На выполнение работы по литературе даётся 90 минут.
Работа включает в себя 8 заданий с развёрнутым ответом.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы
не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными
материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям.
НИКО. Литература. 8 класс. Демонстрационный вариант
Прочитайте приведённый текст и выполните задания 1–6.
Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу – он боялся мели. Пантен сидел рядом, в новой суконной паре, в новой блестящей фуражке, бритый и смиренно надутый. Он по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и
прямой целью Грэя.
– Теперь, – сказал Грэй, – когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце
моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас
своими мыслями, как обещал в Лиссе. Заметьте – я не считаю вас глупым или упрямым, нет;
вы образцовый моряк, а это много стоит. Но вы, как и большинство, слушаете голоса всех
нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но вы не услышите. Я делаю то, что
существует, как старинное представление о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так
же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Скоро вы увидите девушку, которая не
может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших
глазах. Он сжато передал моряку то, о чём мы хорошо знаем, закончив объяснение так: – Вы
видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая
ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно
потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так
называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак,
легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это
чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы
сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу <…> и сейф, а жокей
хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везёт, – тогда все поймут, как
это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение,
и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то
наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных
глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?
– Да, капитан. – Пантен крякнул, вытерев усы аккуратно сложенным чистым
платочком. – Я всё понял. Вы меня тронули. Пойду я вниз и попрошу прощения у Никса,
которого вчера ругал за потопленное ведро. И дам ему табаку – свой он проиграл в карты.
Прежде чем Грэй, несколько удивлённый таким быстрым практическим результатом
своих слов, успел что-либо сказать, Пантен уже загремел вниз по трапу и где-то отдалённо вздохнул. Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их
швах сияло пурпурным дымом. «Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. Не было никаких
сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот; спокойно,
как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
(А.С. Грин. Алые паруса)
При выполнении заданий 1–6 постарайтесь дать полный ответ.
1.
Как Вы понимаете слова Грэя: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так
называемые чудеса своими руками»?
2.Как Вы думаете, почему Ассоль может выйти замуж только за капитана корабля под алыми
парусами?
3. Почему Грэй уверен, что встретил девушку своей мечты?
4. Почему Пантен пошёл просить прощения у Никса?
5. Вспомните произведения, где корабли играют немаловажную роль. Напишите их названия и
авторов (не менее двух).
6. Объясните, как Вы понимаете словосочетание «паруса рдеют».
При выполнении задания 7 необходимо дать развёрнутый ответ на поставленный
вопрос, приводя свои аргументы и цитаты из текстов (8–10 предложений).
7. Перед Вами стихотворения двух замечательных поэтов. Внимательно прочтите их и дайте письменный ответ на вопросы.
С каким из приведённых ниже стихотворений и почему перекликается тема прочитанного Вами фрагмента из повести А.А. Грина «Алые паруса»?
В чём сходство раскрытия темы у разных авторов?
ПУСКАЙ МЕЧТАТЕЛИ ОСМЕЯНЫ ДАВНО... |
МОИ МЕЧТЫ |
Пускай мечтатели осмеяны давно,
Пускай в них многое действительно смешно,
Но всё же я скажу, что мне в часы разлуки
Отраднее всего, среди душевной муки,
Воспоминать о ней: усилием мечты
Из мрака вызывать знакомые черты,
В минуты горького раздумья и печали
Бродить по тем местам, где вместе мы гуляли,
И даже иногда вечернею порой,
Любуясь бледною и грустною луной,
Припоминать тот сад, ту тёмную аллею,
Откуда мы луной пленялись вместе с нею,
Но, больше нашею любовию полны,
Чем тихим вечером и прелестью луны,
Влюблённые глаза друг к другу обращали
И в долгий поцелуй уста свои сливали...
(Н.А. Некрасов, 1845) |
Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.
Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.
(С.А. Есенин, 1912) |
8.Напишите сочинение по одной из выбранных тем (10–15 предложений). При ответе на
вопрос укажите названия не менее трёх произведений и их авторов. Аргументируйте свой
ответ примерами из прочитанных текстов (обращением к пересказу, анализу эпизодов,
персонажей, мотивов, образов, деталей).
Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.
8.1. Какие произведения русской и зарубежной литературы заставили Вас задуматься о взаимоотношениях людей?
8.2. Какие книги о первой любви и почему Вы бы порекомендовали своим одноклассникам для чтения?
8.3. В каких произведениях отечественной или зарубежной литературы повествуется о мечтах героев и воплощении их в жизнь?
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
по литературе
Критерии оценивания ответов на задания 1–4
1. Соответствие ответа вопросу
Ответ содержательно соотнесён с поставленным вопросом - 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленным вопросом -0/
2. Понимание авторской позиции
Авторская позиция понята - 1
Авторская позиция не понята - 0
3. Обоснованность собственной точки зрения
Обоснована собственная точка зрения - 1
Не обоснована собственная точка зрения - 0
4. Фактическая точность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют речевые и фактические ошибки - 2
Допущено не более двух ошибок каждого вида - 1
Допущены три или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида) - 0
Максимальный балл - 5
Критерии оценивания ответов на задание 5
Правильно записаны названия двух произведений и их авторы - 3
Правильно записаны названия одного-двух произведений и автор одного любого из них - 2
Правильно записаны только названия двух произведений - 1
Все ситуации, не соответствующие правилам выставления 1–3 баллов - 0
Максимальный балл 3
Критерии оценивания ответов на задание 6
1. Объяснение смысла выражения/слова
Смысл выражения/слова раскрыт полно (дан ответ на уточняющий вопрос (при наличии уточняющего вопроса(-ов) - 2
Смысл выражения/слова раскрыт частично - 1
Смысл выражения/слова не раскрыт - 0
2. Соблюдение речевых норм
Если по критерию 1 выставлено 0 баллов, то по критерию 2 также выставляется 0 баллов
Отсутствуют речевые ошибки - 2
Допущена одна речевая ошибка - 1
Допущены две или более речевые ошибки - 0
Максимальный балл 4
Критерии оценивания ответов на задание 7
Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание
считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется, по всем позициям оценивания ставится 0 баллов.
1. Сопоставление произведений
Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена - 2
Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена - 1
Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа - 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа
важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,
фактические ошибки отсутствуют - 4
Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа
важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.;
текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений
о содержании,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка - 3
Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа
или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения
задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),
ИЛИ
для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается
на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п.,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки - 2
Для аргументации используется текст только одного произведения, он
привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его
содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п.),
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки - 1
Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых
произведений,
И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки - 0
3. Обоснованность собственной точки зрения
Обоснована собственная точка зрения - 1
Не обоснована собственная точка зрения - 0
4. Композиционная целостность и логичность
Текст композиционно целостен - 2
Текст имеет композиционные погрешности, и/или допущены одна-две логические ошибки - 1
Текст имеет композиционные погрешности, допущены три или более логические ошибки - 0
5. Соблюдение речевых норм
Отсутствуют речевые ошибки - 2
Допущено не более двух речевых ошибок - 1
Допущены три или более речевые ошибки - 0
Максимальный балл 11
Критерии оценивания ответов на задание 8
Если по критерию 1 «Раскрытие темы» ставится 0 баллов, то задание считается
невыполненным, и ответ дальше не проверяется, по всем позициям оценивания ставится
0 баллов.
1. Раскрытие темы
Сочинение написано на заданную тему, ответ на вопрос дан, авторская позиция не искажена - 2
Сочинение написано на заданную тему, ответ на вопрос дан, но авторская позиция искажена - 1
Тема не раскрыта - 0
2. Указание произведений и их авторов
Правильно указаны названия трёх произведений и их авторы - 3
Правильно указаны названия одного–трёх произведений и один-два автора этих произведений - 2
Правильно указаны названия одного-трёх произведений без указания их авторов - 1
Все ситуации, не соответствующие правилам выставления 1–3 баллов -0
3. Привлечение текста указанного произведения для аргументации
Если по критерию 2 выставлено 0 баллов, то по критерию 3 также выставляется
0 баллов
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют - 3
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для
выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены
одна-две фактические ошибки,
ИЛИ
для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его
содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют - 2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его
содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки,
ИЛИ
для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки
отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки - 1
Суждения не аргументируются текстом,
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста) допущены три или
более фактические ошибки - 0
4. Обоснованность собственной точки зрения Обоснована собственная точка зрения - 1
Не обоснована собственная точка зрения - 0
5. Композиционная целостность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов - 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
но
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности
и необоснованные повторы - 2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
но
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
- 1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые
нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие
понимание смысла сочинения -0
6. Соблюдение речевых норм
Допущено не более двух речевых ошибок - 2
Допущены три-четыре речевые ошибки - 1
Допущены пять или более речевых ошибок - 0
Максимальный балл 14
|