|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841) |
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова с приведенным стихотворением А.К. Толстого. Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения? См. текст задания ниже |
|
Задание 4 |
|
Стихотворения М. Лермонтова и А. Толстого объединяет мотив невозможности любви, как пылкого и страстного чувства. Лирические герои стихотворений воспринимают любовь как «прошлое страдание», «погибшую молодость» (Лермонтов), признаются в том, что «её ты не любишь, а любишь себя…» (Толстой). Как в первом, так и во втором стихотворении лирический герой разочарован в предмете своей любви: «не с тобой я сердцем говорю», «в твоих чертах ищу черты другие» (Лермонтов), «порывы твои уж не те», «она для тебя уж не тайна» (Толстой). Перед читателем предстают разочарованные эгоисты, не сумевшие удержать светлое чувство любви.
Общим является и мотив внутренней раздвоенности героя: Лермонтов использует элемент обращения к другому образу «я говорю с подругой юных дней», так же и Толстой говорит с «неведомым спутником», зеркально похожим на лирического героя «одет он как я, на таком же коне».
Образ лирической героини также имеет общие черты. И у Лермонтова, и у Толстого этот образ мы видим в восприятии лирического героя. Он окрашен его чувствами и переживаниями, в нём также присутствует мотив раздвоенности, так как её восприятие в глазах лирического героя меняется с течением времени.
|
|
Задание 4(часть 1) |
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим
произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8). Рекомендуемый примерный объём ответа на задание – 5–8 предложений.
Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из
предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.
Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 4
нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.
Указание на объём условно: оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно
формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). |
|
|
Задание 4 |
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова с приведенным стихотворением А.К. Толстого.
Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения? |
Нет, не тебя так пылко я люблю...
М.Ю.Лермонтов
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
апрель 1841
С ружьём за плечами, один, при луне...
А.К.Толстой
С ружьём за плечами, один, при луне,
Я по полю еду на добром коне.
Я бросил поводья, я мыслю о ней,
Ступай же, мой конь, по траве веселей!
Я мыслю так тихо, так сладко, но вот
Неведомый спутник ко мне пристаёт,
Одет он, как я, на таком же коне,
Ружьё за плечами блестит при луне.
«Ты, спутник, скажи мне, скажи мне, кто ты?
Твои мне как будто знакомы черты.
Скажи, что тебя в этот час привело?
Чему ты смеёшься так горько и зло?»
«Смеюсь я, товарищ, мечтаньям твоим,
Смеюсь, что ты будущность губишь;
Ты мыслишь, что вправду ты ею любим?
Что вправду ты сам её любишь?
Смешно мне, смешно, что, так пылко любя,
Её ты не любишь, а любишь себя.
Опомнись, порывы твои уж не те!
Она для тебя уж не тайна,
Случайно сошлись вы в мирской суете,
Вы с ней разойдётесь случайно.
Смеюся я горько, смеюся я зло
Тому, что вздыхаешь ты так тяжело».
Всё тихо, объято молчаньем и сном,
Исчез мой товарищ в тумане ночном,
В тяжёлом раздумье, один, при луне,
Я по полю еду на добром коне…
1851 |
|
|
Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
|
|
|
Задания 5.1–5.5 (часть 2) |
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения.
Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного
произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого
содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений. |
|
1. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Какие черты своего поколения осуждает М.Ю. Лермонтов? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
4. В чем своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова?
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
9. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
10. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
|
|
*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|