Пушкин А. С. Роман "Евгений Онегин". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 Портреты А. С. Пушкина
 
 Статья учебника "Биография А. С. Пушкина"
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества А. С. Пушкина
 
 Пушкин А.С.
Из стихотворений 1825 – 1827 гг.
 
 Пушкин А. С. Евгений Онегин
 
 Статья учебника «О романе „Евгений Онегин“»
 
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин" (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Болдинская осень. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Пушкин"
 
Уроки по творчеству А. С. Пушкина в 7 классе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4


УРОК 37
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
КАК НОВАТОРСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Основное содержание урока

Творческая история романа. Начальные представления о жанре романа в стихах. Онегинская строфа. Обзор содержания. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие роман в стихах.

I. Творческая история романа.
Начальные представления о жанре романа в стихах

Вступительная беседа
, выявление первых читательских впечатлений после самостоятельного прочтения романа:

— Роман в стихах «Евгений Онегин» — это произведение, важное для определённой исторической эпохи, или в нём поднимаются вечные проблемы? Обоснуйте свой ответ.

— Интересен ли роман современному читателю? Обоснуйте свой ответ.

— Смотрели ли вы английский фильм «Онегин»? Сколько несоответствий с романом вы заметили в фильме? Приведите примеры.

— *В. О. Ключевский в статье «Евгений Онегин и его предки» написал: «Он [„Евгений Онегин“] не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолётное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь».
Что в романе могло вызвать у В. О. Ключевского такую оценку? Стало ли для вас чтение романа «событием молодости»? Аргументируйте свою позицию.

— Вспомните основные черты романтизма (см. урок 15).

II. Сообщение учителя о смысловом наполнении термина реализм.

III. Чтение статьи учебника «Реализм» и составление обобщающей таблицы
(см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
«Реализм»
Основные черты
Реализм
Смысловое наполнение термина
Реализм — художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих явлениям самой жизни. Также термин реализм обозначает направление в искусстве, последовательно воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности
Возникновение и развитие
Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого
Художественный мир, проблематика и пафос
Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в её причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности
События и герои
Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов
Язык
Лаконичность стиля в реалистической прозе начала XIX века и сложность речевых конструкций в прозе второй половины XIX века, обусловленные изучением причинно-следственных связей в общественной жизни


Вопрос и задание из раздела учебника «Проверьте себя» (после статьи «Реализм»).

IV. Конспектирование лекции учителя:

1. Роман задуман в южной ссылке и завершён в Болдинскую осень 1830 года. В черновом плане роман состоял из девяти глав:

Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинёв, Одесса, 1823);
2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824);
3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824).
Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825);
5-я песнь. Именины (Михайловское, 1825, 1826);
6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826).
Часть третья. 7-я песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828);
8-я песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829);
9-я песнь. Большой свет (Болдино, 1830).

2. В окончательном варианте А. С. Пушкин исключил восьмую главу — «Странствие». Теперь она публикуется как «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная девятая глава — «Большой свет» — стала восьмой.
В 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием. Есть предположение о существовании десятой главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом, так как была посвящена изображению эпохи зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намёков. Сохранились незначительные фрагменты главы (16 строф), зашифрованные А. С. Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века, но до сих пор идут споры, действительно ли эти фрагменты представляют собой части несохранившейся главы.

3. Роман писался более восьми лет (1823—1830), выходил главами, а его первоначальный замысел и композиция изменялись, так как многое менялось и в жизни самого поэта, и в характере его творчества.
После декабристского восстания и создания трагедии «Борис Годунов» Пушкин из поэта-романтика, отражающего в стихах собственные чувства, становится художником-реалистом, пишущим не о себе, а о самой жизни, изучающим действительность и поднимающимся до художественных обобщений. «Евгений Онегин» стал первым русским реалистическим романом, увидевшим свет в период приоритетов романтизма.

4. Черты реализма в романе:
герои романа находятся в кругу московского, петербургского или поместного дворянства, то есть в привычной им общественной среде; через историю героя и вымышленный сюжет в романе предстаёт историческая эпоха; герои романа не являются носителями какой-то одной черты, у них есть прошлое, они постоянно меняются, находятся в динамике.

5. Пушкин создаёт стихотворный роман, что потребовало упорной работы над стихом; поэт разнообразил четырёхстопный ямб, близкий по интонациям разговорной речи, и придал ему ёмкость и гибкость.

— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие роман в стихах и выявите его основные признаки.

6. Роман посвящён П. А. Плетнёву (краткое сообщение о Плетнёве).

— Прочитайте выразительно и прокомментируйте эпиграф и посвящение к роману. Почему в посвящении автор назвал роман собраньем пёстрых глав?

Онегинская строфа
Продолжение лекции учителя:


7. А. С. Пушкин создаёт новую строфическую форму, обладающую следующими признаками:

— Каждая строфа состоит из 14 строк и имеет относительную законченность, представляет собой небольшой рассказ; такое построение строф даёт возможность порассуждать на каждую тему, не отступая от сюжета и не теряя нити повествования.

— Включение в повествование авторских отступлений оживляет сюжет, наполняет его лирическим волнением автора.

— Рассказ может продолжаться и в следующих строфах, но это характерно для эпизодов романа, вызывающих наиболее сильные эмоции.

— В романе есть пропущенные строфы, заменённые многоточиями или цифрами, что нужно для недоговорённости, увлекательности повествования.

Структура онегинской строфы включает в себя 3 четверостишия с различными способами рифмовки:
1-е (абаб), 2-е (ввгг), 3-е (деед) — и заключительное двустишие (жж).

— Вспомните выученную наизусть строфу из «Евгения Онегина» (например, со слов «Зима! Крестьянин, торжествуя…»). Найдите в ней структурные особенности онегинской строфы.

V. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении.

Обзор содержания романа
Прослушивание актёрского чтения фрагментов первой главы романа.


Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Как далее развивались события романа?

— Почему в конце первой главы, когда автор «думал уж о форме плана», он пишет о противоречиях, которые он не хочет исправить?

— В VIII главе читаем: «И даль свободного романа / Я сквозь магический кристалл / Ещё не ясно различал».
Что такое свободный роман? От чего он свободен?
(От тех норм и правил, которые регламентировали создание художественных произведений во времена А. С. Пушкина.)

— Найдите в романе элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Какое место в сюжете занимает первая глава?

— Назовите главных героев романа.
Можно ли уложить их характеры в однозначные и узкие формулы героев классицизма и романтизма? Можно ли разделить их на положительных и отрицательных? Обоснуйте свой ответ.
(Сообщение о прототипах героев романа «Евгений Онегин».)

— Назовите остальных героев романа. Докажите, что это герои реалистического произведения.

— Какие испытания проходит в романе каждый герой? Почему события коренным образом меняют судьбы героев?

— Можно ли сразу определить авторское отношение к героям романа? Аргументируйте своё мнение.

—*Докажите, что мир, в котором росли автор и Онегин, — это мир высокой культуры просвещённых людей, в котором царят свобода мнений, светские удовольствия, человеческое достоинство и дворянская честь.

— Докажите, что пушкинские герои знали и другой свет — полный предрассудков, зависти, сплетен, праздности и скуки. Похож ли этот мир на атмосферу фамусовского общества? Обоснуйте свой ответ.

— Какие оценки даёт автор деревенской жизни? В чём её противоречия? Почему родители Татьяны утратили душевные порывы и пришли к внутреннему омертвению?

VI. Образы главных героев.
Основная сюжетная линия и лирические отступления

Практическая работа.
Составление схемы «Система образов романа».

Краткий комментарий учителя:


Сюжет романа включает в себя две линии: Онегин — Татьяна и Ленский — Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский — Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина.

Примерный вариант схемы:

Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Автор-персонаж в системе образов и А. С. Пушкин (автор-повествователь) не одно и то же. Автор-персонаж, от лица которого ведётся повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он действующее лицо лирических отступлений, которые являются частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.

— Дополните таблицу образами второстепенных и внесюжетных героев. (Работа может быть завершена дома.)

Покажите стрелками взаимосвязи героев и прокомментируйте их.

Обобщающая беседа:

Вопросы и задания 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

Дайте оценку образам главных героев и авторскому отношению к ним.

Докажите, что это герои реалистического романа.

Какие из лирических отступлений романа вам запомнились? Зачем они нужны автору?

Итоговые вопросы:

В чём особенности сюжетно-композиционной структуры и системы образов романа «Евгений Онегин»?

А. С. Пушкин в письме к П. А. Вяземскому от 4 ноября 1823 года замечает: «…пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница… Вроде „Дон-Жуана“ — о печати и думать нечего: пишу спустя рукава. Цензура наша так своенравна, что с нею невозможно и размерить круга своего действия — лучше о ней и не думать — а если брать, так брать, не то, что и когтей марать». Прокомментируйте эту цитату.

Почему Ф. М. Достоевский назвал роман поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и такою законченностию, какой и не бывало до Пушкина, да и после него…»?

Домашнее задание

Перечитать I, II и VI главы романа и главу «Путешествие Онегина».

Прочитать комментарии Ю. М. Лотмана к этим главам.

Подготовить чтение наизусть одного из фрагментов романа и пересказ статьи учебника «О романе „Евгений Онегин“» (до рубрики «Ленский»).

Составить план рассказа о замысле, истории создания, системе образов и особенностях композиции романа.

Письменно ответить на первый из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Составить план сообщения «День Онегина».

Ответить на вопрос: «Зачем автор так подробно описывает день Онегина, обстановку его дома, любимые занятия?»

Сопоставить поэму «Цыганы» с романом «Евгений Онегин», проследить в них общее и различное в чертах главных героев, специфике романтического и реалистического стилей.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



РЕАЛИЗМ

Реализм — художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает направление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности.

Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе явился романтизм. Между реализмом и романтизмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы.

В России, где основы реализма были еще в 20—30-х годах заложены творчеством А. Пушкина, Л. Грибоедова, И. Крылова, этот метод связан с именами И. Тургенева, Н. Некрасова и других писателей.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОС И ЗАДАНИЕ

В чем сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


О РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8. L)


Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента.

В южных поэмах герои попадали в исключительные обстоятельства, а в «Евгении Онегине» помещены в привычное им окружение в петербургское или московское общество и в деревенскую среду.

Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании».

Но Пушкин написал не просто роман, а роман стихотворный. В письме к Г1. А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах дьявольская разница».

Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость и емкость.

Необходимость единства повествовательного и лирического начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Пушкин ведет с читателем непринужденный разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное значение: повествование легко нарушается лирическими отступлениями, а затем возвращается в прежнее русло. Так как каждая строфа представляет собой небольшой рассказ, то на каждую тему можно порассуждать отдельно, отступая от сюжета и высказывая свою точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается лирическим волнением автора.

Онегинская строфа, изобретенная Пушкиным для романа, состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и простой, она состоит из трех четверостиший и двустишия: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

Законченность и завершенность строф не следует понимать буквально. Если тема требовала от Пушкина продолжения, то он легко переносил рассказ в следующую строфу, но обычно строфические переносы характерны для самых эмоциональных эпизодов. Каждая строфа и замкнута (тема в ней развита и завершена), и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая ее продолжает. Такое построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос.

В романе есть и так называемые пропущенные строфы, замененные многоточием или просто цифрами. Многие из них были написаны, но Пушкин не включил их, так как ему была важна недоговоренность повествования.

Повествовательное начало в «Евгении Онегине» воплощено в сюжете. Он чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. Остальные лица не играют в нем сколько-нибудь существенной роли. Обе пары героев противопоставлены друг другу: любовь Татьяны и Онегина не похожа на любовь Ленского и Ольги. Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга также несходны между собой. В основу сюжета положены интимные чувства героев (любовь Татьяны к Онегину, а Ленского к Ольге и дружба Онегина и Ленского).

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл, не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с характерами других литературных героев, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными, многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы.

В сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитываются автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически:

...в это дело
Вмешался старый дуэлист,
Он зол, он сплетник, он речист...

либо иронически:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный...

Однако ирония и сатира не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним...

Пушкин в романе не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования.

Это позволило Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такой законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй».

Каждый герой проходит через испытание, которое коренным образом меняет его судьбу. Центральное поворотное событие романа — дуэль Онегина с Ленским. Жизнь Ленского трагически обрывается. Ольга быстро забывает его и выходит замуж за улана. Татьяна хранит любовь к Онегину, но становится женой генерала. Онегин отправляется в путешествие, в его душе наступает перелом, и теперь он уже испытывает к Татьяне любовь. Счастье, которое «было так возможно,/Так близко», обходит героев стороной: оно оборачивается либо пародией (Ольга и улан), либо трагедией (Ленский), либо драмой (Татьяна и Онегин).

Важным сюжетным принципом романа выступает «загадочность» главных героев — Онегина и Татьяны. Сначала Татьяна, и вместе с ней читатель, стремится понять Онегина, а затем Онегин начинает открывать для себя Татьяну. Перед деревенской барышней Евгений предстает в духе народных поверий «суженым», т. е. человеком, предназначенным самой судьбой. В этом Татьяна будет убеждена до конца. В письме к Онегину она пишет:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя...

Но восприятие Онегина героиней еще неглубоко. Онегин рисуется воображению Татьяны в романтическом духе:

Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель...

Подлинное, истинное восприятие Онегина пока еще уступает место книжному.

Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:

Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон(1).

1. Грандисо́н герой романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона (1689 1761) «История сэра Чарльза Грандисона».

Затем Татьяна думает об Онегине как о «роковомо герое:

«Погибну,— Таня говорит,—
Но гибель от него любезна...»

Душа и характер Онегина яснее открываются Татьяне после посещения усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая его книги, Татьяна наконец начинает прозревать. Ее точка зрения на героя приближается к авторской:

Что ж он? Ужели подражание,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще(2),
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

2. ...в Гаро́льдовом плаще т. е. подражающий Чайльд Гарольду, герою поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» английского поэта Джона Ноэля Гордона Байрона (1788—1824).

Точно так же и Онегин отгадывает Татьяну. В восьмой главе Онегин, увидев Татьяну в свете, задумывается:

Ужель та самая Татьяна...

Его занимает не бедная и простая, несмелая и влюбленная «девочка», а «равнодушная княгиня». Но оказалось, что иод маской «величавой» и «небрежной» «законодательницы зал» таится «простая дева», «с мечтами, сердцем прежних дней».

Встреча с Татьяной пробуждает любовь в душе Онегина. Он пишет письмо замужней женщине и совершает не менее дерзкий поступок без приглашения посещает Татьяну, но эта дерзость одновременно и проявление горячности, сердечной откровенности. Онегин теперь любит «как дитя». Проснувшееся в «душе холодной» чувство предвестие преображения Онегина, который отныне читает книги «духовными глазами». Хотя Пушкин и оставляет страдающего героя в трудную для него минуту, Онегин учится жить сердцем. Отказ Татьяны производит переворот в его душе. Надежду на счастье Онегин окончательно утратил, но вспыхнувшая любовь к Татьяне не прошла для него бесследно. Он узнал настоящее страдание, настоящую боль, настоящую любовь. Его жизнь обрела смысл и, возможно, станет более содержательной, чем была до того. На этой напряженной, кульминационной ноте сюжет романа завершен.

Онегин и Татьяна внутренне растут: иными стали их чувства, по-иному они относятся к жизни и друг к другу. Исчезло романтическое восприятие жизни у Татьяны, исчезло наносное, воспитанное средой равнодушие к простым человеческим радостям у Онегина.

Пушкин правдиво изображает среду, в которой живут главные герои его романа. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастивший Онегина и автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений, страстей. В нем царит свобода, независимость, здесь собирается цвет общества.

Вот Онегин спешит в ресторан:

К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Это воспевание роскошных угощений, предлагаемых ресторатором, не позволяет усомниться, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия.

Точно так же его влечет театр, дающий особые наслаждения:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольно дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Словом, свет — это очаг утонченной духовной культуры, и его воздействие на молодых людей того времени было облагораживающим и необходимым. Люди оттачивали свой ум, учились владеть собою, не показывать свои чувства, делились новостями — литературными, музыкальными. Здесь уважали себя и других, гордо несли свое человеческое достоинство и берегли честь.

Однако Пушкин, как и его герой, знали другой свет — «омут», кишащий нелепыми предрассудками, вздорными слухами, завистью, клеветой и прочими пороками.

Воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. В свете нередки скука, глупость и посредственность. Мелкая суета и душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Татьяна почувствовала своим умным и чутким сердцем именно пустоту светской жизни:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?..

В деревне нет того блеска, который поражает в Петербурге или в Москве, но здесь есть свои прелести.

Онегина занимала сельская природа:

Два дня ему казались новы
Уединенные моля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья...

И сам автор признается:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны...

У Лариных (фамилия происходит от слова «лары» — боги домашнего очага) в их деревенском доме, в пенатах, много тихого, доброго, патриархального и трогательного:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод...

Но и деревню не миновали скука и убийственная лень...

Провинциальное дворянство не может обойтись без местных франтов, своих сплетников и глупцов, остряков и дуэлянтов. Именины Татьяны изображены как типичный праздник провинциальных дворян, а судьба матери Татьяны и ее отца, Дмитрия Ларина,— как постепенное угасание душевных порывов и внутреннее омертвение.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

 
 
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к роману "Евгений Онегин"
на сайте "К уроку литературы"
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика