|
Готовимся
к ЕГЭ по истории * |
|
Задание 24
(вопросы и ответы) |
|
|
|
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) … |
Образец ответа (по демоверсии 2018) |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
– при Александре III постепенно меняется устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян; – в период правления Александра III начинает формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);
– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);
– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;
2) в опровержение, например:
– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив, таким образом, социальную базу земств;
– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;
– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр « о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;
– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни. Могут быть приведены другие аргументы |
|
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки |
4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |
3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки |
2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки |
1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
4 |
|
|
|
Варианты вопросов и аргументы |
|
41. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Славянофилы были ретроградами, зовущими Россию назад, в прошлое».
Аргументы в подтверждение:
- славянофилы восхваляли общину как идеальную первичную форму общественного
устройства, дающую возможность уберечь Россию от пороков европеизации;
этим
славянофилы защищали архаичный институт, существование которого тормозило
развитие социально-экономических отношений;
- Земский собор, на созыве которого настаивали славянофилы, должен был играть роль
только «советчика» царя, но не ограничивать его власть; -
славянофилы стремились сохранить и, с помощью созыва Земского собора, укрепить
самодержавие в России;
- славянофилы критиковали реформаторскую деятельность Петра I за то, что он
попытался направить развитие России по европейскому пути.
Аргументы в опровержение:
- славянофилы выступали за созыв совещательного представительного органа – Земского
собора;
объективно это требование, в условиях существования в России абсолютной
монархии, было прогрессивным;
- славянофилы выступали за отмену крепостного права, что было необходимо для
успешного развития страны;
- славянофилы выступали за свободу слова и печати, которая отсутствовала в
николаевской России, но была необходима для развития социально-политической сферы
жизни общества;
- славянофилы резко критиковали реалии николаевской России: продажную бюрократию,
царский неправый суд с лихоимством судей;
- сами славянофилы заявляли, что нужно воротиться не к состоянию древней России
(это значило бы окостенение, застой), а к пути древней России.
42. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра I противоречила интересам крестьян».
Аргументы в подтверждение:
– был издан указ, подтверждавший право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами;
– было возобновлено право помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь;
– продолжалась практика продажи крестьян частным лицам (за 1810–1811 годы было
продано свыше 10 000 казённых крестьян);
– практика организации военных поселений в широких масштабах существенно
ухудшила положение значительного числа государственных крестьян.
Аргументы в опровержение:
– помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями
с выдачей земельного участка (Указ о вольных хлебопашцах);
– государственные крестьяне (наравне с купцами и мещанами) получили право
приобретать и продавать земли;
– было отменено крепостное право в Прибалтике;
– осуществлялась разработка проектов отмены крепостного права.
43. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и
экономической сфер общественной жизни».
Аргументы в подтверждение:
– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества
(снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
– при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения
(отмена подушной подати);
– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал
ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной
поземельной
собственности среди крестьян;
– в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство
(законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма
и увольнения рабочих);
– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному
развитию промышленности (завершился промышленный переворот, в 2 раза выросло
количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти, в ряде регионов
страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево)
и др.);
– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости
железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали.
Аргументы в опровержение:
– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив
таким образом социальную базу земств;
– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в
выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не
только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым
процессом урбанизации, проходившим в тот период;
– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях»)
резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали
удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;
– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под
залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные
банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к
состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы
и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.
44. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в подтверждение:
— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой
состав новые территории, которые остались за ним и после войны
— подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и
переоснащение армии, укрепить оборону страны;
− пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные
преимущества при обороне.
Аргументы в опровержение:
— пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту
военно-экономического потенциала немецкого фашизма;
— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор
по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это
замедлило создание антигитлеровской коалиции;
— советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем,
выигранным от подписания договора;
— подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли
определиться в отношении к Германии — как к союзнику или как к врагу, что нанесло
вред обороноспособности страны;
— подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному
присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь
гитлеровским войскам.
45. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин
лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении."
Аргументы в подтверждение:
— в партии большевиков ещё с 1903 г. утвердился принцип демократического
централизма, при котором предполагалось подчинение меньшинства большинству и
следование указаниям руководства;
— вождизм в партии возник ещё при Ленине;
— внутрипартийную демократию было невозможно сохранить в условиях
однопартийного режима, установившегося в 1918 г.;
— резолюция «О единстве в партии», запрещавшая фракционность внутри партии,
была принята ещё в 1921 г.
Аргументы в опровержение:
— Сталин утвердил в партии и в стране культ своей личности;
— формально сохраняя коллегиальный характер управления партией, Сталин
сосредоточил в своих руках принятие всех решений;
— проводя кадровые чистки в партии, Сталин добивался личной преданности
партийных функционеров;
— именно при Сталине сложилась партийная номенклатура, партийная бюрократия;
— через репрессии Сталин добился ликвидации любой возможной оппозиции внутри
партии.
46. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на события
"кровавого воскресения":
Организаторы шествия к Зимнему дворцу сознательно стремились спровоцировать применение силы со
стороны власти.
Аргументы в подтверждение:
— священник Георгий Гапон, руководивший организацией шествия к Зимнему дворцу,
был связан с социалистами-революционерами, заинтересованными в дестабилизации
социально-политической ситуации в стране;
— существуют свидетельства, что первые выстрелы на Дворцовой площади прозвучали
из толпы, а не со стороны войск. Это может означать, что в толпе находились агенты
революционеров, использовавшие в своих целях наивный монархизм (веру в царя)
народных масс;
— выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством
дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить
политические позиции революционеров и радикалов.
Аргументы в опровержение:
— организаторы шествия выбрали форму крестного хода с иконами, чтобы подчеркнуть
мирный характер шествия;
— организаторы шествия ставили целью продемонстрировать преданность царю и не
выражали оппозиционных политических взглядов, поэтому надеялись на спокойное
восприятие властью организованного ими шествия;
— в отличие от лидеров революционного (радикального) рабочего движения,
организаторы шествия 9-го января 1905 г. рассчитывали на поддержку полиции,
предполагавшей за счёт верноподданных рабочих ослабить революционное рабочее
движение.
47. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Н. С. Хрущев начал борьбу с "культом личности" и политику десталинизации в целях усиления своей
личной власти.
Аргументы в подтверждение:
— после смерти Сталина в партии шла острая борьба за власть между Берией,
который выступил с радикальной программой обновления, и Хрущевым, который
истолковал либерализм Берии как стремление захватить власть;
— арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить личную власть;
— политика «десталинизации» была наиболее привлекательным для общества
вариантом развития;
— политика «десталинизации» не была полной и последовательной, критика шла
только в рамках дозволенного партией.
Аргументы в опровержение:
— смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями;
— в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли восстания;
— в обществе назревал социальный протест;
— культ личности был осужден как средство борьбы за власть в высших эшелонах
власти.
48. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Россия накануне событий 1905 – 1907 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического
развития, революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь "раскачивали"
российскую государственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы.
Аргументы в подтверждение:
- активизация на рубеже XIX–XX вв. деятельности земской либеральной интеллигенции, направленной на пропаганду либеральных ценностей в российском обществе и критики самодержавной власти;
- формирование в конце XIX – начале XX вв. в России «нового либерализма» как
идеологической базы для развития одного из направления либеральной доктрины в
России в виде социал-реформизма;
- активизация в конце XIX – начале XX вв. деятельности социалистов-революционеров,
их переход к открытой революционно-террористической борьбе с самодержавием;
- формирование в конце XIX – начале XX вв. социал-демократической идеологии в России,
активизация деятельности социал-демократов в среде российского пролетариата с
целью направить его борьбу на свержение существующего общественно-политического
и экономического строя;
- активизация в конце XIX – начале XX вв. деятельности национал-либеральной и
национал-революционной интеллигенции, направленной против существующего
общественно-политического и экономического строя и разрешения «национального
вопроса» в Российской империи.
Аргументы в опровержение:
- обострение противоречия между высокими темпами развития промышленного капитализма в России и
темпами развития сельскохозяйственного производства, с трудом переходящего на рельсы интенсивного
развития, благодаря чему в России актуализировался крестьянский вопрос о земле;
- обострение противоречия между бурно развивающимся рабочим классом страны и отечественной
буржуазией, поддерживаемой властью;
- углубление противоречия между политикой самодержавной власти, опирающейся на консервативно-охранительную идеологию и идеологией либерального реформизма и революционного радикализма;
- углубление противоречия между национал-либеральной и национал-революционной идеологией
интеллигенцией национальных окраин, выступающих за разрешение «национального вопроса» в России и
великодержавной политикой самодержавия.
49. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне.
Аргументы в подтверждение:
- благодаря свёртыванию нэпа и принятию решения о форсированной индустриализации
весь социально-экономический потенциал страны был сосредоточен на решении задачи
промышленного перевооружения страны;
- благодаря насильственной коллективизации сельского хозяйства (как условия
форсированной индустриализации) была решена задача источников индустриализации
за счёт перекачивания средств из сельского хозяйства в промышленность;
- благодаря ускоренным темпам промышленного развития было в кратчайшие сроки
проведено не только перевооружение промышленного производства в европейской части
СССР, но и создана урало-сибирская промышленная база страны;
- в кратчайшие сроки был создан мощный военно-промышленный комплекс в СССР,
способный обеспечить Красную Армию современным оружием и техникой во всех родах
Вооружённых Сил.
Аргументы в опровержение:
- ускоренная индустриализация, основанная на волюнтаристическом подходе к
планированию, породила распыление экономических ресурсов и практику «выдавать
желаемое за действительное»;
- ускоренная индустриализация породила штурмовые методы решения экономических
проблем в СССР и обесценила человеческую жизнь, низведя её до «средства» решения
поставленных целей;
- ускоренная индустриализация предопределила проведение насильственной
коллективизации как средства её обеспечения материальными и людскими ресурсами и
спровоцировала многочисленные жертвы среди крестьянского населения;
- ускоренная индустриализация стимулировала развитие и усиление роли репрессивно-
охранительных органов в жизни государства и общества и «лагерной экономики» как важной составной части экономики страны в целом;
- ускоренная индустриализация предопределила окончательное перерождение советской
власти в авторитарно-репрессивный режим личной власти И. В. Сталина;
- созданная в 30-е гг. социально-политическая и экономическая система в СССР не смогла
обеспечить надёжную защиту СССР в начальный период Великой Отечественной войны.
50. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Доклад Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по
отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом."
Аргументы в подтверждение:
- выступление Н.С. Хрущёва на съезде раскололо советское общество на сторонников и
противников разоблачения культа личности Сталина;
- в течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождём, под его руководством
были совершены многие достижения, одержана победа в Великой Отечественной войне;
- у Советского Союза действительно было много внутренних и внешних врагов, с
которыми Сталин оправданно расправлялся;
- разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за
рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран.
Аргументы в опровержение:
- критика Н.С. Хрущёвым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания
людей, избавила их от страха;
- были предприняты попытки провести демократические преобразования внутри
партии, усилить роль Советов, национальных республик;
- была реабилитирована значительная часть политических заключённых
- началось проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных,
непоследовательных;
- предоставлена определённая свобода развития культуры в рамках идеологических
установок партии.
51. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах
мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
Аргументы в подтверждение:
- в 1971 году на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира;
- в 1963 году СССР стал одним из инициаторов заключения трёхстороннего договора о
прекращении ядерных испытаний в трёх сферах;
- двусторонние договоры СССР с рядом капиталистических стран (США, Франция,
ФРГ) способствовали преодолению напряжённости в международных отношениях;
- в 1960 – 1970-е годы СССР был активным разработчиком мирных деклараций ООН.
Аргументы в опровержение:
- программа мира была принята лишь в условиях военного паритета с
капиталистическими странами, достигнутого СССР;
- для достижения военного паритета во второй половине 1960-х годов СССР принял
активное участие в «гонке вооружений»;
- отдельные военные инициативы СССР в 1960 – 1970-х годах (попытка размещения
ракет на Кубе, ввод войск в Афганистан) были источником международной
напряжённости;
- несмотря на ситуацию «разрядки» в течение большей части 1970-х годов, СССР не шёл
на уступки странам капиталистического лагеря по стратегически значимым вопросам
(например, объединение Германии).
52. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
Аргументы в подтверждение:
- отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;
- белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения крестьян;
- отсутствие явного лидера в белом движении;
- использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность лозунгов
белых.
Аргументы в опровержение:
- строгая дисциплина внутри большевистской партии;
- на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения страны);
- на стороне большевиков выступало большинство рабочих;
- армия поддержала большевиков.
53. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив
самодержавной власти императора.
Аргументы в подтверждение:
- реальную силу законы получали после утверждения их императором;
- император, как и прежде, назначал и смещал министров;
- министры были ответственны перед императором, а не перед Думой;
- прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики;
- 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между
сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона;
- важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора,
военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы;
- в основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому
принадлежит верховная самодержавная власть».
Аргументы в опровержение:
- Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:
в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один
закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой;
- введен государственный бюджет;
- Государственная Дума имела право делать запрос различным должностным лицам;
- Государственная Дума могла выступать с законодательной инициативой;
- Государственная Дума утверждала штаты и сметы различных ведомств;
- утверждала отчет Государственного контроля.
54. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Аргументы в подтверждение:
- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю
(превращению крестьян в собственников земли);
- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;
- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче
крестьянам ссуд;
- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-
продажу;
- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в
центральном регионе;
- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских
земель;
- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;
- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;
- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить
род деятельности.
Аргументы в опровержение:
- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и
пополнили ряды люмпенов;
- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;
- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;
- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не
сказаться на стабильности в крестьянской среде.
55. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Проводимая в период "оттепели" внешняя политика способствовала снижению напряжённости в
международных отношениях, была отмечена позитивными результатами».
Аргументы в подтверждение:
- на XX съезде КПСС была сформулирована
концепция мирного сосуществования государств с различными общественными
системами, говорилось о возможности предотвращения войны;
- восстановление отношений с Югославией;
- установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и др);
- вывод войск из Австрии;
- первый визит руководителя СССР в США (1959 г.);
- подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний
в трёх средах (1963 г.).
Аргументы в опровержение:
- политические кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные неоднозначным отношением к
решениям XX съезда КПСС, ввод войск в Венгрию;
- обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов;
- Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены;
- Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом
преодолённый в результате компромисса СССР и США.
56. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло
возможности для сохранения СССР».
Аргументы в подтверждение:
1) в марте 1991 г. на референдуме о сохранении СССР
77% участников проголосовали "ЗА";
2) единство экономических связей между республиками давало возможности для
сохранения СССР;
3) общая 70-летняя история также сплачивала большинство народов СССР между
собой.
Аргументы в опровержение:
1) националистические устремления в ряде
республик Прибалтики и Закавказья делали невозможным сохранение СССР ( события в
Вильнюсе. Киргизии, Азербайджане, Нагорном Карабахе. Грузии);
2) сепаратистские устремления политической элиты в республиках тоже
содействовали распаду СССР.
3) глубокий экономический кризис также подводил Союз к распаду.
57. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по
сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».
Аргументы в подтверждение:
1) Так в литературе стали подниматься вопросы,
непосредственно затрагивающие проблемы взаимоотношений художника и власти,
свободы творчества. Почти одновременно о праве писателя быть искренним заговорили
О.Ф. Берггольц; К.Г. Паустовский Л.К. Чуковская И. Эренбург, давшее характеристику
целой эпохе - "Оттепель".
2) В общественное сознание возвращались вычеркнутые из него ранее герои,
политические и культурные деятели.
3) Оживление началось во всех сферах художественной культуры: в театре,
кинематографе, живописи (театр "Современник", фильмы М.К. Калатозова, Г. Н.
Чухрая, Г. Н. Данелия, В. М. Шукшина, М.И. Ромма, И.Е. Хейфица, работы Э.
Неизвестного).
4) Значительный резонанс в среде интеллигенции произвела публикация в журнале
"Новый Мир" повести мало кому тогда известного учителя из Рязани А. И.
Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
Аргументы в опровержение:
1) Дело Пастернака;
2) разгром выставки в Манеже;
3) отстранение Твардовского от руководства журналом "Новый мир".
58. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
Аргументы в подтверждение:
1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху
царского режима;
2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой
войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга,
многие из них были некомпетентными;
3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца
преобразования Столыпина.
4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой
русской революции и ко второй, соответственно.
5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания.
6) Поражение в русско-японской войне.
7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась
промышленность, отказ от улучшения положения рабочих.
Аргументы в опровержение:
1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва
Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами;
2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право,
разрешил деятельность политических партий;
3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную
Думу;
4) отменил выкупные платежи.
59. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Период
руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все
сферы жизни общества».
Аргументы в подтверждение:
1. Состояние экономики:
- Стагнация экономики
- Усиление товарного дефицита.
2. Политика:
- Кадровый застой.
3. Общество:
- Рост смертности и алкоголизация населения
- Массовые беспорядки в СССР
-
Теракты и угоны.
Аргументы в опровержение:
- СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной
энергетики, фундаментальных и прикладных наук;
- определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального
обеспечения;
- всемирную известность и признание получило творчество известных
деятелей культуры;
- высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены;
- развитие нефтегазового комплекса.
60. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Российская империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и быстро нагоняла
развитые европейские страны».
Аргументы в подтверждение:
- для России в конце XIX - начале XX в. были характерны высокие темпы экономического
развития;
- Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;
- развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая,
электротехническая и др.);
- быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности
железнодорожная сеть в мире);
- интенсивный процесс акционирования предприятий;
- стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшим природными
ресурсами;
- благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную
систему;
- в страну притекали иностранные инвестиции;
- росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета.
Аргументы в опровержение:
- Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной
продукции на душу населения;
- низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие
промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг.);
- рост внешней задолженности;
- не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.);
- высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;
- в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных
машин и промышленных товаров.
61. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».
Аргументы в подтверждение:
- в ходе войны резко возросла инициативность людей, вынужденных часто принимать на
войне решения, от которых зависела их жизнь;
- в годы войны ослаб контроль со стороны центральной власти над местными
руководителями, которые приучились к самостоятельному принятию решений;
- в первые годы после войны проявились некоторые тенденции к демократизации;
- после длительного перерыва прошли выборы в Верховный Совет, выборы судей;
- усилившиеся во время войны контакты с союзниками по войне — США и
Великобританией — расширили у части советских людей представления о западной
демократии.
Аргументы в опровержение:
- победа в войне была тесно связана в массовом сознании с заслугами И.В. Сталина, культ
личности которого достиг апогея;
- победа в войне считалась доказательством жизненности существующего режима, его
«правильности»;
- восстановление разрушенной страны можно было провести только при сохранении
жёсткого политического режима, сильной централизованной власти;
- война приучила людей к воинской дисциплине;
- начавшаяся «холодная война» пресекла все возможные тенденции к демократизации.
62. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного
построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
Аргументы в подтверждение:
- нэп привел к возвращению частной собственности
на средства производства;
- при нэпе обострилось социальное неравенство;
- введение нэпа не было запланированным шагом, а происходило под влиянием массового
недовольства политикой «военного коммунизма»;
- нэп как поражение или отступление оценивали многие большевики (в том числе и
Ленин — «отступление завершено»).
Аргументы в опровержение:
- вся политическая власть оставалась в руках партии большевиков, которая не
собиралась отказываться от идеи построения социализма;
- в распоряжении государства оставались крупные предприятия, железнодорожный транспорт и недра
(«командные высоты социализма»);
- сохранялась государственная монополия внешней торговли;
- существовали серьёзные ограничения для частного предпринимательства;
- не была восстановлена частная собственность на землю;
- в годы нэпа развивались разные формы кооперации, считавшиеся проявлением
социалистической экономики.
63. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Царствование Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России».
Аргументы в подтверждение:
– Петр III восстановил против себя дворянство и гвардию пронемецкими симпатиями;
– внешнеполитические шаги Петра III не отвечали национальным интересам России
(выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.);
– Петр III открыто показывал своё пренебрежение к православной церкви.
Аргументы в опровержение:
– при Петре III был принят Манифест о вольности дворянства (1762 г.), согласно
которому дворяне освобождались от обязательной службы, что положило начало
раскрепощению сословий;
– Петр III ликвидировал Тайную канцелярию;
– при Петре III было прекращено преследование старообрядцев;
– в духе Эпохи Просвещения было принято решение о секуляризации церковных земель.
64. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Вторую половину царствования Александра I (1815−1825 гг.) можно считать периодом реакции».
Аргументы в подтверждение:
− в 1812 г. последовала отставка самого видного реформатора эпохи — М. М.
Сперанского;
− в стране фактически установилась диктатура А. А. Аракчеева, человека далеко не
либеральных взглядов;
− в армии насаждалась палочная дисциплина;
− жестокими методами вводились военные поселения;
− ужесточилась цензура;− Александр I стал инициатором создания Священного союза, который фактически
боролся не только с революциями, но и с реформаторскими тенденциями в Европе;
− Александр в итоге так и не реализовал конституционный проект и отмену
крепостного права в России.
Аргументы в опровержение:
− и после 1812 г. Александр I поручал своим сотрудникам разработку проектов по
освобождению крестьян;
− именно Александр I настоял на конституционном устройстве Франции после 1814 г.;
− Александр I даровал конституцию Польше;
− император поручил Н.Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для
России;
− Александр I отказался жестоко преследовать участников тайных обществ, признав,
что их цели были близки его замыслам начала царствования.
65. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Московское государство в середине XVI в. было централизованным государством».
Аргументы в подтверждение:
1) Существовали единые центральные органы
власти;
2) В стране существовали единые деньги.
Аргументы в опровержение:
Существовали таможенные пошлины внутри государства;
2) удельные князья сохраняли за собой право власти в своих землях.
66. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«К 1917 г. Россия была не в состоянии успешно продолжать войну».
Аргументы в подтверждение:
1) Экономика страны находилась в упадке и
разорении, у армии не хватало всего необходимого;
2) Солдаты не хотели проливать кровь в бессмысленной бойне.
Аргументы в опровержение:
1) Через год началась Гражданская война и интервенция и Красная армия показала свою боеспособность;
2) В 1916г Юго-Западный фронт провел блестящую военную операцию разгромив австрийцев.
67. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой
российской революции».
Аргументы в подтверждение:
1) авторитет самодержавия у населения из-за
поражений резко упал;
2) бессмысленность войны поднимала народ на революцию.
Аргументы в опровержение:
1) многие простые рабочие и крестьяне и не
слышали о русско-японской войне, они выступали за улучшение своего положения;
2) в стране созрели предпосылки для революции, просто война их ускорила, То есть она
стала поводом, а не причиной.
68. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси».
Аргументы в подтверждение:
1) резко ослабла обороноспособность;
2)усилилась междоусобица.
Аргументы в опровержение:
1) меньшие княжествами было проще управлять, поэтому начинается их расцвет;
2) в это время происходит рост населения и городов по всей территории Руси.
69. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу
страны».
Аргументы в подтверждение:
− в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из
страны многие представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций;
− были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло
значительный урон культурному развитию страны;
− в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и
утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный
контроль над культурой;
− гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного
искусства;
− за границу были проданы многие художественные ценности.
Аргументы в опровержение:
− в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована
неграмотность;
− было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих
посёлках – обязательное семилетнее образование;
− выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию;
− культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации
выставок, открытию библиотек и т.д. стали доступны широким народным массам;
− созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для
творчества деятелей советской культуры;
− в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С.М.
Эйзенштейна, Г.В. Александрова, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»,
«Марш энтузиастов» И.О. Дунаевского и т.д.);
− в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в
развитии науки и техники.
70. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Аргументы в подтверждение:
− расширение и упрочение феодальной собственности на землю послужило основой
юридического оформления крепостного права, что противоречило направлению
социально- экономического развития Западной Европы в XVII в.;
− использование крепостного труда в мануфактурном производстве, что противоречило
направлению экономического развития стран Запада в этот период;
− в отличии от Западной Европы, в России отсутствовала буржуазия; торговлей
занималось купечество;
− сохранение военной роли полурегулярных стрелецких полков и поместного (дворянского)
войска в то время, когда на Западе создавались регулярные армии;
− европеизация в культуре и быту затронула только часть высшего слоя российского.
Аргументы в опровержение:
− государство использовало опыт иностранных специалистов, в Москве для них
построена новая Немецкая слобода;
− реорганизация и совершенствование вооружённых сил (создание полков «иноземного
строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных
корпусов по округам);
− изготовление оружия с учётом западноевропейского опыта;
− появляются первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия,
первая рукописная газета; создаётся первый театр; всё больше представителей верхних
слоёв общества владеет иностранными языками (польским, латинским), носит
европейскую одежду; знать всё чаще берёт на службу европейских врачей и учителей.
71. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформы Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».
Аргументы в подтверждение:
1) Россия быстро насытила полки магазинов необходимыми товарами;
2) в стране в результате приватизации сложился класс собственников.
Аргументы в опровержение:
1) Резко упали объемы производства в абсолютном большинстве отраслей хозяйства;
2) появилась безработица;
3) снизился уровень жизни.
72. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её
населения».
Аргументы в подтверждение:
– этот период отличался высокой степенью социальной стабильности, максимальным
обеспечением социальных благ;
– период отличался отсутствием открытых политических и национальных конфликтов;
– большую часть периода проводилась политика «разрядки», что снижало опасность
ядерной войны при сохранении высокого международного авторитета и влияния СССР.
Аргументы в опровержение:
– в стране наметился идеологический кризис, связанный с растущим неверием людей в
цели коммунистического строительства;
– назревал кризис управления, связанный с установлением геронтократии («власти
стариков»), отсутствием ротации руководящих кадров;
– не были решены многие экономические проблемы, связанные с огромными военными
расходами, слабой заинтересованностью людей в результатах своего труда и общими недостатками плановой экономики, установилась зависимость экономики от продажи нефти и газа за границу.
73. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах,
более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после
русско-турецкой войны 1877–1878 гг. были выгодны для России».
Аргументы в подтверждение:
1) Сотрудничество с балканскими славянскими странами позволило укрепить влияние России в данном регионе.
2) В результате помощи России славянские народы были освобождены от османского гнёта
(культурного, религиозного, экономического) и обрели независимость. Это способствовало
росту популярности России в зарубежном общественном мнении.
Аргументы в опровержение:
1)В результате соперничества за влияние на Балканах серьёзно
ухудшились отношения России с великими державами (Великобританией, Османской
Империей, Австро-Венгрией).
2)Панславянский национализм, владевший общественным мнением, а так же союзные
обязательства перед Сербией стали главными причинами вступления России в губительную
для неё Первую Мировую Войну.
3)Успехи в сотрудничестве России с балканскими странами не были стабильными. Болгария,
вскоре после своего освобождения, вышла из сферы влияния России. Сербия несколько раз
меняла свою ориентацию с пророссийской на враждебную России и обратно.
74. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Новая экономическая политика (нэп) была отклонением от коммунистического пути развития страны».
Аргументы в подтверждение:
1. вводились рыночные механизмы;
2. разрешалась свобода торговли;
3. вводились товарно-денежные отношения;
4. возрождалась частная собственность.
Аргументы в опровержение:
1. НЭП – временная мера, для восстановления экономики;
2. Крупная промышленность оставалась в руках государства.
75. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Внешняя политика Николая I не соответствовала национальным интересам России».
Аргументы в подтверждение:
– приверженность идеям Священного союза привела Россию к ситуации международной изоляции (набирающее влияние в
Европе общественное мнение было настроено против России, которую называли "жандармом Европы", отказ Николая признавать результаты революций в Европе привел Россию к конфликту с рядом стран, в том числе с Францией);
– отказ Николая I поддержать греческую независимость повредил авторитету России на Балканах;
– помощь Австрийской империи в 1849 г. спасла от краха главного противника в решении Восточного вопроса (Австрия в
будущей Крымской войне займет позицию недружественного нейтралитета – будет угрожать вторжением и оттягивать на себя часть русских сил);
– самоуверенное стремление Николая I одним ударом разрешить Восточный вопрос привело к катастрофичной для
международного престижа России Крымской войне (ведение переговоров по проблеме "ключей от Святых мест" с подачи
императора шло таким образом, что становилась очевидной заинтересованность России в войне, последствия которой Николай I не предвидел).
Аргументы в опровержение:
– при Николае I был достигнут ряд впечатляющих успехов на Востоке (заключение Туркманчайского мира с Ираном, утвердившего господство России в Каспии и в Закавказье);
– борьба с революционным движением, которую вёл Николай I, способствовала сохранению стабильности на границах Российской империи.
76. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Поражение России в Первой мировой войне было прежде всего вызвано недостатками и пороками существовавшего в ней
политического режима».
Аргументы в подтверждение:
– во время войны выявились серьёзные недостатки в подготовке
армии, за что несёт ответственность царский режим (так, назначенный царём и пользующийся его покровительством военный
министр Сухомлинов мало сделал для подготовки к войне тяжёлой артиллерии, командные должности занимали генералы,
приверженные устаревшей военной тактике);
– неготовность к войне экономики России была связана с тормозящей её развитие политикой самодержавия, направленной
на сохранение прежней социальной системы (трата больших средств на поддержание помещичьих хозяйств);
– неспособность государственного аппарата решить проблемы, вставшие во время войны перед страной, была связана с отсутствием общественного контроля, нежеланием императора предоставить Государственной Думе контроль за исполнительной властью;
– некоторые действия царя подрывали авторитет самодержавной власти и препятствовали единению нации перед лицом царя
(«распутинщина» и связанная с ней «министерская чехарда»);
– принятие императором верховного главнокомандования, невозможное при ином режиме, ухудшило управляемость как войсками, так и тылом (император был вынужден одновременно управлять и армией, и тылом, что было нереально).
Аргументы в опровержение:
– неспособность экономики России удовлетворить нужды фронта была вызвана не ошибками режима, а её отставанием от
западных экономик, определённым независимыми от режима факторами исторического развития (например, затормозившим
на столетия развитие русских земель ордынским владычеством, отсутствием
удобных морских коммуникаций и т. п.);
– поражение России было вызвано стремлением революционных сил и либеральной оппозиции воспользоваться войной для
свержения существовавшего режима: игнорировалась демонстрируемая властью готовность к компромиссам, преувеличивались пороки режима (например, преувеличено было влияние Распутина для дискредитации царского режима);
– России, выполнявшей свой союзнический долг, пришлось нести основное бремя войны, сражаясь на три фронта: против
Германии, Австро-Венгрии и Турции, союзники же мало помогали ей (например, во время Брусиловского прорыва не было
организовано соответствующего наступления на западном фронте).
77. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Проводимая в период "оттепели" внешняя политика способствовала снижению напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными результатами»
Аргументы в подтверждение:
- на XX съезде КПСС была сформулирована концепция мирного сосуществования государств с различными общественными
системами, говорилось о возможности предотвращения войны;
- восстановление отношений с Югославией;
- установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и др);
- вывод войск из Австрии;
- первый визит руководителя СССР в США (1959 г.);
- подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (1963 г.).
Аргументы в опровержение:
- политические кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные неоднозначным отношением к решениям
XX съезда КПСС, ввод войск в Венгрию;
- обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов;
- Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены;
- Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом преодолённый в результате компромисса
СССР и США.
|
|
|
Часть 2.
Задания с развёрнутым ответом:
(Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.)
Максимальный балл за каждое из заданий 20, 21 и 22: по 2 балла.
Максимальный балл за задание 23: 3 балла.
Максимальный балл за задание 24: 4 балла.
Максимальный балл за задание 25 (историческое сочинеие): 11 баллов
В сочинении (задание 25) необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
(При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
|
|
|
*ЕГЭ –
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам
среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий
стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных
измерительных материалах. |
|
|
Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран,
знание которых может проверяться
в заданиях 1 и 11 ЕГЭ 2018 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИПИ. История
Открытый банк заданий |
|
|