Итоговый урок. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
А.С.Грибоедов. Гравюра Н.Уткина. 20 октября 1829 г. Источник: Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений: [В 3 т.]. – СПб.: Изд. Разряда изящной словесности Имп. акад. наук, 1911–1917. – Т. 1. – 1911. Вклейка перед стр. 1.
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка.
Портрет работы Ф.О.Будкина. Масло. 1834.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 176–177.
 
Портрет Н.В.Гоголя. А. Г. Венецианов, 1834. Литография. Источник: Гоголь в воспоминаниях современников / Редакция текста, предисловие и комментарии С. И. Машинского. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. – между стр. 128–129.
 
Список произведений для обязательного и самостоятельного чтения
 
Тематика рефератов для самостоятельной исследовательской работы учащихся 9 класса
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ
 
ИТОГИ ГОДА
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 105
ИТОГИ ГОДА
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 8


Основное содержание урока

Выявление уровня литературного развития выпускников основной школы. Итоги года и задания для летнего чтения.

Основные виды деятельности.

Предъявление читательских и исследовательских навыков: выразительное чтение (в том числе наизусть), пересказ, устный монологический ответ, рассказ о произведении или герое, иллюстрирование примерами литературоведческих терминов, тестирование, письменный ответ на проблемный вопрос.

I. Выявление уровня литературного развития выпускников основной школы

На и т о г о в о м   у р о к е за курс основной школы актуализируются те аспекты контроля, которые эффективно проверяют уровень литературного развития выпускников 9 класса. Учащиеся, выбравшие для ГИА устный экзамен по литературе, должны получить последние консультации, все остальные школьники — продемонстрировать уровень их литературной подготовки.

Вариант I (традиционный)

Выпускникам предлагается создать письменный развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, групповую или сравнительную характеристику, отзыв, интервью, диалог, сочинение-миниатюру на литературную (свободную) тему или в заданном жанре (по выбору учителя).

Примерные вопросы в формате ГИА по литературе
(часть II):


1. Какие черты сентиментализма отразились в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. Как В. А. Жуковский преображает жанр традиционной фантастической баллады? (На примере одной из баллад.)

3. В чём А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» выступает как писатель-сатирик?

4. В чём благородство нравственной позиции героя любовной лирики А. С. Пушкина? (На примере одного стихотворения.)

5. Почему А. С. Пушкин сделал Татьяну Ларину непохожей на её окружение? (По роману «Евгений Онегин».)

6. Каковы взгляды М. Ю. Лермонтова на миссию поэта? (На примере одного-двух стихотворений.)

7. Почему каждая из героинь романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» нравственно выше Печорина?

8. Какой смысл приобретают образы умерших крестьян в разговорах Чичикова с помещиками? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».)

9. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в рассказах А. П. Чехова? (На примере одного-двух рассказов.)

10. Каким показан образ России в одном из стихотворений А. А. Блока (С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, Н. А. Заболоцкого, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского)?

11. Какие черты присущи образу повествователя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»?

12. Почему рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» назвали в критике притчей?

Вариант II
Примерные задания для проведения урока в форме литературной игры:


Задания на знание основных фактов жизни и творческого пути
А. С. Грибоедова,
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя,
на проверку навыков монологической речи:

1. Расскажите о важных страницах жизни А. С. Грибоедова (знакомстве с декабристами, работе над комедией «Горе от ума», дипломатической деятельности).

В чём драматизм этих страниц его биографии?

2. Расскажите о южной и михайловской ссылках А. С. Пушкина (творчестве поэта после декабристского восстания, в период двух Болдинских осеней, в 1830—1836 гг.).

Какие новые художественные принципы утвердились в творчестве А. С. Пушкина в это время?

3. Расскажите о жизни М. Ю. Лермонтова в Петербурге и Москве (о двух ссылках поэта на Кавказ).

Почему 1837 г. считают рубежом двух периодов в его творчестве?

4. Расскажите о судьбе и творчестве Н. В. Гоголя (жизни в Малороссии, службе в Петербурге, пребывании за границей, истории создания поэмы «Мёртвые души»).

Какое общественное предназначение видел для себя Н. В. Гоголь?

Задания на знание содержания литературных произведений (тестирование):

1. Соотнесите цитаты с названиями произведений:

ТАБЛИЦА
Соотнесите цитаты с названиями произведений
Цитата
Название произведения
1) Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой...
1) А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
2) Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров...
2) А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
3) Невыразимое подвластно ль выраженью...
3) А. С. Пушкин. «К морю»
4) ...пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок...
4) В. А. Жуковский. «Невыразимое»
5) И долго-долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы...
5. «Волк на псарне»
6) Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою...
6) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
7) Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость ушедшую мою
7) С. А. Есенин. «Письмо к женщине»
8) Зачем я жил? Для какой цели я родился?
8) «Слово о полку Игореве»
9) Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!
9) М. Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
10) Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянье
10) Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»

Ответы: 1-8, 2-5, 3-4, 4-1, 5-3, 6-2, 7-9, 8-6, 9-10, 10-7.

2. *Соотнесите географические названия с авторами произведений:

ТАБЛИЦА
Соотнесите географические названия с авторами произведений
Географическое название
Автор
1) Дон
1) А. С. Пушкин
2) Кузнецкий мост
2) Ф. М. Достоевский
3) Красногорье
3) А. И. Солженицын
4) Гуд-гора
4) А. С. Грибоедов
5) Казань
5) Неизвестный автор
6) Фонтанка
6) М. Ю. Лермонтов
7) Урюпинск
7) Н. В. Гоголь
8) Тальново
8) М. А. Шолохов

Ответы: 1-5, 2-4, 3-1, 4-6, 5-7, 6-2, 7-8, 8-3.

3. Соотнесите детали одежды с именами литературных героев:

ТАБЛИЦА
Соотнесите детали одежды с именами литературных героев
Детали одежды
Имя героя
1) Малиновый берет
1) Плюшкин
2) Офицерский сюртук без эполет и мохнатая черкесская шапка
2) Максим Максимыч
3) Фрак брусничного цвета с искрой
3) Татьяна Ларина
4) Изорванный бешмет
4) Евгений Онегин
5) Полосатое платье
5) Чичиков
6) На вате шлафор и чепец
6) Казбич
7) Широкий боливар
7) Грушницкий
8) Толстая солдатская шинель
8) Собакевич
9) Сапог исполинского размера
9) Девушка-ундина
10) Колпак, который носят деревенские дворовые бабы
10) Прасковья Ларина

Ответы: 1-3, 2-2, 3-5, 4-6, 5-9, 6-10, 7-4, 8-7, 9-8, 10-1.

Задания для проверки знания наизусть и навыков выразительного чтения:

1. Прочитайте наизусть вступление к «Слову о полку Игореве» (или плач Ярославны).

Каково значение «Слова...» для русской литературы последующих веков?

2. Прочитайте наизусть отрывок одной из од М. В. Ломоносова (Г. Р. Державина) или стихотворение В. А. Жуковского (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Как в нём отразились раздумья поэтов о смысле жизни?

3. Прочитайте наизусть монолог Чацкого (Фамусова) из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Какие черты эпохи отразились в этих фрагментах?

4. Прочитайте наизусть стихотворение А. А. Блока (С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, Н. А. Заболоцкого, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского).

В чём своеобразие его стиха и поэтических интонаций?

Задания для проверки усвоения теоретико-литературных понятий:

1. Назовите основные черты следующих жанров: слово (ода, путешествие, баллада, элегия, послание, повесть, рассказ, роман в стихах, психологический роман, трагедия, комедия, философско-драматическая поэма, притча).
Приведите примеры.

2. Дайте характеристику литературным направлениям: сентиментализм (романтизм, реализм).
Приведите примеры.

3. В чём сходство и различия литературоведческих терминов: герой, антигерой, литературный тип?
Приведите примеры.

4. Сформулируйте определение следующих теоретико-литературных понятий: художественная условность, фантастика, типизация, психологизм.
Подтвердите свои формулировки примерами.

5. Что общего и особенного в таких видах комического, как юмор, сатира, ирония, сарказм?
Приведите примеры из произведений Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

6. Поясните на примерах сущность таких стиховедческих терминов, как силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки, лирический герой.

И т о г и года и задания для летнего чтения

На итоговом уроке учитель должен:

оценить лучшие исследовательские и другие работы учащихся (проекты, доклады, рефераты, сочинения, достижения на олимпиадах и конференциях, успехи во внеклассной деятельности по литературе);

назвать и аннотировать книги, которые нужно прочитать учащимся к 10 классу, дополнительную критическую литературу для самостоятельного чтения;

порекомендовать для чтения произведения русской и мировой литературы, необходимые для развития их читательского кругозора.

Во внеурочное время нужно провести консультации по подготовке к ГИА по литературе и составлению индивидуальных образовательных траекторий для школьников, желающих изучать литературу в старшей школе на профильном уровне.

Домашнее задание

Прочитать книги из списка произведений для обязательного и самостоятельного чтения (см. Приложение 2 ниже).

Первый урок: Литература и её роль в духовной жизни человека >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



Приложение 1
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА


1. «Слово о полку Игореве» и его переводы.
2. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка.
3. Образ Г. Р. Державина в романе В. Ф. Ходасевича «Державин».
4. Новые черты русской литературы в произведениях Н. М. Карамзина.
5. Интерес к внутреннему миру человека в стихах В. А. Жуковского.
6. Связи баллад В. А. Жуковского с фольклором и мировой литературой.
7. «Горе от ума» А. С. Грибоедова в литературной критике.
8. Мир красоты в лирике А. С. Пушкина.
9. Типология комментариев к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
10. Вечные проблемы и образы в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина.
11. Черты романтизма и реализма в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
12. Романсы на стихи М. Ю. Лермонтова.
13. Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и «Божественная комедия» Данте.
14. Образ Петербурга в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» и произведениях русской литературы XIX века.
15. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.
16. А. П. Чехов — «художник жизни».
17. Поэзия и проза русской усадьбы в сборнике рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
18. Приём гротеска в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
19. Черты жанра сказа в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
20. Картина эпохи в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
21. Композиция лирического цикла А. А. Блока «Заклятие огнём и мраком».
22. Фольклорные мотивы в лирике С. А. Есенина.
23. В. В. Маяковский и М. И. Цветаева о труде поэта.
24. Образы русских писателей и поэтов в лирическом цикле А. А. Ахматовой «Венок мёртвым».
25. Одухотворённость природы в лирике Б. Л. Пастернака и Н. А. Заболоцкого.
26. Тема подвига русского солдата в творчестве А. Т. Твардовского.
27. Песни и романсы на стихи русских поэтов как синтетический жанр.
28. Тема памятника в русской и мировой поэзии.
29. «Гамлет» У. Шекспира в литературе, живописи, кино.
30. Фауст и Мефистофель как две ипостаси человека (по трагедии И.-В. Гёте «Фауст»).


Приложение 2
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В 10 КЛАСС

Произведения для обязательного чтения

1. Из литературы первой половины XIX в.

А. С. Пушкин.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы-пустынники и жёны непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Деревня», «Во глубине сибирских руд...», «Вольность», «Демон», «Осень», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»).
Поэма «Медный всадник».

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения: «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...», «Завещание».

Н. В. Гоголь.
Повесть «Невский проспект».

2. Из литературы второй половины XIX в.

А. Н. Островский.

Пьеса «Гроза».

И. С. Тургенев.
Роман «Отцы и дети».

Ф. И. Тютчев.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Ещё земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...».

А. А. Фет.
Стихотворения: «Даль», «Шёпот, робкое дыханье...», «Ещё майская ночь», «Ещё весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришёл к тебе с приветом...», «Заря прощается с землёю...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях», «Вечер».

И. А. Гончаров.
Роман «Обломов».

А. К. Толстой.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Н. А. Некрасов.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Вчерашний день, часу в шестом...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
Роман «История одного города».

Л. Н. Толстой.
Роман-эпопея «Война и мир».

Ф. М. Достоевский.
Роман «Преступление и наказание».

Н. С. Лесков.
Рассказы: «Очарованный странник», «Тупейный художник».

3. Из литературы конца XIX — начала XX в.

А. П. Чехов.

Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах».
Пьеса «Вишнёвый сад».

4. Из литературы народов России.

Коста Хетагуров.

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

5. Из зарубежной литературы.

Ги де Мопассан.

«Ожерелье».

Генрик Ибсен.
«Кукольный дом».

Артюр Рембо.
«Пьяный корабль».

6. Из литературной критики (фрагменты статей по выбору учителя).

В. Г. Белинский.
«О русской повести и повестях г. Гоголя».

Н. А. Добролюбов.
«Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве».

Д. И. Писарев.
«Обломов», «Мотивы русской драмы», «Базаров».

Произведения для самостоятельного чтения

1. Из литературы первой половины XIX в.

А. С. Пушкин.

Пьеса «Борис Годунов», повесть «Пиковая дама».

М. Ю. Лермонтов.
Пьеса «Маскарад», поэма «Демон», роман «Княгиня Лиговская».

Н. В. Гоголь.
Повести: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего».

2. Из литературы второй половины XIX в.

А. Н. Островский.

Пьесы: «Свои люди — сочтёмся», «Бесприданница», «Снегурочка».

И. С. Тургенев.
Повести: «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». Романы: «Рудин», «Дворянское гнездо». «Песнь торжествующей любви». «Стихотворения в прозе».

И. А. Гончаров.
Романы: «Обыкновенная история», «Обрыв».

М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Карась-идеалист».
Роман «Господа Головлёвы».

Л. Н. Толстой.
«Севастопольские рассказы».
Повесть «Хаджи-Мурат».
Романы: «Анна Каренина», «Воскресение».

Ф. М. Достоевский.
Романы: «Бедные люди», «Идиот». Речь о Пушкине.

Н. С. Лесков.
Рассказы: «Запечатлённый ангел», «Человек на часах», «Леди Макбет Мценского уезда».

3. Из литературы конца XIX — начала XX в.

А. П. Чехов.

Рассказы: «Скучная история», «Дуэль», «Палата No 6», «Попрыгунья», «Крыжовник», «Пари».
Пьесы: «О вреде табака», «Три сестры».

4. Из литературы народов России.

Ч. Т. Айтматов.

Повесть «Белый пароход».
Роман «Буранный полустанок».

5. Из зарубежной литературы.

У. Шекспир.

Пьеса «Макбет».

И.-В. Гёте.
Роман «Страдания юного Вертера».

Ч. Диккенс.
Романы: «Домби и сын», «Утраченные иллюзии».

Стендаль.
Роман «Красное и чёрное».

О. де Бальзак.
Повести: «Отец Горио», «Евгения Гранде».
Рассказ «Гобсек».

Г. Флобер.
Роман «Госпожа Бовари».

Э. По.
Рассказ «Падение дома Ашеров»

6. Из литературной критики (фрагменты статей по выбору учителя).

А. В. Дружинин.
«„Обломов“, роман И. А. Гончарова».

А. А. Григорьев.
«После „Грозы“ Островского».

Н. Н. Страхов.
«„Отцы и дети“ И. С. Тургенева».

7. Из современной русской прозы.

В. Астафьев.

«Весёлый солдат», «Ясным ли днём».

Б. Акунин.
«Статский советник», «Квест», «ФМ», «Весь мир театр».

П. Басинский.
«Лев Толстой. Бегство из рая».

Е. Водолазкин.
«Лавр».

А. Геласимов.
«Степные боги».

А. Иванов.
«Географ глобус пропил», «Псоглавцы».

А. Кабаков.
«Всё поправимо».

В. Маканин.
«Кавказский пленный», «Асан».

М. Петросян.
«Дом, в котором».

А. Терехов.
«Каменный мост».

Л. Улицкая.
Рассказы: «Бедные родственники», «Чужие дети».
Пьеса «Русское варенье».

М. Шишкин.
«Письмовник».

(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

 
"Горе от ума". Действие 4, явление 10. Художник Д. Кардовский. 1912
Иллюстрации Д. Кардовского к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика