всё, что находит.)

Зачем Гоголь подробно рассказывает о прошлом Плюшкина? Почему Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома?
(Гоголь хотел привести Плюшкина к нравственному перерождению, так как праведниками на Руси часто становились те, кто искупил самые тяжёлые грехи.)

Какой способ спасения души «предлагается» таким, как Плюшкин?
(Плюшкин спасает вещи, поднимая всё на своём пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека, «воскрешение» его души.)

III. Обличительный пафос автора
Групповая практическая работа.

Анализ эпизодов купли-продажи мёртвых душ
(по плану, данному в домашнем задании к уроку 60).

Группа 1.
Проанализируйте сцену купли-продажи мёртвых душ у Манилова
со слов «А для каких причин вам это нужно?..» до слов «…отёр платком выкатившуюся слезу».

Как звучит в эпизоде надежда автора на воскресение души Манилова?
(Надежду на воскресение заблудшей души выражает Чичиков. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков защищает умерших, думая: «Очень не дрянь!»)

Группа 2.
Проанализируйте сцену купли-продажи мёртвых душ у Коробочки
со слов «…Уступите-ка их мне…» до слов «…в три ручья катился по лицу его».

Как в эпизоде воплощён замысел Н. В. Гоголя о воскресении души?
(Коробочка не бранит своих умерших крестьян, а надеется, что мёртвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся».)

Группа 3.
Проанализируйте эпизод, в котором Чичиков просит Ноздрёва продать ему мёртвые души
со слов «…у меня к тебе просьба» до слов «…пусть их едят одно сено».

Почему в эпизоде нет разговора об умерших крестьянах Ноздрёва? Может ли «воскреснуть» его душа?
(Ноздрёв не продает мёртвые души, потому что не может «больше дня усидеть дома», не знает, что творится у него в хозяйстве, и не верит Чичикову. Душа Ноздрёва мертва, но сам образ типичен.)

Группа 4.
Проанализируйте сцену купли-продажи мёртвых душ у Собакевича
со слов «Вам нужно мёртвых душ?..» до слов «…не доставить удовольствия ближнему».

Зачем Собакевич расхваливает умерших крестьян? Как в этом проявляется авторская позиция?
(Собакевич как бы воскрешает умерших крестьян восхвалением. Автор уверен, что спасение души достаётся дорого — покупается жизнью, полной самоотвержения и труда.)

Группа 5.
Проанализируйте два фрагмента купли-продажи мёртвых душ у Плюшкина
со слов «Чичиков постарался объяснить…» до слов «…были ли они у него или нет» и со слов «А сколько бы вы дали?» до слов «…ежеминутно боясь расплескать её».

Как в них проявляются мысли Гоголя о возможности спасения души Плюшкина?
(Ограничение в еде в усадьбе Плюшкина противостоит чревоугодию других помещиков. Душа Плюшкина наиболее изуродована, но его личность от природы ярче, талантливее других. Показывая Плюшкина «прорехой на человечестве», Гоголь утверждает, что самые отъявленные грешники, преодолев низменные устремления покаянием и молитвой, могут стать праведниками, тем самым предвосхищая тему праведничества в русской литературе второй половины XIX века. В лирическом отступлении, начинающемся со слов «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», Гоголь винит не Плюшкина, а наступившую старость, которая «грозна и страшна», и даже могила «милосерднее её». Поэтому путь спасения души в том, чтобы забирать «из юношеских лет» «все человеческие движения», успев очиститься и раскаяться на этом свете.)

Обобщающая беседа:

Каждый из помещиков — индивидуальность. Что же их сближает?

Чем опасны маниловы и коробочки?

Зачем в четвёртую главу Н. В. Гоголь вводит раздумья о Ноздрёве?

Есть ли в Собакевиче положительные черты? Обоснуйте свой ответ.

Почему главу о Плюшкине открывает лирическое отступление?

По мнению Ю. В. Манна, Плюшкин не мертвее, а живее других. Так ли это? Аргументируйте свою позицию.

В чём символический и общечеловеческий смысл образов помещиков?

*Почему появились понятия маниловщина, ноздрёвщина? Могут ли размышления о них помочь воспитанию души? Обоснуйте свой ответ.

Есть ли смысл в том, что Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а завершает посещением Плюшкина? Обоснуйте свой ответ.
(Каждый помещик у Н. В. Гоголя — это своеобразный круг ада, но они расположены не по мере убывания в них живых сил. Важно то, как каждый убивает свою душу и велика ли его личная вина в этом. Больше виноват всегда тот, кто умнее, кто больше одарён, но решился на дурной поступок. У Н. В. Гоголя каждый следующий помещик совершил более тяжкое грехопадение, но сам он ярче, крупнее, талантливее предыдущего. Поэтому личная нравственная вина каждого следующего помещика более значительна.)

*Манилов живёт среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Почему так? Случайно ли это? Проанализируйте смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках.
(Каждый помещик живёт в своём замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решётки», шлагбаум — всё замыкает жизнь героев, отрезает её от внешнего мира. У каждого и миров-кругов. Герои поэмы живут, приспособив к себе время. Они статичны и не развиваются, то есть мертвы. Но каждый может спасти свою душу, если захочет.)

IV. Понятие о литературном типе

Работа со словарём литературоведческих терминов.


Выяснение смыслового наполнения понятия литературный тип:

— Какие человеческие типы воплощены в помещиках Гоголя?

— Задание из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Итоговые вопросы:

Каков символический смысл образов помещиков в поэме Гоголя?

Как связано повествование Гоголя с «Божественной комедией» Данте?

Домашнее задание

Используя план характеристики литературного героя (см. урок 55) и статьи учебника «Манилов», «Коробочка», «Ноздрёв», «Собакевич» и «Плюшкин», составить сообщение об одном из помещиков.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить сравнительную характеристику помещиков (по выбору учащихся).

Перечитать главы I, VII—X.

Групповое задание.

Подготовить инсценирование фрагмента из пьесы Е. Л. Шварца «Дракон» (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Составить заочные экскурсии по городу N (см. темы в материале следующего урока).

Следующий урок: Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города >>>


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
1808 – 1852)


Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В. Белинский


Николай Васильевич Гоголь родился на Украине, в Полтавской губернии, в семье помещиков. В 1818 году родители отдали его в Полтавское уездное училище, в 1821 году — в Нежинскую гимназию высших наук для продолжения образования. С юношеских лет Гоголь полон стремления принести пользу государству на гражданской службе, внушать молодому поколению высокие истины в качестве учителя или с театральных подмостков. Юриспруденцию он считал решающим фактором в государстве. Юный Гоголь полагал, что только в столице империи Петербурге он сможет полно и успешно проявить себя на государственной ниве. Однако Петербург встретил его неласково, карьера не сложилась, но Гоголь не пал духом. Ему открылось писательское поприще, которое зависело только от него самого, от его таланта и упорства. Гоголь издал начатую еще в гимназии романтическую поэму, но она успеха не имела, и он, удрученный автор, скупил и уничтожил тираж.

Петербург представлялся ему городом обмана, скуки, наживы, а родная Украина по контрасту со столицей — веселой, полной задора, песен, легенд страной, где царят воля, удаль, душевное здоровье. В столице каждый живет для себя и стремится казаться не тем, что он есть, а значительно крупнее. Там, на Украине, в большинстве своем люди — товарищи. У них общие интересы, общие заботы, общие чувства, а если кто-то обособляется от соседей, то его сразу распознают и нередко он несет наказание. Украина живет народной стихийной жизнью. Почва бытия ее жителей народные сказки, песни, легенды, народная фантазия. Молодой литератор вдохновенно пишет повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вышли в двух частях. Все знаменитые в те годы писатели встретили их восторженно. Сам Пушкин отметил «Вечера...» как одно из примечательных литературных явлений. Гоголь вошел в круг петербургских, а затем и московских литераторов. С помощью Жуковского он становится преподавателем Педагогического института, затем занимает должность профессора в Петербургском университете по кафедре всеобщей истории.

С 1832 по 1834 год Николай Васильевич готовит сборник «Миргород», выстраивая его но контрасту: с одной стороны, героическая историческая повесть «Тарас Бульба», где оживают традиции вольного казачества, идеи и чувства товарищества и братства, с другой — гротеск («Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), комическая и грустная идиллия («Старосветские помещики»). Особняком стоит насыщенная фантастикой демоническая повесть «Вий» о пагубной красоте, которой отдал душу молодой парубок.

После «Миргорода» Гоголь написал произведения, вошедшие в цикл «Петербургские повести», комедию «Ревизор», начал работу над поэмой «Мертвые души».

В 1836 году он путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Париже с глубокой печалью узнает о смерти Пушкина. В 1841 году писатель ненадолго приехал в Россию, затем поселился в Италии. В Риме он завершил первый том «Мертвых душ». Для издания писатель возвратился в Россию, после чего снова уехал в Италию, где редактирует для переизданий свои произведения, создает новые — сборник «Петербургские повести», посвященный жизни северной столицы. Сюда вошла и повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась беда — ночные грабители лишают его шинели.

В повести Гоголь изобразил характер «маленького человека». Тот порой лишен слова и почти ничего не может вымолвить, а изъясняется одними предлогами и наречиями. Действие происходит не просто зимой в морозном северном городе, а в атмосфере мирового холода, окружающего Акакия Акакиевича. На него отовсюду дует ветер, который в конце концов сдувает жалкого чиновника с лица земли. Справив шинель, Башмачкин испытывает миг величайшего торжества. Он называет шинель «подругой жизни», и даже несколько раз на его лице мелькает усмешка, чего за ним никогда не наблюдалось. Отметив обнову выпивкой с сослуживцами, Башмачкин при возвращении домой подвергается нападению и лишается шинели. Величайшее торжество сменяется величайшей катастрофой. Все попытки Акакия Акакиевича вернуть потерю ни к чему не приводят: бюрократическая машина бездушна и холодна. Герой вынужден был вновь ходить в старой, дырявой шинели. В конце концов он заболел и умер.

Социальная никчемность Акакия Акакиевича сделала его ничтожным человеком, который имел только одну страсть: одни буквы были у него фаворитами, он любил переписывать бумаги без всякого смысла, подчиняясь лишь формальному акту письма. Личное начало заглохло в «маленьком человеке», но это не значит, что совсем исчезло из его души. После смерти Акакия Акакиевича появляется из небытия мститель, который срывает с чиновников шинели и успокаивается лишь тогда, когда в его руках оказывается генеральская шинель, шинель того «значительного лица», которое отказало Акакию Акакиевичу в помощи. Посмертный бунт героя — это вызов всеобщей бюрократии и всему порядку. Не ощущает он, угнетенный пустотой действительности, и силы Бога. Лишь перед концом жизни явился Башмачкину светлый гость в виде шинели — явный намек на ангела.

В 1842 году вышли в свет «Мертвые души», первый том — лишь одна часть огромного замысла, образцом которого послужила поэма итальянского поэта Данте «Божественная комедия», состоящая из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай»). Гоголь предполагал показать идеальных русских людей, которые нравственно очистились, пройдя испытания страданием.

Общий замысел был возвышенным и грандиозным но масштабу. Гоголь намеревался поведать миру о величии души русского человека, о духовном содержании русской жизни в ее идеале, рассказать о том, какую громадную роль призвана сыграть Россия для других народов и стран. Поэма мыслилась автором как воспевание богатейшей национальной души. В первом же томе действовали не живые, а мертвые души, которые достойны сатирического смеха. Для этого были использованы приемы романа-путешествия (Чичиков объезжает Россию), романа-воспитания (биографии Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (сюжет первого тома основан на афере Чичикова).

Работа над вторым томом «Мертвых душ» привела Гоголя к глубокому духовному кризису: отрицательные герои дались ему куда лучше положительных. Художник понимал, что поэма требует живых картин, которые бы убеждали читателя конкретностью, точностью и силой изображения. Он обвинил себя в том, что оклеветал Россию, населив «Мертвые души» уродами и не сумев превратить их в положительных героев. Болезненно переживая неудачи со вторым и третьим томами, он пытался найти выход, просил милости у Бога, написал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», основная мысль которой — религиозное покаяние и страстный призыв к вере. Та же идея пронизывает и «Авторскую исповедь». Измученный душевной борьбой, Гоголь в 1852 году сжег второй том «Мертвых душ».

Вскоре, буквально через несколько дней, он умер, изнуренный страданиями и не найдя примирения с собой.

Вся Москва хоронила своего гениального сына, чье влияние на дух России, на ее культуру, на ее искусство слова неоценимо.
В. Коровин

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте внимательно статью В. И. Коровина о Н. В. Гоголе. Подготовьте ее пересказ.

2. Что говорит о Гоголе В. Г. Белинский в эпиграфе к статье?

3. Что рассказывается в статье о повести «Шинель»? Прочитайте повесть «Шинель» целиком. Поразмышляйте над судьбой героя, его горестями и радостями.

4. Что Вы узнали из рассказа о Гоголе, об особой роли «Мертвых душ» в его жизни и судьбе? Познакомьтесь с этим произведением.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. В уроках по творчеству Н. В. Гоголя частично использованы учебные материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)

3. См.: Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». — Л., 1987. (вернуться)

 
 
 
Соколов П. П. Чичиков у Ноздрёва. 1909
Из серии почтовых открыток с иллюстрациями П.П. Соколова к поэме "Мёртвые души" Н.В. Гоголя. Санкт-Петербург. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1909.
На лицевой стороне открытки размещены: иллюстрация; фрагмент текста произведения; указано местонахождение оригинала - Музей Императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей).
Репродукция акварели П.П. Соколова к 4-й главе 1-го тома «Мертвых душ»: изображены, стоящий перед столом с шашками и самоваром, Ноздрев, справа от него Чичиков и двое слуг.
На обороте изображение логотипа Общины Св. Евгении", отмечено место для письма, марки, вдоль правого края напечатаны сведения о типографии.
Иллюстрации П. П. Соколова к поэме "Мертвые души"
на сайте "Литература"
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика