Рассвет. Зенкевич М.
Литература
 
 Главная
 
М. А. Зенкевич
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗЕНКЕВИЧ
(1886—1973)
 
РАССВЕТ[1]
 
О предрассветный, воспетый Бодлером
И Брюсовым час,
Когда лиловеют с сумраком серым
Орбиты глаз!

Уже проститутки с улиц скрылись;
Притоны пусты.
И сипло сирены вдали развылись...
Разводят мосты.

И мнится, что тени в закоулках, неловко
Толкаясь, торопясь,
Спускают в саване труп с веревкой
В жидкую грязь.

И веща́я зачатого дня нелепость
И сутолку лиц,
Над черной водой зажигает крепость
Огнистый шпиц.

1912

Источник: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. – М.: Наука, 1993.
 

1. «Рассвет» – впервые: сб. «Дикая порфира». 1912. (вернуться)
____________

Михаил Александрович Зенкевич родился в Саратовской губернии в семье преподавателя. Окончил юридический факультет Петербургского университета.

Первые стихи опубликовал в 1906 г. С начала 1910-х годов имя Зенкевича связано с «Цехом поэтов» и акмеизмом, где он занял своеобразное место. Печатался в «Аполлоне», «Гиперборее», других изданиях.

В 1912 г. в Петербурге вышел первый сборник Зенкевича «Дикая порфира» (в заглавии слова Баратынского из стихотворения «Последняя смерть» (1827) – образ природы, торжествующей на оставленной человеком земле). Главная тема сборника – вселенная и люди, от картин земной праистории («Ящеры», «Махайродусы») до мрачной «футурологии» – прорицаний грядущей космической катастрофы, когда земля отомстит обезобразившему ее человеку, сметет его потоком лавы и вернется в «хор солнц» («Земля»); в «Свершении» – предвидение застывающей земли, где льды сползают к тропикам, где остались лишь низшие организмы.

Присущие акмеистской поэзии мотивы «адамизма» предстали у Зенкевича заостренно: не «первозданное», а «первобытное» с его мощью и конечной правотой. В намеренной физиологичности образов, их антиэстетизме (люди роятся на земле, «как в падали бациллы разложенья», метафора человеческого удела – «мясные ряды» с их «скользкой» грязью и кровью) автор «Дикой порфиры» соприкасался с начинавшими тогда футуристами.

Смысл первой книги Зенкевича был понят немногими. Гумилев назвал поэта «вольным охотником», приверженным в отличие от символистов «земле». Брюсов отметил «попытку вовлечь в область поэзии темы научные».

Глубже проник в мир молодого поэта Вяч. Иванов: «Пафос Зенкевича вовсе не научный пафос... Зенкевич пленился материей, и ей ужаснулся. Этот восторг и ужас заставляют его своеобычно, ново... развертывать перед нами – в научном смысле сомнительные — картины геологические и палеонтологические».

Вторая книга Зенкевича («Четырнадцать стихотворений». Пг., 1918) не стала в отличие от первой литературным событием, хотя в ней усилилась экспрессия стиха и наметились новые темы: мощь индустриализма («Грядущий Аполлон»), зло войны («Проводы солнца»), Сибирь как прообраз Евразии и «народовластий семья».

В 1920–1930-е годы Зенкевич издал несколько сборников стихов и поэм, обращенных к современности. В дальнейшем печатал преимущественно переводы из западноевропейской поэзии.

Источник: Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917. Антология. – М.: Наука, 1993.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обложка сборника стихов
Михаила Зенкевича
«Дикая порфира». 1912.
Обл. С. Городецкого
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика