Пушкин А. С. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 Портреты А. С. Пушкина
 
 Статья учебника "Биография А. С. Пушкина"
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества А. С. Пушкина
 
 Пушкин А.С.
Из стихотворений 1825 – 1827 гг.
 
 Пушкин А. С. Эхо
 
 Пушкин А. С. Бесы
 
 Слушать стихотворение А. С. Пушкина "Бесы" в исполнении Евг. Велихова, зап.1961 г. (02:43)
 
 Пушкин А. С. Элегия («Безумных лет угасшее веселье...»)
 
 Пушкин А. С. Зимняя дорога
 
 Пушкин А. С. «Два чувства дивно близки нам…»
 
 Пушкин А. С. Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы
 
Рис. художника Г. Никольского к книге Пушкин А. С. Зимняя дорога. 1972
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Уроки по творчеству А. С. Пушкина в 7 классе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«БЕСЫ», «ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ…»
И ДРУГИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 28. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Урок 29. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов

Урок 30. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

Урок 31. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта

Урок 32. А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

Урок 33. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Урок 34. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина. Урок развития речи 3


УРОК 32
А. С. ПУШКИН.
«БЕСЫ», «ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ…»
И ДРУГИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Основное содержание урока

Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое состояние лирического я стихотворения «Бесы», его отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности
Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление особенностей ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

I. Две Болдинские осени в творчестве поэта

Сообщение учителя о том, какую роль сыграли две Болдинские осени в творчестве А. С. Пушкина,
или показ составленной учащимися электронной презентации «Две Болдинские осени в творчестве поэта».

Вступительная беседа:


— Какие произведения А. С. Пушкин создал в Болдине?

*Можно ли соотнести их содержание с фактами биографии поэта? Обоснуйте свой ответ.

— Вспомните стихотворение «Эхо»; определите его главную мысль (см. текст стихотворения ниже).

II. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние
лирического я стихотворения «Бесы».
Его отражение в картинах природы.

Стихотворение в актёрском исполнении


Прослушивание стихотворения «Бесы» в актёрском чтении (см. текст ниже)
слушать стихотворение А. С. Пушкина "Бесы" в исполнении Евг. Велихова, зап.1961 г. (02:43)
и ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Какова эмоциональная тональность стихотворения?

— Назовите центральный образ стихотворения. (Метель.)

Каков его символический смысл и роль в произведениях А. С. Пушкина?

— Что видела в этом образе народная фантазия?

Вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Разделите стихотворение на смысловые части.
(Ч. 1: 1-я строфа; ч. 2: 2—3-я строфы; ч. 3: 4-я строфа; ч. 4: 5—6-я строфы; ч. 5: 7-я строфа.)

— *Какой смысл имеет многократное повторение первого стиха?

Вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Почему лирический герой испытывает тревогу? Чем грозит человеку, по Пушкину, утрата способности понимать и объяснять жизненные явления?

— Докажите, что поэт в аллегорической форме размышляет о смысле жизни, о верной жизненной дороге для отдельного человека и для всей страны.

III. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Поразмышляем вместе» (см. текст статьи ниже):
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Поразмышляем вместе»
Вопрос
Примерный вариант записи тезиса
Почему Пушкин соотносит в стихотворении свою личную судьбу с судьбой России?
Пушкин ищет путей сближения дворянства и народа, убеждён, что его собственная судьба так же неопределённа, как и судьба России
Какой смысл имеет образ дороги?
С темой исторических путей личности в России соединяется тема заблудшего человека, обуреваемого силами зла и рока
Какова роль в стихотворении повторов и рефренов?
Повторы и рефрены, выражающие торжество разбушевавшейся стихии, указывают на связь лирического героя и всего бытия
Почему лирический герой не может понять хаотическую действительность, лишённую порядка и стройности?
Временное ощущение страха от непонимания происходящего объясняется невозможностью разумного подхода к действительности, что равносильно угрозе сойти с ума



IV. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта.
Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии

Выразительное чтение и обсуждение
стихотворения А. С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)
(см. текст ниже):

— Каковы композиционные особенности стихотворения?

— Чем объясняется печаль воспоминаний поэта о юности?

— Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического героя?

— Какие жизненные события он считает «наслажденьями»? Почему?

— *Как лексика и синтаксис помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, показать человеческую жизнь в «бытийном» аспекте?

— *Какой смысл придаёт тексту его парная рифмовка?

— Докажите, что поэт подводит итоги жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям и трагизму человеческого бытия.

V. Выразительное чтение и обсуждение
стихотворения «Два чувства дивно близки нам…»
(см. текст ниже):

— Почему поэт употребляет в первом стихе местоимение нам, а не местоимение мне? Обоснуйте свой ответ.

— Какие чувства поэт считает близкими каждому человеку?

— Подтвердите или опровергните мысль поэта о том, что возможна любовь (!) «к… пепелищу» и «к… гробам». Какую роль играют в стихотворении эпитеты к этим словам?

— Как вы понимаете выражения: в них обретает сердце пищу, самостоянье человека, залог величия?

VI. Групповая практическая работа:

Группа 1.

Сравните образы, чувства и настроения стихотворений А. С. Пушкина «Бесы» и «Зимняя дорога».

Какой смысл имеет в них образ дороги?

Группа 2.
Сопоставьте образы, чувства и настроения стихотворения «Бесы» со «Стихами, сочинёнными ночью во время бессонницы».

Чем объясняются причины душевного надрыва лирического героя?

Группа 3.
Сравните образы, чувства и настроения стихотворений «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).

Показана ли в них возможность преодоления трагизма мировосприятия? Обоснуйте свой ответ.

Группа 4.
*Найдите основания для сопоставления стихотворений «Бесы» и «Два чувства дивно близки нам…».

Сделайте выводы об их сходстве и различии.

Итоговые вопросы:

Почему тема поэта и поэзии оказывается в зрелой лирике Пушкина сопряжённой с поисками смысла жизни и предназначения человека?

Как проявился в философской лирике Пушкина её общественно-исторический и религиозный подтекст?

Домашнее задание

Заполнить седьмую-восьмую графы хронологической таблицы.

Выучить наизусть философское стихотворение Пушкина.

Сделать письменный анализ стихотворения или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел «Лирика» (по выбору учителя).

Подобрать материалы о произведениях русских поэтов XX века на тему памятника.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» >>>




ЭХО
А. С. Пушкин
[2]

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
    ‎    На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
    ‎    Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
    ‎    И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
    ‎    И ты, поэт!
1831

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)


БЕСЫ
А. С. Пушкин
[3]

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошёл, ямщик!.."–"Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" –
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
1830

Источник: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 т., том 2. – М., 1956–1962, стр. 297 – 298.
(вернуться к уроку)


ПОРАЗМЫШЛЯЕМ ВМЕСТЕ
над стихотворением А. С. Пушкина «Бесы»


Глубокий общественно-философский и исторический смысл в стихотворении «Бесы» заключается в том, что в творческом сознании Пушкина укрепилась мысль о необходимости прочного союза между дворянством и крестьянством, и поэт ищет основания для сближения дворянина и народа. В «Бесах» оба участника бытовой сцены и исторического движения не знают верной дороги и оба совлекаются с правильного пути миражами и соблазняющими их призраками, представшими в стихотворении как бесовское наваждение. При этом оба испытывают одинаковые чувства, им свойственны одни и те же переживания совершающегося хаоса, творящейся вокруг бессмыслицы. Пушкин имел в виду не только свою личную судьбу, но судьбу всей России, исторические пути которой ему также были неясны и, может быть, даже более неопределенны, чем личная судьба.

К этому надо добавить, что всю композицию, всю структуру стихотворения, все его художественное пространство организует образ дороги. Он связан как с фольклорной, так и с книжной литературной традицией. В композиционно-образном строе стихотворения подчеркнуты нарастание хаоса, усиливающаяся бессмысленность происходящего и углубление щемящей тоски, перерастающей в душевный надрыв, вызванный неспособностью охватить разумом, понять и дать себе отчет в происходящем, сравните со строками: «Я понять тебя хочу,/ Смысла я в тебе ищу» («Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»).

Из хаотической бессмысленности произвольно выхватываются отдельные видения. Они то угрожают, то вселяют тоску одиночества и беспомощности, то дразнят миражами. Лишь некоторые из видений несут какой-то смысл. Так, наряду с темой исторических путей личности в России прочитывается общечеловеческая, общефилософская тема заблудшего человека, обуреваемого враждебными ему силами зла и рока, и угадывается намек на неясность пути человечества и исторического пути России («Сбились мы. Что делать нам!»). Можно сказать, что вопрос «Что делать?» первым поставил не Чернышевский, а именно Пушкин. Рефреном проходят строки «Мчатся тучи, вьются тучи...», в которых выражено торжество разбушевавшейся стихии. Даже природа и духи, внушающие страх, тяготятся неразумностью и страдают («вьюга плачет», духи «жалобно поют»), подчиняясь неуправляемому хаосу. Иррациональность жизни рождает в лирическом «я» переживания, сходные с теми, которые свойственны природе и духам («Визгом жалобным и воем/Надрывая сердце мне...»). Но это одновременно означает, что герой (и автор) причастен ко всему бытию, ко всей вселенной. Он укоренен в родной земле, в быте родного края, и остро чувствует как тайны Kocмoca, так и угрожающую ему и всему человечеству враждебную, иррациональную хаотическую стихию.

Пушкин, привыкший светлым разумом постигать смысл жизни, передает в «Бесах» внезапное бессилие ума, известную растерянность заблудившегося в бесконечности Вселенной человека, не могущего понять представшую его глазам хаотическую действительность, лишенную порядка и стройности. Поэт не страшился стихии и отважно бросался в схватку с ней. Страх, о котором он писал в «Бесах», вызван прежде всего ощущением, пусть временным и быстро прошедшим, неразумности действительности и, главное, ее неподатливости разумному объяснению, относительной беспомощности разума. Угроза непонимания мира равносильна угрозе сойти с ума. Такой человек и такое сознание, лишенные способности понять и объяснить жизнь, оказываются во власти страха и вызывают сердечную жалость и сочувствие. Бессилие разума, вследствие чего человек становится духовно беспомощен, отчаянно слаб, достоин искреннего и сердечного сочувствия, которое не может не испытывать поэт ни к себе, ни к своим героям, ни даже к враждебным ему существам.

Мысль о временном бессилии ума, рождающая тягостный душевный надрыв, внезапно поразила Пушкина, и с тех пор он не однажды возвращался к ней. Но поэт сопротивлялся хаосу действительности, доверясь своему ясному и светлому уму. На другой день после «Бесов», как известно, была написана «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), где теме неугасимого и побеждающего в конце концов разума отведено почетное место:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как через колдовское кружение метели создается ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.

2. Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души. Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения вслух, чтобы по-настоящему ощутить музыку этого произведения.<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


ЭЛЕГИЯ
(«Безумных лет угасшее веселье...»)
А. С. Пушкин
[4]

      Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,– печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

       Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ...
А. С. Пушкин
[5]

* * *
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была <б> без них мертва,
Как …………. пустыня
И как алтарь без божества.
1830

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)


ЗИМНЯЯ ДОРОГА
А. С. Пушкин
[6]

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1826

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)


СТИХИ,
СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ
ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ
А. С. Пушкин
[7]

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
1830
Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Эхо — датируется 1831 г., предположительно 5 сентября — 9 октября.
Напечатано Пушкиным впервые в альманахе «Северные Цветы на 1832 год», СПб., 1831, стр. 50 отдела «Поэзия» (СП). Вошло в «Стихотворения А. Пушкина», часть третья, 1832, стр. 117 в отдел произведений 1831 г. (вернуться)

3. Бесы — напечатано в "Северных цветах" на 1832 год. Написано 7 сентября 1830 года в Болдине.
В "Бесах" можно отметить черты романтической баллады в народном стиле:
а) событийный план стихотворения: заблудившийся ночью путник, ставший жертвой нечистой силы;
б) фольклорные образы: "бес", "чистое поле";
в) искусно нагнетаемая атмосфера тревоги и страха:
  ряд литературных приемов (прямые повторы и параллельные синтаксические конструкции "Мчатся тучи, вьются тучи", "Мутно небо, ночь мутна", "Еду, еду в чистом поле", "Страшно, страшно поневоле" создают напряженный ритм, напоминающий заклинание или заговор;
  композиция создает ощущение изнурительного бессмысленного движения в замкнутом круге: трижды повторяется четверостишие
     Мчатся тучи, вьются тучи;
     Невидимкою луна
     Освещает снег летучий;
     Мутно небо, ночь мутна.

В монографии О.А.Проскурина "Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест" дан многосторонний анализ сюжетных, интонационно-лексических связей "Бесов" со стихотворением К.Н.Батюшкова "Привидение", с романтическими балладами П.А.Катенина, В.А.Жуковского и многими другими текстами.
В народных суевериях во время метели вступает в свои права нечистая сила, враждебная и неподвластная человеку. У Пушкина именно в метель с героями происходят события, определяющие их дальнейшую судьбу. Описание метели в "Бесах" во многих деталях перекликается с описаниями метели в "Капитанской дочке" (во время метели Гринев знакомится с Пугачевым), "Метели" (во время метели Владимир теряет свою невесту), "Зимнем вечере".

Пушкину пришлось провести в Болдино три месяца, вот отрывки из его писем:
...тёща моя отлагала свадьбу… Я бесился! Тёща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила, и чёрные мысли мной овладели… Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим. (Пушкин – П.А.Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина в Петербург.)
...Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы... Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров... Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, – разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать? (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 30 сент. 1830., Болдино в Москву.)
Въезд в Москву запрещён, и вот я заперт в Болдине. Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать?.. Мы окружены карантинами… Погода ужасная. Я провожу моё время в том, что мараю бумагу и злюсь. (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 11 октября 1830 г., из Болдина в Москву.)
...Я получаю от вас маленькую записку, из которой узнаю, что вы вовсе и не думали выезжать. Я беру почтовых лошадей, приезжаю в Лукоянов; мне отказывают в выдаче паспорта под тем предлогом, что я выбран для надзора за карантинами моего округа. Я решился продолжать мой путь, послав жалобу в Нижний. (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 26 ноября 1830 г., из Болдина в Москву.)
Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве!.. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава! Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку… Я доказывал им, что вероятно где-нибудь да учреждён карантин, что не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета. (Пушкин. Холера, 1831 г.)
См. также статью из Пушкинской энциклопедии. (вернуться)

4. Элегия – написано 8 сентября 1830 г. Напечатано Пушкиным впервые в «Библиотеке для чтения», 1834 г., т. VI (кн. X), отд. I, стр. 16. (вернуться)

5. «Два чувства дивно близки нам…» — при жизни Пушкина напечатано не было.
Беловой автограф, переходящий в черновой — ПД № 137; ст. 1—4 опубликованы Анненковым в «Материалах для биографии Пушкина» — Сочинения Пушкина. Изд. Анненкова, т. I, 1855, стр. 346; полностью оба текста опубликованы Шляпкиным в книге «Из неизданных бумаг Пушкина», 1903, стр. 20—21 и 54.
Датируется предположительно первой половиной октября 1830 г.
Опубликовано в 1855 г. В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с первого издания под ред. Геннади, 1859. (Т. З.). См. также статью из Пушкинской энциклопедии. (вернуться)

6. Зимняя дорога – дата создания: ноябрь—декабрь 1826; впервые опубликовано в журнале «Московский вестник», 1828, часть 7, № 4, с. 405—406 c подписью «А. Пушкин». (вернуться)

7. Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы – написано в 1830 г. Публикуя это стихотворение в 1841 г., Жуковский напечатал последний стих:
Темный твой язык учу...
Вряд ли это сделано на основании обращения к какому-то источнику. Ни в двух автографах, ни в писарской копии, с которой печатались посмертно произведения Пушкина, этого варианта нет. По-видимому, он представляет собой «поправку» Жуковского, который позволял себе делать изменения в публиковавшихся им стихотворениях Пушкина. (вернуться)

БЕСЫ («Мчатся тучи, вьются тучи…», 1830) — первое из стихотворений, написанных Пушкиным в «болдинскую осень». Однако в эти дни (авторская помета в рукописи — «7 сент. 1830») происходит лишь окончательная отделка стихотворения, черновики которого датируются концом октября — началом ноября 1829 г., чем и объясняется появление в теплом сентябре стихотворения о метельной зиме. Возможные литературные источники (III песнь «Ада» «Божественной комедии» Данте, «Бесенок» Е. А. Баратынского (1828), стихотворный цикл П. А. Вяземского «Зимние карикатуры» (1828)) могли определить лишь отдельные мотивы пушкинского стихотворения (круговое вихреобразное движение, сочувственные интонации по отношению к бесам, описание метели), но не общий его замысел.

К романтической балладе в народном стиле тяготеют: событийный план стихотворения (заблудившийся ночью путник, ставший жертвой нечистой силы), фольклорные образы («бес», «чистое поле»), искусно нагнетаемая атмосфера тревоги и страха.

В черновике имелся подзаголовок «Шалость», наводящий на мысль о своего рода мистификации, искусной, но ироничной стилизации под народную балладу. Народно-поэтический характер стихотворения подчеркивали В. Г. Белинский, П. В. Анненков и В. Я. Брюсов (последние два автора настаивали на восстановлении подзаголовка «Шалость»). Споры о правомерности этого подзаголовка ведутся и по сей день, но, скорее всего, Пушкин не случайно от него отказался: первоначальный замысел поэта претерпел существенные изменения.

В ходе работы Пушкин последовательно избавлялся от забавных сказочных образов (кувыркающийся бес, бесенок, мяукающий, как котенок, и пр.), своей зримой конкретностью разрушающих ощущение тайны. В стихотворении используется целый ряд литературных приемов, призванных внушать чувство страха. (Своеобразная поэтика страшного была разработана в готическом романе, немецкой романтической повести, литературных балладах, в частности в балладах В. А. Жуковского). Время действия — ночь; место действия — пустынное неведомое место. «Чистое поле» — это не конкретный пейзаж, а абстрактный фольклорный образ. Пространство непроницаемо для зрения: «мутно небо, ночь мутна», «хоть убей, следа не видно». В этой плотной тьме, «в мутной месяца игре» ясно видны только фантастические существа — бесы. Пространство замкнуто: все находится в движении (тучи «мчатся», бесы «мчатся», кони «снова понеслися»), но движение идет лишь по кругу, в этот круговорот равно вовлечены и люди, и страшащая их нечисть («сил нам нет кружиться доле», «закружились бесы разны»). Прямые повторы и параллельные синтаксические конструкции («Мчатся тучи, вьются тучи»; «Мутно небо, ночь мутна»; «Еду, еду в чистом поле»; «Страшно, страшно поневоле» — III, 226) определяют напряженный ритм, напоминающий заклинание или заговор. Сама композиция «Бесов» создает впечатление изнурительного бессмысленного движения в замкнутом круге; трижды (в начале, в середине и в конце стихотворения) повторяется одно и то же четверостишие:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(III, 226)

Стихотворение, таким образом, все время возвращается к своему началу, тоже движется по кругу. Только в самом конце возникает «беспредельная вышина», в которой мчатся бесы, и сами они «бесконечны». Но внезапное расширение горизонта не дает освобождения: путник так и остается в круговороте метели, а мчащиеся бесы тоже не свободны, а гонимы неведомой силой.

В стихотворении два персонажа: путник («барин») и ямщик.

Каждый из них видит своих бесов; ямщик — беса-озорника, оборотня, который «играет», «дует», «плюет», принимает облик то «версты», то «искры малой». Путник же видит «духов», занятых своими непонятными делами и отчего-то вызывающих жалость, «надрывающих сердце» своим визгом и воем. Были ли бесы на самом деле или только примерещились и барину, и ямщику; почему путники сбились с дороги и чем закончится их путешествие, — все это остается неясным.

В произведениях Пушкина бес не только часто упоминается, но и не раз выступает в качестве конкретного персонажа (см.: «Монах», «Гавриилиада», «Сказка о попе и работнике его Балде» (см.: Сказки), «<Наброски к замыслу о Фаусте>» и др.). Функции и характер этого персонажа у Пушкина различны, но в целом его представления о бесе соответствуют фольклорным.

Бес в народной демонологии — обычно представитель «домашней» нечистой силы, как-то уживающейся с людьми. Он наделяется зримым безобразным обликом и человеческими, в сущности, пороками: вредит, обманывает, соблазняет. В то же время с ним можно заключить договор и даже прибегнуть к его помощи.

Среди нескольких десятков синонимов слова «бес», перечисленных в словаре В. И. Даля, есть почти ласкательные: блазнитель, игрец, луканька. Так простодушно и добродушно относится к бесу и ямщик из пушкинского стихотворения: «Посмотри, вон-вон играет…» и след. Различение нечистой силы в народных поверьях связано не с ее действиями, а с местом ее обитания (домовой — в доме, леший — в лесу, водяной — в воде и т. п.).

Таким образом, пушкинские «бесы разны», видимо, не разнообразные, а именно разные бесы. Предположение путника, что они могут оказываться в человеческих ситуациях («Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?»), перекликается с речью ямщика и вносит в текст приглушенную шутливую интонацию, не разрушающую, однако, общей тревожной и таинственной атмосферы стихотворения.

Описание метели в «Бесах» во многих деталях перекликается с описаниями метели в «Капитанской дочке», в «Метели» (см.: Повести Белкина), в «Зимнем вечере». Очевидно, это объясняется не только одним и тем же предметом описания, но и особой семантикой метели в пушкинских произведениях. В народных суевериях во время метели вступает в свои права нечистая сила, враждебная и неподвластная человеку. Возможно, эти представления в какой-то мере отозвались в пушкинских образах.

У Пушкина именно в метель с героями происходят события, определяющие их дальнейшую судьбу (Гринев знакомится с Пугачевым, Владимир навсегда теряет невесту). Бытовые случайности становятся спасительными или роковыми, и само метельное пространство приобретает черты особой тайной значительности. В «Бесах» с героем ничего странного или страшного не происходит, но вся атмосфера стихотворения такова, что все может произойти. Страх, тоска и неизвестность, гнетущие героя и передающиеся читателю, не находят исчерпывающего рационального объяснения и заставляют искать в стихотворении некий скрытый смысл.

«Бесы» интерпретировались то предельно широко — как символическое изображение жизни человека, заблудившегося или заблудшего (такое прочтение поддерживается устойчивой и актуальной именно для Пушкина метафорой пути как жизненного пути), то очень узко — как выражение общественной атмосферы («мутной ночи») России конца 1820-х гг. или же психологического состояния поэта накануне женитьбы. Ни одна из подобных интерпретаций не может претендовать на историко-литературную доказательность, хотя само их появление вполне закономерно. Суггестивная сила поэтического текста столь велика, что стихотворение словно стремится вылиться в какое-то важное обобщение. Но выводы и обобщения так и остаются здесь не высказанными, а лишь предполагаемыми.

Символика «Бесов» не переводится на язык логических понятий, но продуцирует устойчивые ассоциации философского и историко-философского характера. Символический смысл стихотворения подчеркнул Ф. М. Достоевский, поставив два четверостишия из него эпиграфом (наряду с другим эпиграфом — евангельской притчей об изгнании легиона бесов) к своему роману «Бесы», и тем самым актуализировал художественное содержание стихотворения в новом контексте философского романа.
О. С. Муравьева.
Источник: Пушкинская энциклопедия: Произведения. Вып. 1. А – Д. — СПб. : Нестор-История, 2009. — 520 с., ил. (вернуться)

«ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ…» (1830) — недоработанное стихотворение. Оба его автографа содержат три строфы: первая и вторая отделаны и перебелены:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
И все величие его.

Однако вторая строфа позже зачеркнута, третья не дописана:

Животворящая святыня!
Земля была <б> без них мертва,
Как …………. пустыня
И как алтарь без божества.
(III, 242)

Таким образом, стихотворение существует в виде трех строф, отражающих разные стадии незаконченной работы. Печатается в виде двух строф — первой и второй или первой и третьей (последний вариант принят в Акад.).

При формальной незаконченности стихотворение отличает чеканная завершенность смысла, выраженного в отточенных формулах: «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «самостоянье человека», «животворящая святыня, «алтарь без божества». В них нашли итоговое поэтическое воплощение мысли, вызревавшие у Пушкина с середины 1820-х гг. — о значении наследственной памяти, о личном историческом сознании, о связи с национальным прошлым, проходящей через Дом и Род.

Ближайший поэтический контекст стихотворения составляет перевод «Гимна к пенатам» Р. Саути («Еще одной высокой, важной песни…», 1829) и «Моя родословная» (1830), программа которой набросана на одном листе с первым черновиком «Двух чувств…».

С переводом из Саути его объединяет тема «родного пепелища» (по Далю, это «наследованный от отца или от предков дом, жилище, место, земля»), домашнего очага, определяющего «самостоянье человека», с «Моей родословной» — тема «отеческих гробов», родовой памяти, в которой семейная история сливается с большой историей отечества.

«Уважение к мертвым прадедам» имело для Пушкина аспект социальный: в письмах, заметках, прозе он акцентировал особую ответственность дворянства как сословия, призванного хранить и передавать национально-историческую память («<Роман в письмах>» (1829), «Гости съезжались на дачу…» (1828–1830), «<Опровержение на критики>» (1830)). Но в стихотворении о «двух чувствах» эта тема звучит надсоциально, обобщенно, с философским углублением — здесь дана, по словам С. Л. Франка, пушкинская «философия почвенности» (Франк С. Л. Пушкин об отношениях между Россией и Европой. С. 457). «Любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам» получают статус вечных общечеловеческих ценностей, они заповеданы свыше («Два чувства Богом нам даны…» — первый вариант ст. 1) и в то же время интимны, «дивно близки», питают сердце. Если в статьях и прозе Пушкин говорил об «уважении к мертвым прадедам» («<Опровержение на критики>» — XI, 161), «уважении к минувшему» («<Наброски статьи о русской литературе>» (1830) — XI, 184), о праве «гордиться славою своих предков»(«Отрывки из писем, мысли и замечания» (1827) — XI, 55), то в стихах на место «уважения» и «гордости» пришла «любовь» (этому слову отведена сильная позиция анафоры в ст. 3 и 4) — так разговор о родовой памяти переведен из плана исторического и социального в сферу душевной жизни человека.

Наряду со всеобщим в эти стихи вошел и лично-биографический момент: в связи с переменами в самоощущении, ввиду близкой женитьбы, тема Дома приобрела к 1830 г. особое звучание для Пушкина, заменив собой хронотоп дороги, характерный для его лирики предшествующих лет. Дом у Пушкина — это «свое, родное и вместе с тем закрытое, защищенное пространство, пространство частной жизни, в котором осуществляется идеал независимости <…>. Но это и место, где человек живет подлинной жизнью, здесь накапливается опыт национальной культуры…» (Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 142). Именно в таком сложном значении, вмещающем полноту общечеловеческого и личного смыслов, фигурирует «родное пепелище» в стихотворении о «двух чувствах».

Во второй, отброшенной позже строфе оформлена своего рода поэтическая антропология Пушкина:

«На них основано от века / По воле Бога самого / Самостоянье человека, / Залог величия его» (III, 849).

«Самостоянье» — созданное Пушкиным слово, имеющее аналоги в других его высказываниях: «наука первая» «чтить самого себя» («Еще одной высокой, важной песни…», 1829), «независимость и самоуважение» («Вольтер», 1836). При этом «самостоянье» и глубже и шире этих синонимов — это некая вертикаль жизни человека, через которую реализуется его истинное назначение («величие его»), и восставлена эта вертикаль на «двух чувствах», на заповеданной любви. Таким образом, личная состоятельность ставится у Пушкина в зависимость от укорененности в почве родовой и национальной истории; «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам» оказываются фундаментом бытия личности.

В третьей строфе Пушкин переходит от антропологии к самой общей онтологии: масштаб жизни отдельного человека заменяется масштабом всей земли: «Земля была б без них мертва…». Сама жизнь, бытие вообще определяются верностью родному дому и памяти предков — любовь к ним обеспечивает связь времен и продолжение жизни.

Мысль о священности «двух чувств» — главная внутренняя тема стихотворения: пройдя через несколько отброшенных вариантов («священные два чувства нам», «они священны человеку», «они священны в нас от века»), она обретает вид центральной формулы — «животворящая святыня», — в которой слово «святыня» усилено и обогащено сакральными коннотациями прилагательного «животворящий». Священны не сами по себе «пепелище» и «гроба», а способность человека любить их, его личная память, имеющая благодатную, животворящую силу.

Третья строфа характеризуется исключительной густотой сакральных понятий и образов: «животворящая святыня», «как…… пустыня», «алтарь без божества».

Ясно, что в недоработанном стихе так или иначе заложено значение «источника в пустыне», независимо от того, какое конкретное слово могло бы быть здесь у Пушкина — «без источника», «без оазиса» или что-то подобное (см.: Аринштейн Л. М. Незавершенные стихотворения Пушкина: Текстологические проблемы. С. 297– 298). «Источник в пустыне» — библейский образ, традиционно символизирующий духовный источник самой жизни; к тому же семантическому полю примыкает последний стих — «И как алтарь без божества». Этими сравнениями «два чувства» приближены к средоточию жизни, к ее абсолютному смыслу.

Переписывая набело готовые строфы, Пушкин отказался от развития мысли, заложенной в стихотворении, и, зачеркнув вторую строфу, склонился, видимо, к предельно лаконичной и потому выразительной двухстрофной композиции: тема, обозначение «двух чувств» — рема, предикат, поэтическая формула их смысла.

Несмотря на очевидную недоработанность стихотворения (автограф последней строфы представляет собой трудноразбираемое наслоение вариантов), под ним нарисована орнаментальная птица — знак завершенности.

После революции стихотворение о «двух чувствах» получило особое звучание в кругах русской эмиграции — оно чаще других цитировалось при воспоминаниях об утраченной родине и ее поруганном прошлом (статьи и речи П. Б. Струве, И. С. Шмелева, А. В. Караташева и др.).
И. З. Сурат
Источник: Пушкинская энциклопедия: Произведения. Вып. 1. А – Д. — СПб. : Нестор-История, 2009. — 520 с., ил. (вернуться)
 
 
А.А.Пластов. Пушкин в Болдино, 1949
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика