Любовь в жизни Печорина. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
Смерть М.Ю.Лермонтова. Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея
 
Лермонтов в Петербурге. Из путеводителя "По лермонтовским местам" (на сайте "К уроку литературы")
 
 История создания романа "Герой нашего времени"
 
 Долинина Н. Г. Печорин и наше время
 
 Статья учебника «Княжна Мери»
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
 
 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени
 
 Тест "Восстановите хронологию событий" (по роману "Герой нашего времени")
 
Уроки по лирике М. Ю. Лермонтова в 9 классе
 
Уроки по творчеству М. Ю. Лермонтова в 7 классе
 
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
Княжна Мери и Грушницкий. Иллюстрация М.А.Врубеля, 1890.
См. подробнее
на сайте "К уроку литературы"
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 56
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА


Основное содержание урока
Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и ундина, Печорин и Мери, Печорин и Вера).

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика персонажей романа.

I. Главные и второстепенные герои

Вступительная беседа:


— Главными или второстепенными героями являются Бэла, девушка-ундина, Мери, Вера? Обоснуйте свой ответ.

— С какой целью в роман введены такие персонажи, как сестра Бэлы, старуха, княгиня Лиговская, Настя и др.?

— Какие определения понятию любовь даются в психологическом и философском словарях? Прокомментируйте эти определения. Так ли вы понимаете любовь?

— Печорин в романе говорит о себе: «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Совместимо ли такое мнение с любовью? Аргументируйте свой ответ.

— Зачем автор показал Печорина в любви? Можно ли назвать отношения героя с женщинами «испытанием любовью»? Обоснуйте свой ответ.

— С какой целью автор вводит в роман женские образы? Как они помогают понять образ Печорина?

II. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и ундина, Печорин и Мери, Печорин и Вера)
Групповая работа:

Группа 1. Печорин и Бэла.


Прочитайте фрагмент «Печорин на горской свадьбе» («Бэла»).

Как в песне-комплименте Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры, выражено её отношение к Печорину?

Почему он охладел к ней и любил ли её на самом деле?

Оцените его поведение после смерти Бэлы.

Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Найдите в статье учебника «Изображение характера» обозначение типа любви Печорина и Бэлы (см. статью ниже).

Вспомните, какое место занимает новелла «Бэла» в фабуле романа.

С какими женщинами у Печорина были отношения до встречи с Бэлой?

Почему он стремился к любви с «дикаркой»? Обоснуйте свой ответ.

Группа 2. Печорин и девушка-ундина.

Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины?

Как это характеризует его самого?

В чём девушка-ундина превосходила Печорина и в чём ему уступала?

Какова композиционная роль образа ундины?

Найдите в Найдите в статье учебника «Изображение характера» обозначение типа любви Печорина и девушки-ундины (см. статью ниже).

Вспомните, какое место занимает новелла «Тамань» в фабуле романа.

Почему отношения Печорина с женщинами начинаются с романтической любви к девушке-контрабандистке?

Группа 3. Печорин и Мери.

В чём нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите своё мнение цитатами из записей от 3 и 12 июня.

Как проявляется характер Печорина в сцене последнего объяснения с Мери?

Почему он всё-таки решился на дуэль?

Каков композиционный смысл образа Мери?

Почему характер Мери выписан в романе наиболее подробно?

Найдите в Найдите в статье учебника «Изображение характера» обозначение типа любви Печорина и Мери (см. статью ниже).

Какое место занимает новелла «Княжна Мери» в фабуле романа?

*Почему отношения Печорина и Мери происходят после встречи с ундиной и перед встречей с Бэлой?

Зачем Печорину нужна любовь Мери:

• чтобы досадить Грушницкому;
• обмануть мужа Веры;
• добиться внимания умной и образованной женщины;
• избавиться от скуки и др.?
Обоснуйте свой ответ.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Княжна Мери»: (см. статью ниже)

— В чём смысл печоринского эксперимента разоблачения Грушницкого?

— Как решается в романе проблема подлинной и мнимой любви?

— Почему в отношениях с Печориным Мери ошибается дважды?

— Как понять выражение «она не отличает маску от лица»?

— Почему во взгляде Печорина на Мери преобладает ирония? В какой момент эта ирония исчезает?

— Каков положительный смысл истории Печорина и Мери?

Группа 4. Печорин и Вера.

Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры.

Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 16 и 23 мая, из письма Веры к Печорину, полученного им после дуэли, и эпизода погони за Верой.

Почему Печорин, искренне любя Веру, не может сделаться «рабом любимой женщины»?

Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

IV. Практическая работа.
Составление групповой характеристики женских образов романа
(см. план в уроке 55).

Составление опорной схемы с использованием характеристик героинь романа (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Составление цитатной опорной схемы «Любовь в жизни Печорина»:



Итоговые вопросы:

Можно ли отношения Печорина с женщинами в романе назвать любовью? Обоснуйте свой ответ.

В чём превосходство женских образов романа над Печориным?

Домашнее задание

Составить сообщение на одну из тем: «Печорин и женские образы романа»
или «Сравнительная характеристика двух женских образов романа» (по выбору учащихся).

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Перечитать статью учебника «Через романтизм к реализму».

Индивидуальные задания.

Подготовить «обвинительную» («защитную») речь на тему «Печорин: испытание любовью» (по выбору учащихся).

Подготовить сообщения для конференции «Роман „Герой нашего времени“ в оценке критики» (см. следующий урок).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Заочная экскурсия в музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске (с использованием статьи из раздела учебника «Литературные места России» и ресурсов Интернета).

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков >>>


ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА
в романе "Герой нашего времени"


Лермонтовский Печорин (тут он в известной мере «брат» по судьбе пушкинского Онегина; фамилии у них образованы от названия рек Онега и Печора) полон скуки и страдания. Он тоскует оттого, что душа его преждевременно остыла, охладела, оттого, что ему все заранее известно. Печорин, как и герой лирики Лермонтова, не ждет от жизни ничего, но готов броситься на зов чувства и ощутить душевный подъем, пока не остынет жар сердца, пока не будет утолена жажда жизни, пока еще веет свежестью чувств, пока разъедающий, скептический ум демонического героя, все подвергающий беспощадному и строгому анализу, не заморозит сердце и не уймет волнение страстей. Сознание Печорина наделено главной способностью — скептическим анализом, который выступает и как неоспоримое достоинство героя, и как мучение, наносящее ему неизгладимые душевные раны. Сильные и слабые, «светлые» и «темные» стороны героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать одна в другую.

Автор не знает, кто Печорин — «герой» или «злодей». Он не осуждает и не оправдывает Печорина, воздерживаясь от утверждения и от отрицания. Суть позиции автора состоит в том, что, наблюдая за Печориным, он раскрывает его душу посредством изображения самоанализа героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает сомнению и отрицанию все духовные ценности. Лермонтов обращается к таким духовным ценностям, которые наиболее личны, являясь внутренним достоянием человека. Ценностями, не зависящими от любых посторонних соображений, в литературе всегда выступали любовь и дружба. Печорин подвергает анализу свои отношения с людьми. Все его дружеские связи непрочны.

Сомнение Печорина касается трех типов любви: естественной (Бэла), романтической («ундина») и светской (княжна Мери). Каждый раз любовь приводит к краху, и Печорин снова разочаровывается, не находя желаемого идеала.

В «Бэле» он влюбляется в естественную, «дикую» горскую девушку и добивается взаимности, в «Княжне Мери» он влюбляет в себя светскую девушку, чистую и еще не испорченную влиянием света, но сам не любит ее и остается холоден, в «Тамани» он романтически увлечен девушкой-контрабандисткой, вольной дочерью природы, но та не любит его и готовит ему гибель.

Ушедшая, непроснувшаяся и неразделенная любовь — таковы итоги приключений героя. Печорин с искусством ведет любовную игру, ставит остроумные и порой опасные эксперименты над чужими душами, управляет ходом опытов, судьбами душ и нередко добивается желаемых результатов. Однако его любовные приключения в конечном итоге всегда терпят полное крушение. Игрой Печорина управляет рассудок, и женщинам уготована роль неминуемых жертв.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

КНЯЖНА МЕРИ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер (следовательно, княжну по-русски зовут Мария). Характер Мери в романе обрисован подробно и выписан тщательно. Мери в романе страдательное лицо: она подвергается суровым жизненным испытаниям и именно на ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент разоблачения Грушницкого. Не ради Мери осуществляется опыт, но девушка втягивается в него силою игры Печорина, поскольку имела несчастье обратить заинтересованный взор на лжеромантика и лжегероя. Одновременно в романе во всей остроте решается проблема любви — подлинной и мнимой. Сюжет повести основан на любовном треугольнике: Грушницкий — Мери — Печорин. Избавляясь от влюбленности Грушницкого, Мери влюбляется в Печорина, но оба чувства оказываются иллюзорными. Влюбленность Грушницкого не более чем волокитство, хотя он искренне убежден в том, что любит Мери. К тому же Грушницкий не жених. Влюбленность Печорина — мнимая с самого начала. Притворная любовь Печорина уничтожает притворную любовь Грушницкого. Любовь Мери к Печорину остается без взаимности и перерастает в противоположность ненависть, оскорбленную любовь. Мери, таким образом, ошибается дважды. Она живет в искусственном, условном мире, ее чистая и наивная душа помещена в несвойственное этой душе окружение, где эгоистические интересы и страсти прикрыты различными масками. Мери угрожает не только Печорин, но и «водяное общество». Так, некая толстая дама чувствует себя задетой Мери («Уж ее надо бы проучить...»), и драгунский капитан, ее кавалер, берется это исполнить. Печорин разрушает его замысел и спасает Мери от клеветы драгунского капитана и его шайки. Мелкий эпизод на танцах (приглашение со стороны пьяного господина во фраке) также выдает хрупкость будто бы устойчивого состояния княжны Мери в свете и вообще в мире. Несмотря на богатство, на социальное положение, на связи, Мери постоянно подстерегают опасности. Ее юная, светлая душа воспитана «светом», Мери восприняла его привычки и поведение. Природное начало в Мери погружено в несвойственную ему среду условности, господствующих приличий, прикрывающих, маскирующих подлинные мотивы поведения и подлинные страсти.

Беда Мери заключается в том, что она не отличает маску от лица, хотя и чувствует разницу между непосредственным душевным порывом и светским этикетом. Видя мучения раненого Грушницкого, уронившего стакан, «она к нему подскочила, нагнулась и подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась».

Наблюдая за княжной Мери, Печорин угадывает в не искушенном жизнью существе противоборство двух побуждений — естественности, непосредственной чистоты, нравственной свежести и соблюдения светских приличий. Дерзкий лорнет Печорина рассердил княжну, но сама Мери тоже смотрит через стеклышко на толстую даму. Поведение Мери кажется Печорину искусственным, как и знакомое ему поведение московских и иных столичных девиц. Поэтому в его взгляде на Мери преобладает ирония. Герой решается доказать Мери, как ошибается она, принимая волокитство за любовь, как неглубоко судит о людях, примеряя к ним обманчивые светские маски. В Грушницком Мери видит разжалованного офицера, страдающего и несчастного, и потому проникается к нему сочувствием. Пустая банальность его речей кажется ей интересной и достойной внимания.

Печорин, глазами которого читатель изучает княжну, не отличает Мери от других светских девушек: ему известны все изгибы их мыслей и чувств. Однако Мери не вмещается в те рамки, в которые заключил ее Печорин. Она выказывает и отзывчивость, и благородство, понимает, что ошиблась в Грушницком. Мери с доверием относится к людям и не предполагает интриги и коварства со стороны Печорина. Герой помог Мери разглядеть фальшивость и позерство юнкера, рядящегося в тогу мрачного героя романа, но сам влюбил в себя княжну, не чувствуя к ней влечения. Мери снова обманута, и на сей раз человеком действительно «страшным» и незаурядным, знающим тонкости женской психологии, но не подозревающим, что имеет дело не с ветреной светской кокеткой, а с действительно достойным любви человеком. Следовательно, обманута не только княжна, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: он принял Мери за обычную светскую девушку, а ему открылась глубокая натура. По мере того как герой пленяет Мери и ставит на ней свой опыт, ирония его рассказа исчезает. Жеманство, кокетство, притворство — все ушло прочь, и Печорин отдает себе отчет в том, что поступил с Мери жестоко.

Опыт Печорина удался: он добился любви Мери, развенчав Грушницкого, даже защитил ее честь от клеветы. Однако результат «смешного» развлечения («я над вами смеялся») драматичен, вовсе не весел, но и не лишен положительного значения. Нравственно и душевно Мери выросла, и власть светских законов отныне станет для нее относительной, а не абсолютной. Мери придется учиться понимать и любить человечество, потому что она обманулась не в одном лишь Грушницком, но и в непохожем на него Печорине. Здесь уже недалеко до мизантропии, до человеконенавистничества и скептического отношения к любви, к прекрасному и возвышенному. Ненависть, замещающая чувство любви, может касаться не только конкретного случая, а стать принципом, нормой поведения и обрести абсолютный характер.

Автор оставляет Мери на распутье, и читатель не знает, сломлена она или найдет силы преодолеть «урок» Печорина. Всеразрушаюгцее отрицание жизни, ее светлых сторон не искупает того трезвого, критического, самостоятельного восприятия жизни, что привнес Печорин в судьбу Мери.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
Иллюстрация к "Княжне Мери". Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени"

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика