Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Специфика жанра. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Статья учебника «Николай Васильевич Гоголь»
 
 Некрасов Н. А. Блажен незлобивый поэт...
 
 Таблица «Композиционная структура поэмы "Мёртвые души"»
 
Уроки по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе
 
 
 
Ноздрёв и Чичиков на балу у губернатора. Иллюстрации А.А.Агина к поэме "Мертвые души"
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

МЁРТВЫЕ ДУШИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 60. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы

Урок 61. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков

Урок 62. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города

Урок 63. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова

Урок 64. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

Урок 65. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

Урок 66. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос


УРОК 65
Н. В. ГОГОЛЬ.
«МЁРТВЫЕ ДУШИ»:
СПЕЦИФИКА ЖАНРА[2]

Основное содержание урока

Развитие понятия о видах комического: юморе, иронии, сатире, сарказме. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского.

Основные виды деятельности.
Характеристика художественного мира поэмы. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия сатира, юмор, ирония, сарказм.

Развитие понятия о видах комического: юморе, иронии, сатире, сарказме

I. Вступительная беседа:


— Вспомните, чем сходны и чем различаются виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм. Проверьте себя по словарю литературоведческих терминов:

Ю́мор — (от англ. humour — комизм, причуда, нрав; лат. humor – влага; восходит к с древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.

Иро́ния — (от греч. eironeia — притворство, насмешка)
1) Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому.
2) Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он (Онегин) с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку..." (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

Сати́ра — (от лат. satura — смесь, мешанина, всякая всячина)
1) Вид комического (см. комическое): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. — наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор — осмеяние "частного", то С., как правило, — осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д. 2) Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).

Сарка́зм — (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") — издевательство) — вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос (см.) отрицания, переходящий в негодование: "Ты умрешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи // (Ждущей смерти твоей с нетерпением)... " (Н.А. Некрасов). С., как правило, диктуется гневом, который вызван определенным негативным явлением, и позволяет обнажить контраст между подтекстом (см.) и внешним смыслом (например, в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"). С. - одно из важнейших художественных средств сатиры. (Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.)

— Установите соответствия между определениями видов комического и примерами:

ТАБЛИЦА
Установите соответствия между определениями видов комического и примерами
Вид комического
Определение
Пример
1. Юмор
1. Злая, язвительная насмешка, издёвка
1. «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы»
2. Ирония
2. Обличение социально-нравственных пороков
2. «…Гостиница была… именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед…»
3. Сатира
3. Скрытая насмешка
3. «Сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с чёрною, как смоль, бородою»
4. Сарказм
4. Добродушная насмешка
4. «Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал»

Ответы: 143, 232, 321, 414.

— Вспомните определение лирического отступления.
(Внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.)

— Почему прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Н. В. Гоголь называет поэмой?

II. Жанровое своеобразие поэмы.
Соединение комического и лирического начал

Практическая работа.
Отчёты групп о подготовке к семинарскому занятию.


Сообщения по вопросам семинара и аргументация своей позиции.

Группа 1. Фольклоризм поэмы.

Как в поэме отразились традиции фольклора? Какие пословицы, поговорки и народные приметы упоминает автор? Какова их роль?

*Можно ли к поэме применить смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок»? Обоснуйте свой ответ.

Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?

Группа 2. Роль комического.

«Комизм кроется везде, — говорил Н. В. Гоголь. — Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесёт его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Что высмеивает Н. В. Гоголь в современной ему жизни?

Какова роль портрета, пейзажа, художественной детали, интерьера, иронии, сатиры и сарказма в раскрытии авторского замысла?

Группа 3. Лирические отступления.

Какова композиционная роль лирических отступлений?

На какие темы рассуждает в них автор?

*Что общего в лирическом отступлении «И во всемирной летописи человечества…» (гл. X) и «Думе» М. Ю. Лермонтова?

Что характерно для языка лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя...» (гл. XI)?

*Сопоставьте языковые особенности этого лирического отступления и язык автора в описании города (гл. I).

III. Поэма в оценке В. Г. Белинского.
Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского

Группа 4. «Мёртвые души» в оценке В. Г. Белинского.


Почему Белинский считал главным в поэме её сатирический пафос?

Как понять его слова о поэме: «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни»?

Почему критик считает лирические отступления необязательными в поэме (см. статью по поводу второго издания «Мёртвых душ»)?

*Что общего во взглядах на творчество Н. В. Гоголя у В. Г. Белинского и в стихотворении Н. А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт…», написанном на смерть Гоголя?

*Каков был ответ Гоголя на критику Белинского?
(См. переписку Гоголя и Белинского в 1847 году).

IV. Обобщающая беседа:

Какой эффект создаёт в поэме единство фольклорного, комического и лирического начал?

Что даёт Н. В. Гоголю основания верить в будущее России, в её духовное возрождение?

V. Выразительное чтение наизусть и обсуждение финального лирического отступления первого тома:

— В чём выразились патриотические чувства Гоголя в финале поэмы?

Каковы особенности языка и художественной формы финального лирического отступления?

Итоговый вопрос: В чём специфика жанра и авторского пафоса «Мёртвых душ»?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к контрольному сочинению по поэме «Мёртвые души», ответив на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Ответить на вопросы викторины № 8 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение на одну из тем раздела учебника «Творческое задание».

*Написать отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии поэмы.

*Сопоставить поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и её инсценировку М. А. Булгаковым.


УРОК 66
Н. В. ГОГОЛЬ.
«МЁРТВЫЕ ДУШИ».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. В. ГОГОЛЯ. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 7

Основное содержание урока

Контрольная работа: письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Поиск ошибок и редактирование черновых вариантов своих письменных работ.

Контрольная работа
Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов
:

1. Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н. В. Гоголя, нуждаются в обличении?

2. Чем смешон и страшен чиновничий город в изображении Н. В. Гоголя?

3. Как изменяется авторское отношение к миру на протяжении поэмы «Мёртвые души»?

4. Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мёртвые души»?

Домашнее задание

Ответить на вопросы викторин № 9 и № 10 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Прочитать повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

Индивидуальные задания.

Подобрать материалы и подготовить сообщения о биографии и творчестве Ф. М. Достоевского,
его портретах (см. http://literatura5.narod.ru/dostoevskiy1. html)
и памятниках писателю,
истории создания повести «Белые ночи» (см. фрагмент о «Белых ночах» из книги К. В. Мочульского «Гоголь. Соловьёв. Достоевский»
с использованием ресурсов Интернета, справочной литературы и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Иллюстрированный электронный сборник ученических рефератов по поэме «Мёртвые души».

Следующий урок: Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя >>>


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
1808 – 1852)


Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В. Белинский


Николай Васильевич Гоголь родился на Украине, в Полтавской губернии, в семье помещиков. В 1818 году родители отдали его в Полтавское уездное училище, в 1821 году — в Нежинскую гимназию высших наук для продолжения образования. С юношеских лет Гоголь полон стремления принести пользу государству на гражданской службе, внушать молодому поколению высокие истины в качестве учителя или с театральных подмостков. Юриспруденцию он считал решающим фактором в государстве. Юный Гоголь полагал, что только в столице империи Петербурге он сможет полно и успешно проявить себя на государственной ниве. Однако Петербург встретил его неласково, карьера не сложилась, но Гоголь не пал духом. Ему открылось писательское поприще, которое зависело только от него самого, от его таланта и упорства. Гоголь издал начатую еще в гимназии романтическую поэму, но она успеха не имела, и он, удрученный автор, скупил и уничтожил тираж.

Петербург представлялся ему городом обмана, скуки, наживы, а родная Украина по контрасту со столицей — веселой, полной задора, песен, легенд страной, где царят воля, удаль, душевное здоровье. В столице каждый живет для себя и стремится казаться не тем, что он есть, а значительно крупнее. Там, на Украине, в большинстве своем люди — товарищи. У них общие интересы, общие заботы, общие чувства, а если кто-то обособляется от соседей, то его сразу распознают и нередко он несет наказание. Украина живет народной стихийной жизнью. Почва бытия ее жителей народные сказки, песни, легенды, народная фантазия. Молодой литератор вдохновенно пишет повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вышли в двух частях. Все знаменитые в те годы писатели встретили их восторженно. Сам Пушкин отметил «Вечера...» как одно из примечательных литературных явлений. Гоголь вошел в круг петербургских, а затем и московских литераторов. С помощью Жуковского он становится преподавателем Педагогического института, затем занимает должность профессора в Петербургском университете по кафедре всеобщей истории.

С 1832 по 1834 год Николай Васильевич готовит сборник «Миргород», выстраивая его но контрасту: с одной стороны, героическая историческая повесть «Тарас Бульба», где оживают традиции вольного казачества, идеи и чувства товарищества и братства, с другой — гротеск («Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), комическая и грустная идиллия («Старосветские помещики»). Особняком стоит насыщенная фантастикой демоническая повесть «Вий» о пагубной красоте, которой отдал душу молодой парубок.

После «Миргорода» Гоголь написал произведения, вошедшие в цикл «Петербургские повести», комедию «Ревизор», начал работу над поэмой «Мертвые души».

В 1836 году он путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Париже с глубокой печалью узнает о смерти Пушкина. В 1841 году писатель ненадолго приехал в Россию, затем поселился в Италии. В Риме он завершил первый том «Мертвых душ». Для издания писатель возвратился в Россию, после чего снова уехал в Италию, где редактирует для переизданий свои произведения, создает новые — сборник «Петербургские повести», посвященный жизни северной столицы. Сюда вошла и повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась беда — ночные грабители лишают его шинели.

В повести Гоголь изобразил характер «маленького человека». Тот порой лишен слова и почти ничего не может вымолвить, а изъясняется одними предлогами и наречиями. Действие происходит не просто зимой в морозном северном городе, а в атмосфере мирового холода, окружающего Акакия Акакиевича. На него отовсюду дует ветер, который в конце концов сдувает жалкого чиновника с лица земли. Справив шинель, Башмачкин испытывает миг величайшего торжества. Он называет шинель «подругой жизни», и даже несколько раз на его лице мелькает усмешка, чего за ним никогда не наблюдалось. Отметив обнову выпивкой с сослуживцами, Башмачкин при возвращении домой подвергается нападению и лишается шинели. Величайшее торжество сменяется величайшей катастрофой. Все попытки Акакия Акакиевича вернуть потерю ни к чему не приводят: бюрократическая машина бездушна и холодна. Герой вынужден был вновь ходить в старой, дырявой шинели. В конце концов он заболел и умер.

Социальная никчемность Акакия Акакиевича сделала его ничтожным человеком, который имел только одну страсть: одни буквы были у него фаворитами, он любил переписывать бумаги без всякого смысла, подчиняясь лишь формальному акту письма. Личное начало заглохло в «маленьком человеке», но это не значит, что совсем исчезло из его души. После смерти Акакия Акакиевича появляется из небытия мститель, который срывает с чиновников шинели и успокаивается лишь тогда, когда в его руках оказывается генеральская шинель, шинель того «значительного лица», которое отказало Акакию Акакиевичу в помощи. Посмертный бунт героя — это вызов всеобщей бюрократии и всему порядку. Не ощущает он, угнетенный пустотой действительности, и силы Бога. Лишь перед концом жизни явился Башмачкину светлый гость в виде шинели — явный намек на ангела.

В 1842 году вышли в свет «Мертвые души», первый том — лишь одна часть огромного замысла, образцом которого послужила поэма итальянского поэта Данте «Божественная комедия», состоящая из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай»). Гоголь предполагал показать идеальных русских людей, которые нравственно очистились, пройдя испытания страданием.

Общий замысел был возвышенным и грандиозным но масштабу. Гоголь намеревался поведать миру о величии души русского человека, о духовном содержании русской жизни в ее идеале, рассказать о том, какую громадную роль призвана сыграть Россия для других народов и стран. Поэма мыслилась автором как воспевание богатейшей национальной души. В первом же томе действовали не живые, а мертвые души, которые достойны сатирического смеха. Для этого были использованы приемы романа-путешествия (Чичиков объезжает Россию), романа-воспитания (биографии Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (сюжет первого тома основан на афере Чичикова).

Работа над вторым томом «Мертвых душ» привела Гоголя к глубокому духовному кризису: отрицательные герои дались ему куда лучше положительных. Художник понимал, что поэма требует живых картин, которые бы убеждали читателя конкретностью, точностью и силой изображения. Он обвинил себя в том, что оклеветал Россию, населив «Мертвые души» уродами и не сумев превратить их в положительных героев. Болезненно переживая неудачи со вторым и третьим томами, он пытался найти выход, просил милости у Бога, написал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», основная мысль которой — религиозное покаяние и страстный призыв к вере. Та же идея пронизывает и «Авторскую исповедь». Измученный душевной борьбой, Гоголь в 1852 году сжег второй том «Мертвых душ».

Вскоре, буквально через несколько дней, он умер, изнуренный страданиями и не найдя примирения с собой.

Вся Москва хоронила своего гениального сына, чье влияние на дух России, на ее культуру, на ее искусство слова неоценимо.
В. Коровин

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

БЛАЖЕН НЕЗЛОБЛИВЫЙ ПОЭТ...[3]
Н. А. Некрасов


* * *
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
1852
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. В уроках по творчеству Н. В. Гоголя частично использованы учебные материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)

3. «Блажен незлобивый поэт…» — дата создания: 1852, опубл.: 1852. Стихотворение о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом.
Это стихотворение Н. А. Некрасова — один из первых откликов поэта на проблемы писательского труда. Оно написано на смерть Гоголя, случившуюся 21 февраля 1852 года, и направлено против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил — ненавидя», и провозглашает этим «гоголевское направление» в литературе 50-х годов.
В 1855 году Н. Чернышевский в статье «Очерки гоголевского периода» напишет: «Никогда „незлобивый поэт“ не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному, „враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде».
Под влиянием этого стихотворения И. С. Тургенев, как он сам признался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки. (вернуться)

 
 
Титульный лист первого издания поэмы «Мертвые души», выполненный по рисунку Н.В.Гоголя
Источник: Переписка Гоголя в 2-х т., М., Худ. лит., 1988 г. Т. 2.
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика