Стихотворения Б. Л. Пастернака о природе и любви. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Б.Л.Пастернака работы художника Ю.Анненкова, 1921
 
Портреты Б.Л.Пастернака
(на сайте "К уроку литературы")
 
Поэзия Серебряного века. "Центрифуга"
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890–1960)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 92. Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви

Урок 93. Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта


УРОК 92
Б. Л. ПАСТЕРНАК. СТИХИ О ПРИРОДЕ И ЛЮБВИ:
«КРАСАВИЦА МОЯ, ВСЯ СТАТЬ…», «ПЕРЕМЕНА», «ВЕСНА В ЛЕСУ»

Основное содержание урока

Слово о поэте. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

I. Слово о писателе

Чтение стихотворения А. А. Ахматовой «Борис Пастернак (Поэт)».


— Каким показан в стихотворении Б. Л. Пастернак?

Основные положения лекции учителя:

Основные положения лекции учителя
«Этапы жизненного пути Б. Л. Пастернака»
Этапы жизненного пути
Основные события и черты этапа
Рождение, родители, окружение в детские годы. (Прослушивание фрагментов «Поэмы экстаза» А. Н. Скрябина)
Детство в окружении интеллигентной творческой семьи и выдающихся деятелей культуры. Формирование характера под влиянием музыки, природы, христианства
Учёба в гимназии, Московском университете и Марбурге. (Выразительное чтение стихотворения «Марбург»)
Увлечение музыкой, затем философией. Первая любовь и первое разочарование
Начало поэтического творчества. (Выразительное чтение стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…»)
1913 г. — первые стихи. Выход сборников «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917). Участие в группе «Центрифуга», близкой футуристам. Поиск поэзии в жизни, прозаизация стиха
Первые послереволюционные годы. (Выразительное чтение стихотворений «Девочка», «Определение поэзии»)
Сближение с Маяковским и участие в работе группы ЛЕФ. Выпуск книг «Сестра моя — жизнь» (1922) и «Темы и вариации» (1923). Общность человека и Вселенной. Убеждённость в гармонии мироздания
1920—1930 гг. (Выразительное чтение стихотворных посланий Б. Пильняку и В. Брюсову, стихотворения «Любить иных — тяжёлый крест…». Сообщение об истории создания сборника «Второе рождение» и прослушивание песни «Никого не будет в доме». Сообщение о повести «Детство Люверс»)
Создание поэм «Девятьсот пятый год», «Высокая болезнь», «Лейтенант Шмидт», романа в стихах «Спекторский», повести «Детство Люверс». Выход из ЛЕФа (1927). Стремление осмыслить социальные изменения в стране, выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха. Книга стихов «Второе рождение» (1932). Ощущение любви как естественного проявления жизни, её красоты, бескорыстия и загадочности
Годы Великой Отечественной войны. (Выразительное чтение стихотворений «На ранних поездах» и «Зима приближается»)
Духовный и патриотический подъём, чувство общности с народом. Создание книги стихотворений «На ранних поездах». Эвакуация и описание военного времени глазами невоенного человека
Послевоенные годы. (Выразительное чтение стихотворения «Нобелевская премия»)
Работа над романом «Доктор Живаго» и его издание за рубежом. Травля писателя государственной властью. Присуждение поэту Нобелевской премии и отказ от неё
Последние годы жизни. (Выразительное чтение стихов «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернака и «Умолк вчера неповторимый голос…» Ахматовой)
Выход поэтической книги «Когда разгуляется…». Неприязнь к помпезности и парадности, стремление к простоте и естественности в отношениях людей. Переводческая деятельность Пастернака


II. Приобщение вечных тем к современности
в стихах о природе и любви

Групповая работа:

Группа 1. Любовь.


Анализ стихотворения «Красавица моя, вся стать…».

Как понять слова стихотворения, перечисленные в задании 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова»?

Какие чувства вызывает у поэта любовь и красота?

Как он показывает сложность, многоликость и «разноголосицу» мира?

*Почему для лирического я рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

*Какую роль в тексте играют анафоры и сложные способы рифмовки?

Группа 2. Природа.

Анализ стихотворения «Весна в лесу».

Как понять слова стихотворения, перечисленные в задании 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова»?

Какие приметы весны лирический герой считает самыми главными?

Какова смысловая роль прозаизмов, метафор и олицетворений?

*Докажите, что за внешней простотой текста скрыты философские мысли о гармонии мира, законах времени и пространства.

Группа 3. Нравственные ценности.

Анализ стихотворения «Перемена».

Как понять слова стихотворения, перечисленные в задании 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова»? Докажите, что в стихотворении отразилось отвращение лирического героя к помпезности и парадности.

Почему он тянется к простым и бедным людям?

Какая перемена произошла во взглядах общества на нравственные ценности?

Какую роль играют в стихотворении прозаизмы?

Как вы понимаете два финальных стиха?

*Как они связаны с древнегреческим выражением «Ищу человека»?

*Группа 4. Вера в добро и справедливость.

Анализ стихотворения «Нобелевская премия».

Какие факты жизни поэта вызвали появление стихотворения?

В чём трагизм его настроения?

Почему лирический герой ощущает себя «зверем в загоне»?

*Почему краса земли заставила мир плакать?

Почему поэт уверен в победе добра над злом?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему в лирике Б. Л. Пастернака человеческие чувства естественно переплетаются с явлениями природы, стихами, музыкой?

Почему поэт воспринимает историю в проекции на жизнь людей и природы?

Почему он считает проявления личной и общественной жизни событиями вселенского, бытийного масштаба?

Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Вечные темы и образы в лирике Пастернака».


Составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Вечные темы и образы в лирике Пастернака»
Вечные темы и образы
Цитатные примеры
Природа и человек
        
Любовь и красота
        
Нравственные ценности
        
Победа добра над злом
        

Заполнение цитатной таблицы завершается дома.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Какие вечные темы и образы связаны в лирике Б. Л. Пастернака с современностью?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

На основе статьи учебника (см. статью ниже) и самостоятельно прочитанных стихотворений подготовить рассказ о жизни и творчестве поэта.

Выучить наизусть одно из его стихотворений.

Сделать его письменный анализ или
ответить письменно на итоговый вопрос урока.

Следующий урок: Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890–1960)


Произведения Пастернака — ткань, переливающаяся
тысячью блесток и оттенков мысли.
В. Асмус


Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в интеллигентной творческой семье, известной своими художественными наклонностями. Его отец, Леонид Осипович, был академиком живописи. Мать, Розалия Исидоровна, урожденная Кауфман,— профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. В их доме бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин. С детских и юношеских лет Борис Пастернак полюбил природу («Дремучее царство растений,/ Могучее царство зверей»), философию и музыку.

К природе он приобщился в летние месяцы, когда родители вывозили малышка в Подмосковье.

Любовь к христианству ему привила русская няня, которая втайне от родителей водила мальчика в православную церковь. «Окропив его во имя Отца и Сына и Святого Духа, она уверила его, что нет препятствий к его участию в службе»,— писал Е. Б. Пастернак, сын поэта. Христианство стало с тех пор духовной жаждой и источником творчества.

Музыка всегда была предметом внимания, восхищения и переживания, но профессиональное увлечение ею и сочинительство, несмотря на поощрения А. Н. Скрябина, В. Л. Пастернак оставил еще в юности.

Увлечение философией началось в Московском университете, куда Пастернак после окончания гимназии с золотой медалью (1906) поступил на юридический факультет, затем перешел на историко-филологический. На втором курсе он познакомился под руководством известного философа Густава Густавовича Шпета(1), писавшего о внутренней форме слова(2) и не чуждого занятиям литературой, с учением немецкого философа Эдмунда Гуссерля. В апреле 1912 года Пастернак уехал в Марбург к философу Герману Когену для знакомства с неокантианской философией(3). Там он делает успехи, но вскоре порывает с карьерой профессионального философа и возвращается в Россию. Однако ни музыка, ни философия не будут забыты. Они войдут в жизнь и в стихи так же, как природа и христианство, и займут в них подобающее им почетное место.

1. Г. Г. Шпет (1879—1910) — русский философ.
2. Внутренняя форма слова — скрытые в слове древние корневые формы и их значения.
3. Неокантиа́нская философия — течение философии, возрождающее идеи немецкого философа Иммануила Канта в новых исторических условиях конца XIX начала XX века.


Сделав выбор в пользу Слова, Пастернак встал на поэтический путь.

Первые стихотворения появились в 1913 году, в пору окончания университета. На следующий год вышла книга стихотворений «Близнец в тучах», через три года «Поверх барьеров» (1917). Спустя двенадцать лет поэт переработал эту книгу и выпустил новый сборник — «Поверх барьеров. Стихи разных лет» (1929).

1913 год — предвестие заката символи́зма(4). Символизм еще активен, но кризис его очевиден. Пастернак его остро чувствует и при всей любви к Блоку понимает, что настает время Маяковского. Вместе с Н. Асеевым и С. Бобровым он входит в поэтическую группу «Центрифуга», близкую футуристам.

4. Символизм — литературно-художественное направление конца XIX — начала XX века. Целью искусства символизм считает интуитивное, но рациональное постижение мира с помощью аналогий и соответствий, выступающих знаками, символами. Благодаря символу художник способен вырваться из повседневности в идеальный мир.

После сборника «Поверх барьеров» он задумывает (1917) новую книгу стихотворений, которая вышла в свет в 1922 году и называлась «Сестра моя — жизнь». На следующий год появился сборник «Темы и вариации» (1923). В это время Пастернак сближается с Маяковским и входит в группу ЛЕФ (Левый фронт искусств).

В художественном плане в стихах этих лет Пастернак четко формулирует свои пристрастия и искания: он отказывается от романтизма и символизма и хочет, чтобы его жизнь предстала в стихах не жизнью поэта, а жизнью человека по имени Борис Леонидович Пастернак, своеобразной, без прикрас. Иначе говоря, он с самого начала ищет поэзию в прозе и сознательно прозаизирует стих, вводя в поэтическую речь слова и обороты, умеряющие гладкопись, неласковые для слуха, затрудняющие восприятие прихотливыми ассоциациями и нарочитым высоким косноязычием.

Позднее, вспоминая о том времени, когда вышла книга «Сестра моя — жизнь», Пастернак писал, что он жил с ощущением «повседневности», когда все события уравнивались в своем значении и не было событий «поэтических» и «прозаических», «высоких» и «низких». Но каждое явление обыденности тотчас становилось историческим и вечным. Перед его глазами развертывалась становящаяся история.

Человек и Вселенная мыслились в поэзии Пастернака самостоятельно, но не отъединенно. Они укладывались в некую естественную общность. Пастернак в отличие от художников, которые мечтали ради блага человечества переустроить данный свыше миропорядок, утверждал в своей поэзии его нерушимость, устойчивость и не видел надобности в насильственном преобразовании основ жизни.

Это убеждение, что в мироустройстве, в природе, в истории ничего не надо менять, что их законы сами все сделают наилучшим образом, поэт пронес через всю жизнь.

В 1920—1930-е годы Пастернак завершает поэму «Высокая болезнь» (1923 —1927), пишет поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» и заканчивает роман в стихах «Спекторский» о русском интеллигенте, который вытеснен за рамки истории эпохой великого перелома, но которого надо вернуть истории, поскольку он необходимая ее частица. Тогда поэт опубликовал несколько прозаических произведений («Апеллесова черта», «Письма из Тулы», «Детство Люверс», «Воздушные пути»). В 1927 году Пастернак выходит из состава группы ЛЕФ.

Стихотворения и поэмы этих лет свидетельствуют о том, что Пастернак пытался откликнуться на социальные изменения в стране, что ему хотелось душой быть рядом с теми, кто строил социализм. Однако новая действительность представлялась ему столь же косной, как и прежняя, в моральном отношении вызывала глубокие сомнения. В послании Борису Пильняку(5) он признавался:

5. Пильня́к (настоящая фамилия — Вогау) Борис Андреевич (1894—1941) — русский писатель.

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не поднимаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

В связи с этим поэт понимает, что отказ славословить новую власть чреват репрессиями(6). Всякая похвала автору со стороны власти оборачивается ожиданием похвалы властям со стороны поэта. В послании «Брюсову» он писал:

6. Репре́ссия (от латинского repressio — подавление) карательная мера, наказание.

Вас чествуют. Чуть-чуть страшит обряд,
Где вас, как вещь, со всех сторон покажут
И золото судьбы посеребрят,
И, может, серебрить в ответ обяжут.

Пастернака больше всего страшило выпячивание его личности, его творчества. По моральным причинам он опасался быть официальным поэтом, возведенным на некий пьедестал, и всячески этому противился. В его жизни и в поэзии моральные категории всегда преобладали над социальными. Свой творческий путь он мыслил как проникновение в существо и тайны бытия. Если раньше оно достигалось благодаря сложности и многообразию ассоциаций, то постепенно у Пастернака стало преобладать мнение, что сложность мира требует «неслыханной простоты» выражения, исключающей «словесный сор». Пробиваясь к такой простоте, он в 1932 году выпускает книгу стихов «Второе рождение». В ней видно стремление писать просто, ясно, прозрачно.

Одной из главных тем книги была любовь, соединенная с ощущением красоты и правды. В стихотворении «Любить иных — тяжелый крест...» Пастернак ставит любовь в один ряд с красотой, с жизнью и ее загадками («И прелести твоей секрет/Разгадке жизни равносилен»), с простотой и бескорыстием основ бытия. Любовь побуждает жить без фальши, благодаря ей духовные и душевные силы человека расцветают, и он становится лучше и нравственно чище. В эти минуты ему кажется, что

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть,
И жить, не засоряясь впредь,
Все эго — не большая хитрость.

В той же книге помещено и другое знаменитое стихотворение — «Красавица моя, вся стать...». В нем красота отзывается радостной, возвышающей музыкой души или поэтическим вдохновением, которое стремится выразиться рифмами. Наконец, она принимает совершенные скульптурные формы. В стихотворении еще сохраняется перегруженность образными и иными ассоциациями, отступлениями о рифмах, задерживающими мысль, но вместе с тем ясно видно и стремление к простоте, к ясности стиля, которое ярко проявилось в первой и двух последних строфах:

Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится. <...>

Красавица мои, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь.
И тянет петь и — нравится.

Тебе молился Поликлет(7),
Твои законы изданы.
Твои законы в далях лет.
Ты мне знакома издавна.
7. Поликле́т — древнегреческий скульптор; в его сочинении «Канон» выведен цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела. Все это вместе свидетельствует о том, что Пастернак — поэт нового столетия, с которым его роднит понимание сложности и трагичности бытия, стремление быть свободным, правдивым и морально честным до конца, во всяком слове и жесте, во всякой детали и подробности.

Великая Отечественная война вызвала в Пастернаке духовный и патриотический подъем. Он написал о войне несколько стихотворений, ездил на фронт в составе бригады писателей и вообще ощутил войну «живым периодом», почувствовал общность со всеми. Во время войны он написал книгу стихотворений «На ранних поездах» (1936 —1944).

После войны писатель приступил к созданию романа «Доктор Живаго». «В замысле у меня было дать прозу, в моем понимании реалистическую, понять московскую жизнь, интеллигентную, символистскую, но воплотить ее не как зарисовки, а как драму или трагедию»,— говорил Пастернак своим друзьям при чтении отдельных глав романа(8). Своему новому произведению Пастернак придавал огромное значение и считал его важной вехой своего творческого пути: «Я совершенно не знаю, что мой роман представит собой объективно, но для меня в рамках моей собственной жизни это сильный рывок вперед в плане мысли. В стилистическом же плане — это желание создать роман, который не был бы всего лишь описательным, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении. Это проза моего времени, нашего времени и очень моя»(9). Общий пафос «Доктора Живаго» он определил так: «Это дух Евангелия, во имя которого Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. Это мысль, что общее между смертными бессмертно и что жизнь символична, потому что она значительна»(10).

8. Записано Л. К. Чуковской. Цитируется по кн.: Пастернак Б. Материалы для биографии.— М., 1989.— С. 591.
9. Записано Л. К. Чуковской. Цитируется по кн.: Пастернак Б. Материалы для биографии.— М., 1989.— С. 591.
10. Там же.— С. 587—588.


«Доктор Живаго» был предложен для напечатания в журнал «Новый мир», но отвергнут редакцией. В 1957 году он был издан за рубежом, и автору была присуждена Нобелевская премия по литературе. После этого в стране началась злобная травля писателя. От него потребовали выехать за границу. Пастернак не мог этого сделать, потому что не мыслил себя вне России. Он сделал уступку властям: отказался от Нобелевской премии.

Последняя написанная Пастернаком книга стихотворений — «Когда разгуляется...» (1956—1959) — вышла в Париже в 1959 году. В ней достигнута та «неслыханная простота» выражения, к которой всю жизнь стремился поэт. Примером могут служить два стихотворения — «Перемена» и «Весна в лесу».

В первом из них отразилось отвращение Пастернака ко всякой помпезности, всяческой парадности, выспренности, «красивым» и ничего не значащим фразам. Он идет к простым, бедным и нищим людям, потому что там

Выл осязателен без фраз,
Вещественен, телесен, весок
Уклад подвалов без прикрас
И чердаков без занавесок.

Еще в 1938 году он писал родителям: «Людей художественной складки всегда будет тянуть к бедным, к людям трудной и скромной участи, там все теплее и выношеннее...» Однако и здесь поэта неожиданно поджидала трагедия. Оказывается, человеческое горе вызывает отныне не сочувствие в морально испорченном обществе, а считается позором. Нравственные ценности изменились и рухнули. По отношению к беднякам, убогим или скромным людям можно судить о нравственном состоянии народа. Для Пастернака этические перемены стали равными моральной катастрофе: «Я человека потерял/С тех пор, как всеми он потерян».

И может быть, так сильно, так мощно зовет его к себе природа, ее красота, потому что она никогда не меняет своей простой, ясной и прекрасной сущности. С теплым юмором и с легким дыханием встречает поэт весну в лесу, радуясь и таянью снегов, и петуху с курицей, и еловому мусору, и затопленным проталинам, и наступившей после зимы жаре. Он зорок и наблюдателен. Внимателен к подробностям природы и к ее общему настроению. А это значит, что он бесконечно любит жизнь и хочет, чтобы ее полюбили все. В 1960 году Пастернака не стало.

Значение гениального поэта велико и непреходяще. Он вдохнул в русскую поэзию новые идеи, новый дух, он дал ей новые стилистические и стиховые формы, безмерно расширив и углубив возможности русского языка и стиха. Он подарил нам прекрасные образцы переводов Шекспира, Гёте, грузинских и иных поэтов.

В 1936 году А. А. Ахматова писала о Пастернаке, точно определив нерв его поэзии:

И вся земля была его наследьем,
А он ее со всеми разделил.

Сам поэт в стихотворении «Нобелевская премия» сказал о себе в разгар обрушившихся на него клевет и ругательств:

Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ПОЭТ
А. А. Ахматова
[2]

Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед.

В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука.

Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем
И вдруг притихнет,- это значит, он
Пугливо пробирается по хвоям,
Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.

И это значит, он считает зерна
В пустых колосьях, это значит, он
К плите дарьяльской, проклятой и черной,
Опять пришел с каких-то похорон.

И снова жжет московская истома,
Звенит вдали смертельный бубенец…
Кто заблудился в двух шагах от дома,
Где снег по пояс и всему конец?

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф,-

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
19 января 1936, Ленинград
Источник: «Советская поэзия». Том I. - М.: Художественная литература. 1977 г. (вернуться к уроку)

МАРБУРГ
Б. Л. Пастернак
[3]

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
B прощальном значеньи своем подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб
По лицам. И все это были подобья.

Но, как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься.

Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба».

«Шагни, и еще раз»,- твердил мне инстинкт,
И вел меня мудро, как старый схоластик,
Чрез девственный, непроходимый тростник
Нагретых деревьев, сирени и страсти.

«Научишься шагом, а после хоть в бег»,-
Твердил он, и новое солнце с зенита
Смотрело, как сызнова учат ходьбе
Туземца планеты на новой планиде.

Одних это все ослепляло. Другим —
Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.
Копались цыплята в кустах георгин,
Сверчки и стрекозы, как часики, тикали.

Плыла черепица, и полдень смотрел,
Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге
Кто, громко свища, мастерил самострел,
Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.

Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
И небо спекалось, упав на кусок
Кровоостанавливающей арники.

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!)- этот вихрь духоты —
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.
___________________

Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм.
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все — живо. И все это тоже — подобья.

О, нити любви! Улови, перейми.
Но как ты громаден, обезьяний,
Когда над надмирными жизни дверьми,
Как равный, читаешь свое описанье!

Когда-то под рыцарским этим гнездом
Чума полыхала. А нынешний жупел —
Насупленный лязг и полет поездов
Из жарко, как ульи, курящихся дупел.

Нет, я не пойду туда завтра. Отказ —
Полнее прощанья. Bсе ясно. Мы квиты.
Да и оторвусь ли от газа, от касс,-
Что будет со мною, старинные плиты?

Повсюду портпледы разложит туман,
И в обе оконницы вставят по месяцу.
Тоска пассажиркой скользнет по томам
И с книжкою на оттоманке поместится.

Чего же я трушу? Bедь я, как грамматику,
Бессонницу знаю. Стрясется — спасут.
Рассудок? Но он — как луна для лунатика.
Мы в дружбе, но я не его сосуд.

Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.

И тополь — король. Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
1916
Источник: Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. - Тула, "Филин", 1993. (вернуться к уроку)

ФЕВРАЛЬ. ДОСТАТЬ ЧЕРНИЛ И ПЛАКАТЬ!..
Б. Л. Пастернак


Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912
Источник: Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. - Тула, "Филин", 1993. (вернуться к уроку)

КРАСАВИЦА МОЯ, ВСЯ СТАТЬ...
Б. Л. Пастернак


Красавица моя, вся стать.
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.

А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица.

И рифма — не вторенье строк,
И гардеробный номерок,
Талон на место у колонн
В загробный гул корней и лон.

И в рифмах дышит та любовь,
Что тут с трудом выносится,
Перед которой хмурят бровь
И морщат переносицу.

И рифма не вторенье строк,
Но вход и пропуск за порог,
Чтоб сдать, как плащ за бляшкою,
Болезни тягость тяжкую,
Боязнь огласки и греха
За громкой бляшкою стиха.

Красавица моя, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь.
И тянет петь и — нравится.

Тебе молился Поликлет.
Твои законы изданы.
Твои законы в далях лет.
Ты мне знакома издавна.
1931
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. вернуться к уроку)

ВЕСНА В ЛЕСУ
Б. Л. Пастернак


Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.
1956
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. вернуться к уроку)

ПЕРЕМЕНА
Б. Л. Пастернак


Я льнул когда-то к беднякам
Не из возвышенного взгляда,
А потому, что только там
Шла жизнь без помпы и парада.

Хотя я с барством был знаком
И с публикою деликатной,
Я дармоедству был врагом
И другом голи перекатной.

И я старался дружбу свесть
С людьми из трудового званья,
За что и делали мне честь,
Меня считая тоже рванью.

Был осязателен без фраз,
Вещественен, телесен, весок
Уклад подвалов без прикрас
И чердаков без занавесок.

И я испортился с тех пор,
Как времени коснулась порча.
И горе возвели в позор,
Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,
Я с давних пор уже неверен.
Я человека потерял
С тех пор, как всеми он потерян.
1956
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. вернуться к уроку)

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Б. Л. Пастернак
[4]

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959
Источник: С. Бавин, И. Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века. — М.: Книжная палата 1993. вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. Поэт (Борис Пастернак) — в стихотворении перечисляются характерные детали пастернаковского мира природы, мотивы и сюжеты отдельных его стихотворений.
Стихотворение входит в шестой сборник "Тростник" (1923-1940 гг.). В виде отдельной книги сборник не издавался. Публиковался в виде раздела «Тростник» в книгах «Стихотворения» (1961) и «Бег времени» (1965).
Работу над сборником Анна Ахматова начала в 1940-е годы, взяв за основу раздел «Ивы» сборника «Из шести книг» (1940). В раздел вошли 27 стихотворений. Сохранилось несколько планов шестого сборника.
Пастернак первым посвятил Ахматовой стихи — в 1929 году («Мне кажется, я подберу слова…»), в "серии" стихов друзьям: Мейерхольдам, Цветаевой, Пильняку и т.д. (вернуться)

3. Мабург — Марбургский университет был основан в 1572 году гессенским ландграфом Филиппом I Великодушным (Philipp I., der Großmütige) и с 1934 года носит его имя. Это учебное заведение стоит в одном ряду с такими старейшими германскими университетами, как Гёттингенский или Гейдельбергский.
В университете Мабурга в 1912 году слушал лекции Борис Пастернак.
Пастернак описывает эту первую встречу с городом: "Я стоял, заломя голову и задыхаясь. Надо мной высился головокружительный откос, на котором тремя ярусами стояли каменные макеты университета, ратуши и восьмисотлетнего замка. С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь. Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне... Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!"
Сестры Высоцкие, Ида и Лена, путешествуя по Германии, решили навестить своего московского друга. В Иду Высоцкую юный Пастернак уже несколько лет был влюблен.
В автобиографическом очерке "Охранная грамота" предложение Пастернака и отказ Иды Высоцкой выйти за него замуж рассматриваются поэтом как переломный момент в его творческой биографии. "Тот удар — исток всего", — скажет он и в одном из стихотворений, посвященном Иде Высоцкой. А самым известным стал знаменитый "Марбург".
"Прощай, философия!" — эти слова из "Охранной грамоты" можно прочитать на бронзовой мемориальной доске, расположенной на стене дома № 15 по Гиссельбергской улице (Gisselberger Straße), где Борис Пастернак прожил три летних месяца 1912 года. Есть в городе и улица, носящая его имя. (вернуться)

4. "Нобелевская премия" 11 февраля 1959 года в лондонской Daily Mail появилось стихотворение "Нобелевская премия", переданное Пастернаком: "Я пропал, как зверь в загоне.// Всюду воля, люди, свет...".
Сын поэта Евгений Пастернак, автор бесценной книги "Борис Пастернак. Материалы для биографии" (1989), пишет: "После публикации 11 февраля 1959 года английского перевода стихотворения "Нобелевская премия" в газете "Нью стейтсмен" Пастернак был вызван к Генеральному прокурору Р.А.Руденко. Ему предъявили обвинение по статье 64 в измене родине и пригрозили арестом, если он будет встречаться с иностранцами". (вернуться)

 





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика