Литература и её роль в духовном развити человека. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка.
Портрет работы Ф.О.Будкина. Масло. 1834.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 176–177.
 
Статья учебника «Слово к девятиклассникам»
 
Пушкин А. С. «Поэт»
 
Некрасов Н. А. «Русскому писателю»
 
Пастернак Б. Л. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...»
 
Ахматова А. А. «Мне ни к чему одические рати...»
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС
 
ВВЕДЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА И ЕЁ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 1
ВВЕДЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА И ЕЁ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Основное содержание урока


Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Основные виды деятельности.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов.

I. Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова
Вступительная беседа:


— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова.

— Объясните значение слова шедевр. Что такое шедевры литературы?

— Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему?

— Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

— Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека?

— Что полезного даёт современному читателю литература прошлого?

— Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами?

II. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности

Групповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека:

Группа 1.

Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова[2]:

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою...»

Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (см. стихотворение ниже).

*Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина[3].

*Как должен творить современный писатель, чтобы литература стала «единственною и достаточною школою» народа?

Группа 2.
Подтвердите или опровергните слова М. Горького:

«Как человек, как личность писатель русский... стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».

Прослушайте в исполнении О. Анофриева стихотворение Н. А. Некрасова «Русскому писателю» (01:07)
(см. стихотворение ниже).

Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов?

*Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова?
Аргументируйте свой ответ.

Группа 3.
Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва:

«Русская литература... всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

Прослушайте в исполнении А. Прошкина стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути...» (02:16)
(см. стихотворение ниже).

*Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека.

Группа 4.
Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова[4]: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское...»

В чём метафорический смысл этих слов?

Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати...»
(см. стихотворение ниже)

Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает?

*Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова?

Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни?

*Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам» (см. статью ниже):

Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского.

Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор.

IV. Выявление уровня литературного развития учащихся

Диагностика уровня литературного развития девятиклассников:

I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений:


1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя?

2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели?

3. В каких произведениях отразились гуманистические мысли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности.

4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание?

5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними?

6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры?

7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры.

8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры.

9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений.

10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы.

II способ. Диагностическая работа
(См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.).

III способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос:

1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами:

ТАБЛИЦА
Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами.
Авторы
Произведения
Основные темы
1. И. А. Крылов
1. «Недоросль»
1. Тема «маленького человека»
2. Д. И. Фонвизин
2. «Василий Тёркин»
2. Тема патриотизма, аллегорическое сопоставление Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812 г.
3. А. С. Пушкин
3. «19 октября»
3. Тема подвига русского солдата в Великой Отечественной войне
4. А. Т. Твардовский
4. «Шинель»
4. Тема верности дружбе, возникшей в годы ученичества
5. Н. В. Гоголь
5. «Волк на псарне»
5. Тема обличения невежества помещиков и воспитания дворянина

Ответы: 152; 215; 334; 423; 541.

2. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их жанрами. Ответы запишите тремя цифрами:

ТАБЛИЦА
Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их жанрами.
Авторы
Произведения
Жанры
1. И. А. Крылов
1. «Ревизор»
1. Сказка
2. М. Е. Салтыков-Щедрин
2. «Листы и Корни»
2. Романтическая поэма
3. Н. В. Гоголь
3. «Чудик»
3. Басня
4. М. Ю. Лермонтов
4. «Дикий помещик»
4. Рассказ
5. В. М. Шукшин
5. «Мцыри»
5. Комедия

Ответы: 123; 241; 315; 452; 534.

3. Ответьте письменно на один из вопросов (5—10 предложений):

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и почему ход истории влияет на каждого человека в любую эпоху?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и почему эти ценности вечные?

3) Что «дурное в России» высмеивает Н. В. Гоголь в пьесе «Ревизор» и М. Е. Салтыков-Щедрин в сказках и почему эти книги современны сегодня?

И т о г о в ы й   в о п р о с:

Какова роль литературы в духовной жизни человека?

Домашнее задание
(Формы проверки домашнего задания, логику включения отчёта о его выполнении в ткань следующего урока учитель определяет самостоятельно.

Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе».

Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова...» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова...»
(см. http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm.)

Следующий урок: "Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.




ПОЭТ
А. С. Пушкин
[5]

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,[6]
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;[7]
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол[8]
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...[9]
1827 (стр. 23)

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. Т. 3. Стихотворения, 1827–1836. – 1977.
(вернуться к уроку)

РУССКОМУ ПИСАТЕЛЮ
Н. А. Некрасов


Напрасно быть толпе угодней
Ты хочешь, поблажая ей, -
Твоё призванье благородней,
Писатель родины моей!

Её ты знаешь: не угодник
Полезен ей. Пришла пора!
Ей нужен труженик-работник
На почве Мысли и Добра.

Служи не славе, не искусству –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоём труде заблещут сами
Их животворные лучи.

Взгляни: в осколки твёрдый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень...

Источник: Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. Художественные произведения. Тома 1-10. Том второй. Стихотворения 1855-1866 гг. Л., "Наука", 1981.
(вернуться к уроку)

ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ...
Б. Л. Пастернак


* * *
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.

(вернуться к уроку)

МНЕ НИ К ЧЕМУ ОДИЧЕСКИЕ РАТИ...
А. А. Ахматова


Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
21 января 1940

Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995.
(вернуться к уроку)


СЛОВО К ДЕВЯТИКЛАССНИКАМ

Девятый класс завершает основное общее образование. Поскольку не все учащиеся продолжат обучение в десятом-одиннадцатом классах общеобразовательной школы, то авторы считают необходимым как можно шире познакомить учащихся с произведениями русской литературы, включив в учебное пособие в соответствии с программой наиболее значительные тексты.

Авторы старались отобрать важнейшие из них, не загружая обилием теоретических и критических статей и высказываний, помочь осмыслить особенности творчества писателя, приобщить читателей к самостоятельному чтению, к работе в библиотеках. Лучший способ овладеть читательским мастерством — индивидуальное знакомство с художественными текстами и критическими материалами при подготовке к сообщению, беседе, докладу, сочинению. Для этого необходимо активное участие каждого на уроках литературы, во внеклассной работе в организации вечера, конкурса, литературной викторины.

«Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их... Пережить творения поэта значит переносить, [перечувствовать в душе своей все богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, пере-блаженствовать их радостью, их торжеством, их надеждами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком»(1).

Именно такого чтения мы и желаем Вам!

1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина.— М., 1955.— Т. 7.— С. 310.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. В работе с высказываниями писателей и литературоведов здесь и далее, по всей книге, учитель должен обратить внимание учащихся на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника». (вернуться)

3. Здесь и далее звёздочкой (*) отмечены вопросы и задания повышенной сложности. (вернуться)

4. См.: Современные русские поэты: Антология / сост. В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов. — М.: Вербум-М, 2006. — С. 412—420. (вернуться)

5. ПОЭТ – Пока не требует поэта... Напечатано в «Московском вестнике», 1827 г., № 23. Написано 15 августа 1827 г. в Михайловском. (вернуться)

6. Аполлон – божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств. (вернуться)

7. Лира – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождалось исполнение эпической и лирической поэзии. Употр. как символ поэзии, поэтического творчества, поэтического вдохновения. Лира была атрибутом Аполлона. Кроме того, лира — атрибут персонифицированной Поэзии и Эрато — музы лирической поэзии.(вернуться)

8. Глагол (книжн., устар.) – слово. (вернуться)

9. Дубровы дубравы (поэт. устар. и обл.) – лиственный лес, дубовая роща. (вернуться)

 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика