Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике Лермонтова. Урок развития речи 5. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
Иллюстрации к изучению биографии М.Ю.Лермонтова
 
Биография М.Ю.Лермонтова
 
Смерть М.Ю.Лермонтова. Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея
 
Лермонтов в Петербурге. Из путеводителя "По лермонтовским местам" (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 Лермонтов М.Ю. Парус
 
 Лермонтов М.Ю. И скучно и грустно
 
 Лермонтов М.Ю. Когда волнуется желтеющая нива…
 
 Лермонтов М.Ю. Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
 
 Лермонтов М.Ю. Нет, я не Байрон, я другой…
 
Уроки по творчеству М. Ю. Лермонтова в 7 классе
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

ЛИРИКА

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 45. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Урок 46. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Урок 47. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

Урок 48. М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

Урок 49. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. Урок развития речи 5


УРОК 49
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ОДИН
ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ПО ЛИРИКЕ ПОЭТА.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 5


Основное содержание урока
Обучение созданию текста на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Переписывание и проверка созданного текста.

I. Обучение созданию текста на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Групповая работа
(группы формируются по избранным учащимися темам).

Составление плана ответа на проблемный вопрос:

Группа 1.
В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова?
Вопросы
Пункты плана
Какие факты биографии поэта обусловили тему одиночества?
1. Вступление. Причины одиночества лирического героя поэзии Лермонтова
В каких стихах эта тема звучит особенно выразительно?
2. Основная часть. Трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова
Какова роль смысловых доминант и художественного пространства в воплощении темы одиночества («Парус»)?
— Роль смысловых доминант и художественного пространства в воплощении темы одиночества («Парус»)
Какой приём является главным в стихах о скитаниях и бесприютности?
— Роль приёма антитезы в стихах о скитаниях и бесприютности
Как проявилась тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта?
— Философское осмысление темы трагического одиночества в зрелой лирике поэта («И скучно и грустно»)
Каковы причины трагического мироощущения в лирике поэта?
— Нарушение красоты и гармонии человека с миром как причина трагического мироощущения
В чём видит поэт путь спасения от одиночества и скитаний?
— Природа как целитель души поэта и источник творчества («Когда волнуется желтеющая нива…»)
Как трагизм темы одиночества связан с романтическим мироощущением поэта?
3. Заключение. Трагизм темы одиночества как воплощение романтического мироощущения Лермонтова


Группа 2.
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?
Вопросы
Пункты плана
Почему загадка поэтического дара волновала Лермонтова с самых юных лет?
1. Вступление. Раннее осмысление Лермонтовым природы собственного поэтического дара
Каково отношение юного поэта к поэтическому дару как символу избранности?
2. Основная часть. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова:
«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») и «Нет, я не Байрон, я другой…» как попытка осмысления поэтического дара и его национального своеобразия
Почему лирический герой воспринимает поэтический дар как источник страдания?
— Поэтический дар как источник страдания («Я жить хочу! хочу печали…»)
В чём лирический герой видит силу поэтического слова?
— Эмоциональное влияние поэтического слова («Есть речи — значенье…»)
Почему судьбу поэта в бездуховном мире Лермонтов воспринимает трагически?
— Трагическая судьба поэта в бездуховном мире («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)
Как трагический пафос темы поэта и поэзии связан с особенностями эпохи?
3. Заключение Ненужность поэзии и утрата поэтом былой мощи и славы в эпоху безвременья


Группа 3.
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?
Вопросы
Пункты плана
Какие факты биографии поэта обусловили его восприятие любви как страдания?
1. Вступление. Любовь-страдание в жизни Лермонтова
Как проявилась тема неразделённой и утраченной любви в ранней лирике Лермонтова?
2. Основная часть. Восприятие лирическим героем Лермонтова любви как страсти, приносящей страдания.
— Мотив утраты любви в стихотворении «Поцелуями прежде считал…»
Почему лирический герой считает светское общество средой, убивающей любовь?
— Конфликт лирического героя со светским обществом в стихах о любви («Я не хочу, чтоб свет узнал…»)
В чём смысл развёрнутого сравнения в стихотворении «Нищий»?
— Роль композиции стихотворения «Нищий» в решении темы любви как обязательного условия жизни
Почему герой стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» воспринимает любовь как вечную ценность?
— Любовь как вечная ценность в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет…»
В чём трагический пафос воспоминаний о любви («Нет, не тебя так пылко я люблю…»)?
— Трагический пафос ушедшей любви в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Почему любовь в лирике Лермонтова всегда страдание?
3. Заключение Невозможность любви в обществе лжи и обмана в эпоху безвременья и бездуховности


Группа 4.
В чём «странность» любви к Родине у лучших представителей поколения М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём «странность» любви к Родине у лучших представителей поколения М. Ю. Лермонтова?
Вопросы
Пункты плана
В чём причины осуждения поэтом своего поколения?
1. Вступление. «Потерянное поколение» эпохи безвременья в оценке Лермонтова
Как воспринимали своих свестников лучшие представители поколения Лермонтова?
2. Основная часть. «Странность» любви к Родине у лучших представителей поколения Лермонтова.
— Мотив бездействия и равнодушия («Дума»)
За что поэт осуждает своё поколение?
— Равнодушие и бездействие в настоящем — залог потерянного будущего («Дума»)
Почему лирический герой «Думы» не отделяет себя от своего поколения?
— Смысловая роль местоимений я и мы в стихотворении «Дума»
Какой путь преодоления общественных пороков дан в стихотворении «Родина»?
— Отказ от общественных вершин и сиюминутных наслаждений во имя торжества вечных ценностей («Родина»)
Какие человеческие ценности вызывают «отрадные мечтанья» у лирического я?
— Духовная мощь русской природы и близость к народу как непреложные человеческие ценности («Родина»)
В чём глубина осмысления общественной жизни в стихотворениях «Дума» и «Родина»?
3. Заключение Критика современного общества в стихах Лермонтова о России во имя торжества вечных ценностей


II. Развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

Редактирование письменных ответов на проблемные вопросы
(работа может быть завершена дома).

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Каковы основные темы вершинных стихотворений М. Ю. Лермонтова и как в них решаются проблемы лермонтовской эпохи?

Домашнее задание

Завершить письменные ответы на проблемные вопросы.

Подготовиться к контрольной работе за II четверть.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Сборник ученических исследований на тему «Многогранный образ России в лирике М. Ю. Лермонтова».

Следующий урок: Контрольная работа за II четверть >>>


ПАРУС
М. Ю. Лермонтов[2]

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов
[3]

И скучно и грустно, и некому руку подать
      В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
      А годы проходят – все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,
      А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
      И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
      Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
      Такая пустая и глупая шутка...
1840
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

КОГДА ВОЛНУЕТСЯ
ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...
М. Ю. Лермонтов
[4]

1

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[5]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!....
февраль 1837.

Источник: М. Ю. Лермонтов. ПСС, том 1. – М.: Худож. лит., 1957. – С. 14.
(вернуться к уроку)

МОЛИТВА
(«Не обвиняй меня, Всесильный…»)
М. Ю. Лермонтов
[6]

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
1829
Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 1. Стихотворения и драмы. — 1989. — С. 96.
(вернуться к уроку)

НЕТ, Я НЕ БАЙРОН,
Я ДРУГОЙ...
М. Ю. Лермонтов
[7]

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит,
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
1832
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 2. Стихотворения, 1832–1841. – 1954.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Парус – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1841, т. 18, № 10, отд. III, стр. 161). Датируется 1832 годом, не раньше первой половины августа и не позднее 2 сентября.
Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г.
Первый стих – «Белеет парус одинокий» – совпадает со стихом 19 строфы XV главы I поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Первая глава этой поэмы вышла отдельным изданием (анонимно) в Москве в 1828 году, а в 1832 году стало известно имя автора.
В «Парусе» Лермонтова отразились настроения передовой русской интеллигенции 30-х годов XIX века: художественные образы стихотворения символизировали протест против политического гнета в России.
Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение – в акварельном рисунке (см. ниже), относящемся к концу 1820-х – началу 1830-х гг. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери». (вернуться)

3. "И скучно и грустно" – впервые напечатано в «Лит. газете» (1840, № 6, стлб. 133). Датируется январем 1840 года, так как 20 января стихотворение уже появилось в «Лит. газете». В «Стихотворениях» отнесено к 1840 году.
Одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворений. Раскрывая общественный смысл этого стихотворения, Белинский писал: «„И скучно и грустно“ из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 45).
Стихотворение положили на музыку: А. С. Даргомыжский, А. Л. Гурилев, И. И. Билибин, В. Г. Кастриото-Скандербек, Н. П. Макаров, А. А. Оленин, В. М. Иванов-Корсунский и др. (вернуться)

4. "Когда волнуется желтеющая нива..." – по словам А. П. Шан-Гирея, написано Лермонтовым во время нахождения под арестом с 18 по 25 февраля 1837 года в здании Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта»: поэт "велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...".
Стихотворение Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." – классический образец периода. Полнота мысли П. достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме: кто? что? где? какими средствами? почему? как? когда?).
Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале П., замыкается лишь в его конце, а все остальные придаточные предложения и обороты вставляются в нее как в рамку, своим нагнетанием усиливая ожидание связующего конца фразы. (Гаспаров М. Л. Период // Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 9: Аббасзадэ– Яхутль. – 1978. – Стб. 624. (вернуться)

5. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)

6. Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…») – впервые опубликовано в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 125, № 7, отд. I, с. 28). (вернуться)

7. «Нет, я не Байрон, я другой...» – впервые опубликовано в «Библ. для чтения» (1845, т. 68, № 1, отд. I, стр. 12). Датируется 1832 годом, так как расположено в тетради XX вслед за копиями стихотворений «Ты молод» и «К*» («Я не унижусь пред тобою»), написанными в этом году (автографы их находятся в тетради IV).
В стихотворении Лермонтов подчеркивает национальное своеобразие своего творчества. (вернуться)

 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика