Пушкин А. С. Роман "Евгений Онегин". Главные мужские образы романа. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

9 класс[1]


Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4


УРОК 38
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»:
ГЛАВНЫЕ МУЖСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

Основное содержание урока

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Типическое и индивидуальное
в образах Онегина и Ленского

Вступительная беседа:


— Почему Онегин охладел к жизни? Какие шаги на пути выхода из кризиса он предпринимает?

— Какова роль образа Ленского в реалистическом романе? С какой целью Пушкин вводит в роман этого героя?

— Прокомментируйте слова Г. А. Гуковского: «Развитие, эволюция Онегина протекает через три этапа, претерпевает три испытания… преступление, познание реальной родины и любовь».
Приведите примеры из романа, подтверждающие высказывание литературоведа.

— Как эти испытания изменили героя?


II. Выборочное чтение фрагментов главы I и II.

III. Сообщение об образе жизни Онегина, его образовании и воспитании, пристрастиях, занятиях в течение дня
(сообщение «День Онегина»).

Аналитическая беседа:


— *Почему роман начинается не с рождения Онегина, а со смерти его дяди и вступления героя в наследство (гл. I, строфы I—II)?

— Зачем автор сообщает нам о происхождении, образовании, воспитании и образе жизни Онегина? Каков авторский пафос рассказа об Онегине?

— Каково отношение героя к театру (гл. I, строфы XVII— XXII)?

— Как характеризует его убранство кабинета (гл. I, строфы XXIII—XXVIII)?

— Что не нравилось герою в петербургской жизни? Почему он не принимает светской морали? В чём причина его «русской хандры»?

— Что и зачем изменил Онегин в своей деревне? Как это его характеризует? Почему деревня не спасла Онегина от скуки?

— Докажите, что Онегин задуман автором как национально-исторический тип.

— *Чем отличается изображение жизни в главе I и в романтических поэмах?

— Почему Ленский воспринимает жизнь, руководствуясь условно-книжными идеалами? Подтвердите свой ответ примерами. Почему автор-персонаж пишет о его стихах с иронией?

— Какова композиционная роль Ленского в системе образов романа?

— Что в образах Онегина и Ленского типично, а что индивидуально?

IV. Групповая практическая работа.
Выявление общего и различного в образах Онегина и автора-персонажа, Онегина и Ленского.


Подбор цитат на тему «Сопоставление Онегина и автора-персонажа» (гл. I, стр. XLIII—XLVI), «Сопоставление Онегина и Ленского» (гл. II, стр. VI—XIX).

Варианты составления цитатных таблиц:

ТАБЛИЦА
Онегин и автор-персонаж
Группа 1. Общее
Группа 2. Различное
Взаимоотношения:
Онегин и автор-персонаж — приятели, Онегин родился «на брегах Невы», а автор «там некогда гулял»
Возраст:
Автор-персонаж старше Онегина, так как он «уж давно… не грешит», ему «памятно другое время»
Образование:
И Онегин, и автор-персонаж «учились понемногу»
Отношение к труду:
Онегин «пробовал писать — / Но труд упорный ему был тошен»; автор-персонаж принадлежит к «задорному цеху» писателей
Отношение к удовольствиям света:
Онегин, как и автор-персонаж в своё время, был «от балов без ума»
Стремление к деревенской жизни:
Онегин увидел, «что и в деревне скука та же»; автор-персонаж «был рождён… для деревенской тишины»
Отношение к любви, светской праздности и пустоте:
Игру страстей мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас…
Оценка автором-персонажем различия между собой и Онегиным:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…

Обобщающий вопрос:

Почему в строфе XXXVI автор-персонаж спрашивает: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

ТАБЛИЦА
Онегин и Ленский
Группа 3. Общее
Группа 4. Различное
Непохожесть на соседей:
Оба подвергались «строгому разбору» соседей
Образование:
Онегин «учился понемногу»; Ленский окончил Геттингенский университет
Оба — женихи:
Соседи видели в них женихов для своих дочек
Влияние светской жизни:
Онегину «наскучил света шум»; Ленский «от хладного разврата света… увянуть» не успел
Интеллектуальная жизнь:
Они находили общие темы для обсуждения: «Всё подвергалось их суду»
Отношение к любви и к женщинам:
Для Онегина «красавицы недолго были / Предмет его привычных дум»; Ленский верил, «что душа родная / Соединиться с ним должна»
Отрицание пошлости поместного дворянства:
Обоим не нравились сельские пиры, беседы «о сенокосе, о вине…»
Отношение к дружбе:
Онегину «друзья и дружба надоели»; Ленский «верил, что друзья готовы / За честь его приять оковы»
Общность интересов:
«Чаще занимали страсти / Умы пустынников моих»
Способность к поэтическому труду:
У Онегина «ничего не вышло из пера», а Ленский «с лирой странствовал на свете»
Взаимоуважение:
Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу; Онегин был снисходителен и великодушен к Ленскому
Множество различий, обусловленных возрастом и жизненным опытом:
«Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»
Случайная дружба:
«От делать нечего друзья»
Разность во взглядах и оценках:
«Меж ними всё рождало споры…»


Обобщающая беседа:

Вопросы 8—9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

Почему автор назвал Онегина и Ленского «от делать нечего друзья»?

V. Составление плана сравнительной характеристики
Онегина и Ленского, Онегина и автора-персонажа
(см. образец в уроке 11).
Работа может быть завершена дома.

Сообщение учащегося о сопоставлении Алеко и Онегина, чертах романтического и реалистического стилей в южной поэме и романе в стихах.

VI. Трагические итоги жизненного пути героев
Итоги жизненного пути Ленского:


— Используя «Примерный план анализа эпизода» (см. урок 24), составьте план анализа сцены дуэли (гл. VI, стр. XXIV— XXXV).

— Что побудило Онегина принять вызов Ленского (стр. IX— XII, XXVIII, XXX—XXXI)?

— Проанализируйте лексику строф XXX—XXXI. Почему в строфе XXXI так много слов, характерных для романтического стиля?

— Какова авторская оценка дуэли и поведения Онегина и Ленского (стр. XXXIII—XXXIV, XXXVI)?

— Почему автор не ведёт Ленского ни по одному из предполагаемых путей, а рисует его гибель (стр. XXXVII—XXXIX)?

— В чём трагизм жизненного пути Ленского? Итоги жизненного пути Онегина:

— Используя «Примерный план анализа эпизода» (см. урок 24), составьте план анализа главы «Путешествие Онегина».

— Проанализируйте состояние Онегина в период путешествия по России.

— Как он чувствует себя на кавказских водах?

— Что изменила дуэль в его мировоззрении и жизненном опыте?

— В чём трагизм его положения в финале романа?

Итоговые вопросы:

Какова роль образов Онегина и Ленского в создании собирательного образа героя пушкинского времени?

Чем близок Онегин автору-персонажу и чем от него отличается?

Домашнее задание

Изучить статьи учебника «Ленский» и «Онегин» и подготовить письменную сравнительную характеристику героев или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Перечитать и обдумать главы II, III, V, VII.

Прочитать комментарии Ю. М. Лотманак этим главам.

Индивидуальное задание.

Составить карту-схему «Путешествия Онегина».

Сопоставить путь героя с реальными путешествиями А. С. Пушкина.




УРОК 39
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»:
ГЛАВНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

Основное содержание урока

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Сопоставление Татьяны и Ольги.

I. Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина

Вступительная беседа:


— Выразительное чтение фрагментов главы II (стр. XXIV— XXXIV и др.).

Почему Татьяна у себя дома «казалась девочкой чужой»?

Почему в начале романа героиня живёт только чувствами?

— Выразительное чтение фрагментов главы III (стр. VII—X, XII, XV и др.).

Как изменило внутренний мир Татьяны знакомство с Онегиным?

Каково авторское отношение к любви Татьяны?

— Выразительное чтение фрагментов главы V (стр. IV—X и др.).

Почему автор говорит, что Татьяна «русская душою»?

Какую роль в становлении характера Татьяны сыграла народная мораль?

— Выразительное чтение фрагментов главы VII (стр. XLIII— XLIV, XLVI—XLIX, LI—LIII).

Как чувствовала себя Татьяна в окружении московского дворянства? Каков его облик?

Каковы авторские приёмы изображения внутреннего мира Татьяны в VII главе?

II. Групповая работа.
Анализ ключевых эпизодов с использованием плана анализа эпизода (см. урок 24):

Группа 1.
Диалог Татьяны и няни
(гл. III, стр. XVII—XXI, XXXII—XXXV).

Какую роль в изображении состояния Татьяны играют особенности синтаксических конструкций в этих строфах?

Группа 2.
Ожидание Татьяной приезда Онегина
(стр. XXXVIII— XXXIX, XL—XLI).

Каковы способы изображения душевного состояния Татьяны?

Группа 3.
Сон Татьяны
(гл. V, стр. X—XXI).

Как сон характеризует героиню? Какова роль в нём образов-символов?

Группа 4.
Именины Татьяны
(стр. XXV—XLV).

Как чувствуют себя Татьяна и Онегин в сцене именин? Аргументируйте своё мнение.

Группа 5.
Посещения Татьяной дома Онегина после отъезда Ольги
(гл. VII, стр. XVII—XXIV).

Какой предстаёт Татьяна в доме Онегина?

Что она поняла в Онегине?

Обобщающая беседа:

Какова роль этих эпизодов в понимании образа Татьяны и композиции романа?

Каков внутренний мир Татьяны? Почему он находится в противоречии с миром внешним?

Какова композиционная роль сна Татьяны?

*Как он связан с мотивом сна в русской литературе (по произведениям, изученным в 9 классе)?

Что узнаёт Татьяна об Онегине в VII главе? Как это её характеризует?

Как в образе Татьяны отразилась пушкинская мысль о необходимости сближения дворянства и народа?

III. Сопоставьте оценки образа Татьяны Лариной в литературоведении XIX и XX веков.
Сделайте выводы о сходстве и различиях этих оценок:

— «Жизнь женщины… сосредоточена на жизни сердца; любить — значит для неё жить, а жертвовать — значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну, но общество пересоздало её» (В. Г. Белинский);

— «Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит… Но она [Татьяна] „другому отдана и будет век ему верна“. Пусть она вышла за него [за генерала] с отчаяния, но теперь он её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье других?» (Ф. М. Достоевский);

— «Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье… <…> Поэт в своей VIII-й главе похож на Татьяну сам…» (Ю. М. Лотман);

— «Жизнь Татьяны — не растворение в автоматизме ритуализованной череды дней, не потеря личности, запретившей себе свободу выбора, а добровольно принятый подвиг…» (Ю. М. Лотман).

Какая из этих оценок близка вашему восприятию образа героини? Почему?

IV. Татьяна и Ольга

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героинь.


Подбор цитат на тему «Татьяна и Ольга» (гл. II, стр. XXI—XXIX, гл. III, стр. V и др.) и составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Татьяна и Ольга
Основания для сопоставления
Татьяна
Ольга
1) Происхождение
      
      
2) Воспитание
      
      
3) Смысл имени
      
      
4) Первое упоминание в романе
      
      
5) Портрет; авторская оценка внешности
      
      
6) Пейзажи, времена года, связанные с героиней
      
      
7) Вещи, характеризующие героиню
      
      
8) Поступки, раскрывающие её характер
      
      
9) Характерные художественные детали
      
      
10) Героиня в оценке других персонажей, в авторской оценке
      
      

Заполнение цитатной таблицы может быть завершено дома.

Обобщающая беседа:

Какова роль образов Татьяны и Ольги в романе?

Что общего у героинь?

Почему у них больше различий, чем сходства?

Почему образ Татьяны меняется, а образ Ольги остаётся почти неизменным?

Итоговые вопросы:

Почему Татьяну считают пушкинским идеалом женщины?

В чём состоит жизненная драма Татьяны?

Домашнее задание

Прочитать и обдумать главы III, IV и VIII, обратив внимание на письма героев.

Прочитать комментарии Ю. М. Лотмана к этим главам.

Письменно проанализировать один из эпизодов романа или составить письменную сравнительную характеристику Татьяны и Ольги (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение на одну из тем:
«Эволюция образа Татьяны», «Национально-исторические и общечеловеческие черты в образе Татьяны», «Зачем автор рассказывает в романе две любовные истории?» (по выбору учащихся).

Прочитать фрагмент о романе из книги М. И. Цветаевой «Мой Пушкин» со слов «Немножко позже — мне было шесть лет…» до слов «Нужно же, чтобы люди были как-нибудь одеты» (см. Цветаева М. И. Мой Пушкин на сайте "К уроку литературы").

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев >>>



О РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8. L)


Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента.

В южных поэмах герои попадали в исключительные обстоятельства, а в «Евгении Онегине» помещены в привычное им окружение в петербургское или московское общество и в деревенскую среду.

Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании».

Но Пушкин написал не просто роман, а роман стихотворный. В письме к Г1. А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах дьявольская разница».

Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость и емкость.

Необходимость единства повествовательного и лирического начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Пушкин ведет с читателем непринужденный разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное значение: повествование легко нарушается лирическими отступлениями, а затем возвращается в прежнее русло. Так как каждая строфа представляет собой небольшой рассказ, то на каждую тему можно порассуждать отдельно, отступая от сюжета и высказывая свою точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается лирическим волнением автора.

Онегинская строфа, изобретенная Пушкиным для романа, состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и простой, она состоит из трех четверостиший и двустишия: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

Законченность и завершенность строф не следует понимать буквально. Если тема требовала от Пушкина продолжения, то он легко переносил рассказ в следующую строфу, но обычно строфические переносы характерны для самых эмоциональных эпизодов. Каждая строфа и замкнута (тема в ней развита и завершена), и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая ее продолжает. Такое построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос.

В романе есть и так называемые пропущенные строфы, замененные многоточием или просто цифрами. Многие из них были написаны, но Пушкин не включил их, так как ему была важна недоговоренность повествования.

Повествовательное начало в «Евгении Онегине» воплощено в сюжете. Он чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. Остальные лица не играют в нем сколько-нибудь существенной роли. Обе пары героев противопоставлены друг другу: любовь Татьяны и Онегина не похожа на любовь Ленского и Ольги. Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга также несходны между собой. В основу сюжета положены интимные чувства героев (любовь Татьяны к Онегину, а Ленского к Ольге и дружба Онегина и Ленского).

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл, не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с характерами других литературных героев, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными, многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы.

В сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитываются автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически:

...в это дело
Вмешался старый дуэлист,
Он зол, он сплетник, он речист...

либо иронически:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный...

Однако ирония и сатира не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним...

Пушкин в романе не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования.

Это позволило Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такой законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй».

Каждый герой проходит через испытание, которое коренным образом меняет его судьбу. Центральное поворотное событие романа — дуэль Онегина с Ленским. Жизнь Ленского трагически обрывается. Ольга быстро забывает его и выходит замуж за улана. Татьяна хранит любовь к Онегину, но становится женой генерала. Онегин отправляется в путешествие, в его душе наступает перелом, и теперь он уже испытывает к Татьяне любовь. Счастье, которое «было так возможно,/Так близко», обходит героев стороной: оно оборачивается либо пародией (Ольга и улан), либо трагедией (Ленский), либо драмой (Татьяна и Онегин).

Важным сюжетным принципом романа выступает «загадочность» главных героев — Онегина и Татьяны. Сначала Татьяна, и вместе с ней читатель, стремится понять Онегина, а затем Онегин начинает открывать для себя Татьяну. Перед деревенской барышней Евгений предстает в духе народных поверий «суженым», т. е. человеком, предназначенным самой судьбой. В этом Татьяна будет убеждена до конца. В письме к Онегину она пишет:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя...

Но восприятие Онегина героиней еще неглубоко. Онегин рисуется воображению Татьяны в романтическом духе:

Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель...

Подлинное, истинное восприятие Онегина пока еще уступает место книжному.

Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:

Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон(1).

1. Грандисо́н герой романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона (1689 1761) «История сэра Чарльза Грандисона».

Затем Татьяна думает об Онегине как о «роковом герое:

«Погибну,— Таня говорит,—
Но гибель от него любезна...»

Душа и характер Онегина яснее открываются Татьяне после посещения усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая его книги, Татьяна наконец начинает прозревать. Ее точка зрения на героя приближается к авторской:

Что ж он? Ужели подражание,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще(2),
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

2. ...в Гаро́льдовом плаще т. е. подражающий Чайльд Гарольду, герою поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» английского поэта Джона Ноэля Гордона Байрона (1788—1824).

Точно так же и Онегин отгадывает Татьяну. В восьмой главе Онегин, увидев Татьяну в свете, задумывается:

Ужель та самая Татьяна...

Его занимает не бедная и простая, несмелая и влюбленная «девочка», а «равнодушная княгиня». Но оказалось, что под маской «величавой» и «небрежной» «законодательницы зал» таится «простая дева», «с мечтами, сердцем прежних дней».

Встреча с Татьяной пробуждает любовь в душе Онегина. Он пишет письмо замужней женщине и совершает не менее дерзкий поступок без приглашения посещает Татьяну, но эта дерзость одновременно и проявление горячности, сердечной откровенности. Онегин теперь любит «как дитя». Проснувшееся в «душе холодной» чувство предвестие преображения Онегина, который отныне читает книги «духовными глазами». Хотя Пушкин и оставляет страдающего героя в трудную для него минуту, Онегин учится жить сердцем. Отказ Татьяны производит переворот в его душе. Надежду на счастье Онегин окончательно утратил, но вспыхнувшая любовь к Татьяне не прошла для него бесследно. Он узнал настоящее страдание, настоящую боль, настоящую любовь. Его жизнь обрела смысл и, возможно, станет более содержательной, чем была до того. На этой напряженной, кульминационной ноте сюжет романа завершен.

Онегин и Татьяна внутренне растут: иными стали их чувства, по-иному они относятся к жизни и друг к другу. Исчезло романтическое восприятие жизни у Татьяны, исчезло наносное, воспитанное средой равнодушие к простым человеческим радостям у Онегина.

Пушкин правдиво изображает среду, в которой живут главные герои его романа. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастивший Онегина и автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений, страстей. В нем царит свобода, независимость, здесь собирается цвет общества.

Вот Онегин спешит в ресторан:

К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Это воспевание роскошных угощений, предлагаемых ресторатором, не позволяет усомниться, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия.

Точно так же его влечет театр, дающий особые наслаждения:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольно дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Словом, свет — это очаг утонченной духовной культуры, и его воздействие на молодых людей того времени было облагораживающим и необходимым. Люди оттачивали свой ум, учились владеть собою, не показывать свои чувства, делились новостями — литературными, музыкальными. Здесь уважали себя и других, гордо несли свое человеческое достоинство и берегли честь.

Однако Пушкин, как и его герой, знали другой свет — «омут», кишащий нелепыми предрассудками, вздорными слухами, завистью, клеветой и прочими пороками.

Воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. В свете нередки скука, глупость и посредственность. Мелкая суета и душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Татьяна почувствовала своим умным и чутким сердцем именно пустоту светской жизни:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?..

В деревне нет того блеска, который поражает в Петербурге или в Москве, но здесь есть свои прелести.

Онегина занимала сельская природа:

Два дня ему казались новы
Уединенные моля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья...

И сам автор признается:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны...

У Лариных (фамилия происходит от слова «лары» — боги домашнего очага) в их деревенском доме, в пенатах, много тихого, доброго, патриархального и трогательного:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод...

Но и деревню не миновали скука и убийственная лень...

Провинциальное дворянство не может обойтись без местных франтов, своих сплетников и глупцов, остряков и дуэлянтов. Именины Татьяны изображены как типичный праздник провинциальных дворян, а судьба матери Татьяны и ее отца, Дмитрия Ларина,— как постепенное угасание душевных порывов и внутреннее омертвение.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далекий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта(1) и поэт» не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. В своих стихах

1. Кант Иммануи́л (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Он пел разлуку и печаль,
И нечто у и туманну даль,
И романтические розы...

По шутливому замечанию Пушкина, «его стихи/Полны любовной чепухи». Ленский молод. Ему «без малого... осьмнадцать лет». Как бы сложилась его жизнь в дальнейшем, в пору возмужания? Верный правде жизни, Пушкин не дает прямого ответа на этот вопрос. Ленский мог сохранить жар сердца, но мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, «носил бы стеганый халат» и завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

В Ленском автор постоянно подчеркивает противоречивость: простую, здоровую, «простодушную» натуру и поэтическую страстность, поэтическое горение, восторженность.

Отношение Пушкина к Ленскому двойственно: сочувствие просматривается сквозь откровенную иронию, а ирония проступает сквозь сочувствие.

Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский отчасти юный Онегин, еще не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете:

Я модный свет ваш ненавижу,
Милее мне домашний круг.

Эти слова Онегин, чувствующий заимствованные суждения Ленского, нетерпеливо обрывает:

Опять эклога!
Да полно, милый, ради Бога.

Основная художественная роль Ленского — оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский — приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, в романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнем. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается «строгому разбору». И ему не нравились пиры господ соседственных селений:

Бежал он их беседы шумной.

Однако беда Ленского заключалась в том, что «Он сердцем милый был невежда...», не знал ни света, ни людей. Все в нем: и свободолюбие германского образца, и стихи, и мысли, и чувства, и поступки — было наивным, просто-душным, заимствованным:

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы...

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Отсюда его стихи — набор общих элегических формул, за которыми нет никакого живого, ясного содержания. Смешно, когда юноша в осьмнадцать лет поет «поблекший жизни цвет», оставаясь полным здоровья. Когда же Ленский накануне дуэли пишет элегию «Куда, куда вы удалились...», то эти элегические строки производят пародийное впечатление. В самом деле, откуда взялась «стрела» («Паду ли я, стрелой пронзенный...»), если стреляться решили на пистолетах? Это условно-книжная речь, условно-романтическая поза, условно-романтические жесты. Ленский вздумал спасать Ольгу (и опять мыслит в стихах перифразами(2), поэтическими штампами, где Онегин — «развратник» и в то же время «червь», а Ольга — «двухутренний цветок»). Театральная риторика, пустая декламация, выраженная красивым иносказанием, содержит простой и ясный смысл:

2. Перифра́з, перифра́за — стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки не названного прямо предмета (например, вместо выражения наступила утро писатель предпочитает употребить иное — когда первые лучи восходящего солнца озлатили края восточного неба).

Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

При этом Ленский совершенно не понимает душевных движений Ольги: она не требует от него жертвы. Речи, поступки Ленского вызывают иронию, не предусмотренную, конечно, героем. Пушкин описывает Ольгу глазами Ленского:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила...

Но это «идеальный портрет» Ольги, истинный же иной. Онегин посмотрел на нее другими, трезвыми глазами:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Беда Ленского в том, что он еще не созрел как человек и что между ним и миром стоит чужая книжнопоэтическая призма, искажающая предметы в духе идеала и мешающая видеть их в натуральную величину. Для опытных Онегина и автора это смешно. Но не примешивается ли к этому смеху грусть? Не свидетельствует ли неискушенность героя о чистоте души? И так ли уж безупречен трезвый взгляд, лишенный юношеского энтузиазма, веры в идеал, в торжество общечеловеческих ценностей? Пушкин на это отвечает так:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волненье», «благородное стремленье», «бурное желанье любви», «жажду знаний», «страх порока и стыда», «заветные мечтанья» и «сны поэзии святой».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ОНЕГИН

Главный герой романа Евгений Онегин принадлежит, как и Ленский, к лучшей части дворянской молодежи начала XIX века. Читатель знакомится с ним, когда тому исполнилось 26 лет. Онегин представлен, в отличие от Ленского, зрелым и опытным человеком, хорошо знающим жизнь. Пушкин описывает его детство и юношеские годы. Тон рассказа об Онегине иронический и даже иногда сатирический. Но ирония и сатира относятся не столько к Онегину, сколько ко всем дворянам, получившим одинаковое воспитание и образование. Тут нет личной вины героя («Мы все учились понемногу...»). В дальнейшем он подпадет, как и все молодые люди, под влияние света, который отшлифует характер, стремясь сделать из Онегина молодого человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски.

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете. Онегину ставили в вину, что он не поэт («Высокой страсти не имея/Для звуков жизни не щадить,/Не мог он ямба от хорея,/Как мы ни бились, отличить»). В то время, когда формировался Онегин, в моде была не только поэзия. Молодые вольнодумцы проявляли большой интерес к экономической науке. Пушкинский герой

Бранил Гомера, Феокрита(1);
Зато читал Адама Смита(2),
И был глубокий эконом...

1. Феокри́т (конец IV — первая половина III в. до Рождества Христова) — древнегреческий поэт, живший в Александрии; основатель жанра идиллии.
2. Ада́м Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ; основатель классической политэкономии.


Экономические знания ему пригодились как лекарство от скуки и от нечего делать, как сказал по другому поводу Пушкин. Онегин в деревне «задумал» «порядок новый учредить». «Мудрец пустынный» воспользовался своими экономическими познаниями. «Оброк легкий» вместо «барщины старинной» не только более гуманный порядок, но и более выгодный. Онегин здесь предстал либералом, а не крепостником. Он сопоставлен в романе с Чаадаевым, Кавериным, автором.

В первых главах Онегин занят «игрой страстен», и кажется, что он лишен способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Таково обычное поведение мужчин в свете, поэтому герою нельзя ставить в вину любовные приключения. «Паука страсти нежной» — необходимая принадлежность светских салонов и гостиных. Не овладей Онегин ею, он оказался бы безоружным перед женскими хитростями, уловками, интригами. Кроме того, у юности свои права. Онегин жил чувствами, волнениями и тревогами сердца. И хотя они не были подлинными, это все-таки была полезная школа душевного воспитания, накопления опыта и взросления. Ту же школу прошел и автор, который не только не сожалел о потраченном на светские удовольствия времени, но и любил их:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил...

Жизнь Онегина в Петербурге протекала весело и праздно. Распорядок дня был одним и тем же:

Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.

Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум...

Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Но прекрасные задатки Онегина подавлены социальными условиями, средой, в которой он вырос и жил.

Не только у Ленского, но и у Онегина могла быть иная судьба. Нет ничего странного, если бы Онегин повторил участь своего дяди, но он мог бы стать и одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Онегин оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини: «А счастье было так возможно,/Так близко!..» Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку, выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной, и случайной.

Герой пробовал преодолеть свою неудовлетворенность, стал писать и читать, но вскоре бросил и то и другое. «Русская хандра» овладела им не вследствие пустоты души от природы, а оттого, что Онегин был значительно выше людей света. Этот благородный, умный, порядочный и совестливый человек хотел бы, но не знал, как и чем заняться. Он недоволен всем, что видит вокруг себя, понимает, что вынужденным бездельем губит себя. Оттого он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегина уже не увлекают маскарады, балы, театры, красавицы и друзья. «Русская хандра» Онегина проистекает из критического отношения героя к своему кругу. Автор понимает Онегина и сочувствует ему. Он сам недоволен обществом, и это сближает автора с Онегиным:

С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас...

Пушкин называет странность Онегина «неподражательной». С точки зрения общества, Онегин действительно «странен». Толпа примеривает к нему знакомые маски то чудака, то литературных героев и удовлетворяется собственной находчивостью.

Онегинский характер сформировался «в определенных общественных условиях», в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование — это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции.

Преимущественное состояние Онегина — скука. Ничто не могло развеять его тоскующую лень. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого дела вкоренилась в психологию Онегина, и он не в силах ее побороть. «Труд упорный ему был тошен», - замечает Пушкин. А так как, по мысли автора, только в труде могли проявиться творческие силы личности, то итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Любовь тоже прошла мимо, ибо чувства героя оскудели — он подавил в себе невольное волнение, испытанное при виде Татьяны и по получении ее письма. Лишь позже, потрясенный убийством Ленского и вновь встретив Татьяну, Онегин обрел способность к большому и сильному чувству.

Свое недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще. Он перестал жить чувствами, потерял веру в них, и душа его охладела. Следовательно, болезнь Онегина приняла особые формы: из его души исчез огонь, из жизни ушел идеал, и она потеряла смысл. Тоска стала абсолютной, всеобъемлющей. Демон-Онегин (этим именем Пушкин называет его в восьмой главе) живет отрицанием смысла и положительных ценностей бытия. Не будучи от рождения пустым человеком, герой страдает от душевной опустошенности. В деревне он рассеялся за два дня

На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле...

Герой, утративший идеал, не может ни полюбить, ни откликнуться на зов другой души, ни встать над предрассудками света и предостеречь неопытного друга.

Уже в первой главе, рассказывая о всепоглощающей хандре Онегина, Автор провел резкую грань между собой и своим героем:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Природа, творческий труд выступают для автора, в отличие от Онегина, безусловной ценностью автор не утратил идеалы, сберег их.

Однако история Онегина — это история возрождения героя, который заново учится жить чувством. Пушкин не лишает Онегина благородства и чести. Герой способен оценить искреннее чувство других людей («получив посланье Тани,/Онегин живо тронут был»), «с улыбкой» слушал Ленского («охладительное слово/В устах старался удержать...»). Отвечая Татьяне, Онегин не обличает, не утешает, а говорит правду, и автор ценит его жест:

Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...

Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, Евгений убивает на поединке Ленского:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Получив вызов на дуэль, Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.

После убийства Ленского Онегин застывает «в тоске сердечных угрызений».

Неумершие чувства, просыпающаяся совесть стали залогом возрождения души. Онегин «как дитя» влюблен в Татьяну. Ранее невозмутимый, теперь он узнал любовь и настоящие страдания:

...К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень...

Именно тогда, когда Онегин стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова бросился читать и читал уже «духовными глазами», его настигают полные трагического для него смысла слова Татьяны:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить...

Пушкинский роман — это роман о возможном, но пропущенном счастье, о том, как предназначенные друг для друга Татьяна и Онегин в момент душевной близости вынуждены расстаться. Произошло это и по вине героев, и по вине обстоятельств. Трагизм романа состоит в том, что лучшие русские люди не находят счастья в действительности.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ТАТЬЯНА В РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


Рядом с культурой столичного дворянского общества существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала в себя быт, нравы, фольклор простого народа, которые входят в роман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны.

Внутреннее развитие типа провинциальной дворянской девушки Татьяны заключается в постепенном изживании воздушных романтических грез и в превращении умной от природы, душевно и безошибочно чуткой девушки, воспитанной в деревне, в просвещенную, опытную и проницательную женщину, «законодательницу зал».

В первых главах Татьяна живет чувствами. Она сближена с природой. Пушкин нарочито подчеркивает «дикость», т. е. непросвещенность чувств героини. Она пишет Онегину «необдуманное письмо». Автор называет его плодом «легкомысленных страстей», но оправдывает героиню, которая писала «и милой простоте», «послушная влеченью чувства», в доверчивости и с «сердцем пламенным и нежным». В противоположность Онегину, духовное развитие которого совершается от преобладания рассудка к гармонии ума и чувства, самовоспитание Татьяны совершается иначе: от наивности, непосредственности чувств к их обогащению просвещенным умом.

В седьмой главе рассказывается о посещении Татьяной кабинета Онегина. Она читает книги героя, и ей «открылся мир иной». В этих книгах «отразился век», и Татьяна, лучше постигая душу Онегина, умственно растет в глазах читателя: ею движет уже не безошибочное нравственное чувство, не природный ум, а ясное, просвещенное сознание, позволяющее понять «болезнь века», заразившую Онегина.

Умственный и нравственный кругозор Татьяны достигает расцвета. Отказываясь от счастья, Татьяна руководствуется уже не эмоциями, а сознанием нравственной ответственности, которая коренится в народной этике.

Вместе с тем книжная сентиментально-романтическая культура и естественность, простота чувств спасают Татьяну от житейской пошлости. Пушкин подчеркивает наивность, простодушие героини, ее родство с природой и с народом. Чтение романтических книг призвано продемонстрировать неискушенность Татьяны в литературе. Народное сознание не блещет интеллектуальной изощренностью, но оно отличается высотой нравственного чувства, безошибочностью этических оценок. Поэтому, когда Татьяна умственно возвышается над Онегиным, она получает право стать его моральным судьей.

В близости Татьяны к природе, к быту, нравам и культуре русского народа заключена здоровая и реальная жизненная основа. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую ее мысли и чувства и проявившуюся в ее поведении.

Имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины иль девичьей». Татьяна окружена фольклорными образами («Страшные рассказы/Зимою в темноте ночей/Пленяли больше сердце ей»). Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных сказок. Ей соответствует «Песня девушек», ей понятны народные обычаи:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины...

Разгадывая Онегина, Татьяна гадает о своей судьбе. Перебор литературных масок Онегина — это попытка представить себя героиней, напоминающей ту или иную подругу названных персонажей. Но это одновременно и отзвук народных гаданий о суженом, которые были свойственны Светлане, героине баллады Жуковского. Сон Татьяны содержит все признаки балладного сна.

Народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны.

Процесс становления ее характера Пушкин оставляет за рамками романа. Можно только догадываться, почему в одной семье Лариных возникли разные характеры Ольги и Татьяны. Пушкин пишет лишь, что Татьяна «в семье свой родной/Казалась девочкой чужой». Она предстает воплощением национального духа и пушкинским идеалом.

В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет Татьяну исключительной душевной цельностью. Мысль и чувство, разум и поступок для нее одно и то же. Поэтому, полюбив, она первая открывается Онегину в любви, преступая условные законы народной и дворянской морали(1). Она ведет себя просто и естественно. К любви она относится серьезно и самоотверженно:

1. Знаменитая московская барыня Мария Ивановна Римская-Корсакова заявила, что женщина, первая написавшая письмо мужчине,— «конченая».

Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Будучи замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не только потому, что уважает своего супруга, но и из уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством. И в этом проявляется ее близость к народным патриархальным устоям, в этом и дворянская честь провинциальной девушки.

Пушкин дает это понять в двух эпизодах. Татьяна спрашивает няню о ее любви. Но опыт няни оказывается непригоден для «бедной Тани». Няня отвечает ей: «...Мы не слыхали про любовь». Няню никто не спрашивал о ее воле, но, выйдя замуж, она смиряется со своей долей. Народ считает сохранение семейных и нравственных традиций и устоев выше их разрушения и распада» выше «незаконной» любви.

В другой раз Пушкин знакомит с историей любви матери Татьяны, в молодости влюбленной в Грандисона. Однако выдали ее за Дмитрия Ларина, с которым она соединила свою жизнь до самой его смерти.

Таким образом, и у простой крестьянки, и у московской дворянки сходная судьба. Такой же жребий выпал и Татьяне: она поступает так, как ее няня и ее мать.

Став блестящей светской дамой, Татьяна не утратила связь с национальной культурой. В ней воссоединилась народная традиция с высокой культурой просвещенного дворянства. То же самое происходит и с автором, который усвоил и дворянскую, и народную культуры, превратив их в единую национальную. Только Татьяна идет от народной традиции к дворянской, автор же, напротив, от дворянской к народной.

Душевная цельность Татьяны в наибольшей степени характеризует гармоническое единство лучших сторон высокой дворянской и простонародной культуры — пушкинский поэтический идеал. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к Татьяне.

В русской действительности Пушкин обнаружил две культуры: дворянскую (состоящую из светской, оторванной от народа, и провинциальной, близкой к простонародной) и народную. Идеалом поэта выступила единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность. Пушкин искал пути сближения дворянства с народом.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика