Пушкин А. С. Пророк. Тема поэта и поэзии. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
Пушкин А. С.
Египетские ночи

(сайт "Литература")
 
Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки. Художник Ф.Я.Алексеев, 1810 г.
 
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 Урок 15. Русская поэзия первой половины XIX века (урок литературы в 9 классе))
 
Уроки по творчеству А. С. Пушкина в 7 классе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ:
«ПРОРОК»

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 28. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Урок 29. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов

Урок 30. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

Урок 31. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта

Урок 32. А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

Урок 33. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Урок 34. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина. Урок развития речи 3


УРОК 30
А. С. ПУШКИН. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ:
«ПРОРОК»

Основное содержание урока

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Соотнесение стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

I. Раздумья о смысле жизни, о поэзии

Концерт-миниатюра из стихов А. С. Пушкина о миссии поэта
и поэтическом вдохновении,
например:

«Певец» («Слыхали ль вы за рощей глас ночной...»),
«Жуковскому» («Когда, к мечтательному миру…»),
«К портрету Жуковского»,
«К портрету Вяземского»,
«Дельвигу» («Любовью, дружеством и ленью…»),
«К моей чернильнице»,
«Муза» («В младенчестве моём она меня любила…»),
«Разговор книгопродавца с поэтом» (фрагмент),
«Прозаик и поэт» («О чём, прозаик, ты хлопочешь?..»),
«Поэт» («Пока не требует поэта…»),
«Рифма — звучная подруга…»,
«Поэт и толпа» (фрагмент),
«Эхо» (по выбору учителя).

II. Актуализация знаний о стихах А. С. Пушкина на тему поэта и поэзии:

— Какие стихи Пушкина о поэте и поэзии вас удивили? Чем?

— Каково отношение Пушкина к теме поэта и поэзии?

— Что такое поэтическое творчество для его лирического героя?

— *Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

III. Чтение по ролям или инсценирование
диалога Чарского и импровизатора из произведения А. С. Пушкина «Египетские ночи» (гл. II)
. См. также: Архангельский А. Н. Герои Пушкина: Чарский (сайт "Литература")

Вступительная беседа:

— Прокомментируйте оценку поэтического вдохновения, данную в «Египетских ночах»: «Однако ж он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так он называл вдохновение)… он признавался искренним друзьям, что только тогда и знал истинное счастие».

Почему автор называет вдохновение словом дрянь?

— Что, по мысли Пушкина, отличает обычного человека от поэта?

— Почему творческий процесс поэт считает счастием?

IV. Прослушивание стихотворения «Пророк» в актёрском исполнении (см. текст ниже)
и ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».


V. Групповая работа.

Составление лексических и историко-культурных комментариев к стихотворению А. С. Пушкина «Пророк»

с использованием задания из раздела учебника «Развиваем дар слова»:

Группа 1. Стихи 1—8:
духовной жаждою томим, в пустыне… влачился, шестикрылый серафим, перстами, зеницы, отверзлись вещие зеницы.

Группа 2. Стихи 9—14:
внял я неба содроганье, горний ангелов полёт, гад морских, дольней лозы прозябанье.

Группа 3. Стихи 15—20:
уста, празднословный, лукавый, жало мудрыя змеи, десница.

Группа 4. Стихи 21—30:
отверстая, Бога глас, пророк, виждь, внемли, глаголом жги сердца людей.

Аналитическая беседа:

— Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создаётся?

Что общего в тональности стихотворения с одами М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина? Обоснуйте свой ответ.

— В чём особенности композиции текста? Каковы его смысловые части?

— Найдите авторские основания для сопоставления поэта с библейским пророком.

Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?

Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?

— *Принадлежит ли поэт, обречённый быть пророком, самому себе, или он глашатай Божественных идей? Обоснуйте своё мнение.

— *Почему поэт должен быть глашатаем истины?

VI. Библейские параллели в интерпретации темы творчества
и особенности языка стихотворения «Пророк».

Групповая практическая работа.

Группа 1.


Найдите в стихотворении библейские образы. Каков их аллегорический смысл?

*Найдите в адаптированном библейском тексте цитаты, созвучные пушкинским образам, и заполните таблицы по образцу:

ТАБЛИЦА
Цитаты, созвучные пушкинским образам (стихотворение «Пророк»)
Пушкинский образ
Библейская цитата
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    


Группа 2.

Проанализируйте лексику стихотворения.

Какой смысл имеет обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах?

Какой характер придаёт тексту множество архаизмов и старославянизмов?

Дайте к ним комментарии и подберите синонимы из современного языка:

ТАБЛИЦА
Анализ лексики стихотворения "Пророк"
Пушкинская лексика
Синонимы в современном языке
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    


Группа 3.

Проанализируйте синтаксические особенности стихотворения.

Какова их смысловая роль?

Какой смысл имеет многократная повторяемость союза и?

Найдите примеры инверсий и восстановите в них прямой порядок слов:

ТАБЛИЦА
Синтаксические особенности стихотворения "Пророк"
Пушкинские цитаты
Прямой порядок слов
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    


Какова роль инверсивных конструкций в стихотворении?

Итоговый вопрос:

В чём новаторство А. С. Пушкина в стихотворении «Пророк»?

Домашнее задание

Заполнить пятую графу хронологической таблицы.

Выписать из статьи учебника «„Пророк“ (1826)» главные мысли и подобрать к ним примеры из стихотворения.

Выучить стихотворение наизусть.

Сделать его письменный анализ с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»
или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об адресатах любовной лирики А. С. Пушкина (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета)
и выразительное чтение стихов поэта о любви (по выбору учителя).

Групповое задание.

Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный журнал «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина и стихи, им посвящённые».

Следующий урок: А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта >>>




ПЕВЕЦ
А. С. Пушкин
[2]

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой —
    ‎    Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Прискорбную ль улыбку замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской, —
    ‎    Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихой глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз —
    ‎    Вздохнули ль вы?
1816

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в шестнадцати томах. — 1937—1959. Том первый: Лицейские стихотворения.
(вернуться к уроку)


ПОЭТ
А. С. Пушкин
[3]

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,[4]
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;[5]
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол[6]
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...[7]
1827 (стр. 23)

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. Т. 3. Стихотворения, 1827–1836. – 1977.
(вернуться к уроку)


ПРОЗАИК И ПОЭТ
А. С. Пушкин
[8]

О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!
1825

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)


ПРОРОК
А. С. Пушкин
[9]

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим[10]
На перепутье мне явился.
Перстами[11] легкими как сон
Моих зениц[12] коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,[13]
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста[14] замершие мои
Вложил десницею[15] кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом[16] жги сердца людей».
1826 (стр. 304)

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. Т. 2. Стихотворения, 1820–1826. – 1977.
(вернуться к уроку)


О стихотворении А. С. Пушкина
"ПРОРОК" (1826)


Пушкин всегда задумывался о своем даре и поэтическом призвании. В Михайловской ссылке, замыкая предыдущее творчество и открывая новый период своей судьбы, он создал стихотворение «Пророк». В этом стихотворении отразилось могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости духовных сил.

«Пророк» написан в сентябре 1826 года, после того, как поэт получил известие о казни пяти декабристов, последовавшей 13 июля.

«Пророк» — программное произведение в творчестве Пушкина. Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков* а в пушкинскую современность.

В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Через мучение, через страдание человек преображается в Пророка:

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Пророк у Пушкина образ человека, каким его запечатлела Библия. Его устами говорит Бог, который повелел ему возглашать истину. И он не может сойти с пути, предначертанного Богом. Он избран. У него отнят грешный язык, который не может осквернять Божественную истину. Только чистыми устами дозволено возвещать правду. Высокая миссия-поручение, полученная от Бога, преображает человека и делает его Пророком. Теперь он не принадлежит себе, а исполняет волю Бога. Это роднит древнего Пророка и современного поэта. Ему дан дар слова, глагола, следовательно, он тоже избран, чтобы люди через него услышали Высшую Волю. Пушкин ощущал себя таким поэтом. Его служение поэзии родственно служению Пророка. Впоследствии он скажет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна». Создавая близкий историческому прошлому образ ветхозаветного Пророка, Пушкин соотносил с ним себя как поэта современности.

Та же задача — правдиво передать исторические события Руси и одновременно связать их с настоящим временем — решалась Пушкиным и в народной трагедии «Борис Годунов».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение «Пророк». В чем смысл концовки?

2. Прочитайте стихотворение наизусть, подчеркнув интонацией особую миссию поэта.

3. Объясните слова и словосочетания, тропы: духовной жаждою томим, влачился, на перепутье, перстами легкими, зеницы, отверзлись... зеницы, неба содроганье, дольней лозы прозябание, десницею кровавой, язык празднословный, во грудь отверстую, глаголом жги сердца людей.

Подберите синонимы. Мотивируйте единственно правильный выбор данных слов поэтом, обоснуйте их преимущество.<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Певец — печатается по «Северному Наблюдателю», 1817, ч. I, № 1, стр. 14, где впервые опубликовано. В переработанном виде вошло в «Стихотворения А. Пушкина», издание 1826 г., стр. 160, и в издание 1829 г., ч. I, стр. 20—21.
Стихотворение датировано 1816 годом.
Стихотворение «Певец» было написано Пушкиным почти в куплетной форме: и благодаря выразительной интонации рефрена оно прямо-таки само просилось на музыку. На этот текст существует множество романсов русских композиторов (под названием «Певец» или «Слыхали ль вы»). Самыми известными из них до сих пор остаются романсы Алябьева и Верстовского. (вернуться)

3. Поэт — Пока не требует поэта... Напечатано в «Московском вестнике», 1827 г., № 23. Написано 15 августа 1827 г. в Михайловском. (вернуться)

4. Аполлон – божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств. (вернуться)

5. Лира – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождалось исполнение эпической и лирической поэзии. Употр. как символ поэзии, поэтического творчества, поэтического вдохновения. Лира была атрибутом Аполлона. Кроме того, лира — атрибут персонифицированной Поэзии и Эрато — музы лирической поэзии. (вернуться)

6. Глагол (книжн., устар.) – слово. (вернуться)

7. Дубровы дубравы (поэт. устар. и обл.) – лиственный лес, дубовая роща. (вернуться)

8. Прозаик и поэт — впервые напечатано в журнале «Московский вестник», 1827, № 4. (вернуться)

9. ПРОРОК – напечатано в «Московском вестнике», 1828 г., № 3. Написано 8 сентября 1826. Взяв в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, Пушкин далеко уходит от библейского сюжета, изображая иносказательно пророческое назначение поэта. Имеются сведения, что «Пророк» входил в цикл стихотворений политического характера, но остальные стихотворения этого цикла до нас не дошли.
Пророк – в религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее, настоящее и будущее. (вернуться)

10. шестикрылый серафим – в христианской мифологии серафимами назывались ангелы (высший ангельский чин), особо приближенные к Богу и его прославляющие. Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений: пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон. (вернуться)

11. перстами – перст (устар., поэт.) – палец на руке. (вернуться)

12. зениц – зени́ца (книжн., устар.) – то же, что зрачок, глаз. (вернуться)

13. горний ангелов полет – горний (церк.-книжн., поэт. устар.) – находящийся в вышине. (вернуться)

14. уста (книжн., устар.) – рот, губы. (вернуться)

15. десница (книжн., устар.) – правая рука. (вернуться)

16. глаголом – глагол (книжн., устар.) – слово. (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика