Поэтика рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Шолохов М.А. Фото, 1941 г.
 
 
 
 
 
Иллюстрации худ. Петровых
к рассказу М. А. Шолохова
«Судьба человека» [2]
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

9 класс[1]


Урок 90. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

Урок 91. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа


УРОК 90
М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»:
ПОЭТИКА РАССКАЗА

Основное содержание урока

Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм М. А. Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение рассказа. Соотнесение его содержания с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия композиция, автор, рассказчик, рассказ-эпопея. Обсуждение кинематографической версии рассказа.

I. Особенности авторского повествования в рассказе.
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
Смысл названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра

Работа со словарём
литературоведческих терминов.

Выяснение смыслового наполнения понятий композиция, автор, рассказчик, рассказ-эпопея.

Аналитическая беседа:

— В чём особенности композиции рассказа «Судьба человека»? Сколько в нём рассказчиков? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Почему рассказ так называется? Можно ли было назвать его «Судьба Андрея Соколова»? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Почему жанр рассказа «Судьба человека» определяют как «рассказ-эпопея»? Каковы характерные черты этого жанра?

II. Чтение и изучение статьи учебника «В творческой лаборатории писателя. О сказовой форме повествования в рассказе М. А. Шолохова». См. статью учебника ниже:

Подбор цитат (по группам) и составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Черты поэтики рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Номер группы
Черты поэтики рассказа
Примеры
1
Роль главного рассказчика принадлежит герою (сказовая манера повествования)
        
Конкретная и достоверная основа рассказа: точная топография, приметы времени года и др.
        
2
Основную нагрузку несут глаголы, передающие живую динамику, и ёмкие определения
        
Знание деталей, отражающих житейский опыт автора; неповторимость авторских наблюдений
        
3
Разные по форме, но одинаковые по содержанию определения предметов и явлений
        
Точно описанные обстоятельства, важные для последующего повествования
        
4
Образность речи: поговорки, меткие слова, разговорные формы речи
        
Шофёрские профессионализмы в речи героя
        



III. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа

Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Роль картин природы в раскрытии идеи рассказа».


— Найдите в рассказе:

• описание ранней весны на Дону. Почему автор включает в рассказ описание именно этого времени года?

• описание дальней степи в дымке. Почему, говоря о прошлом, автор использует именно этот образ?

• описание места, где был дом Андрея Соколова. Как автор добивается психологизма этого описания?

• описание летней зарницы. Почему автор сравнивает детскую память с летней зарницей?

— Почему описания картин природы занимают всего по несколько строк?

— Как пейзажные детали помогают читателю понять идею рассказа?

IV. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
Углубление понятия о реалистической типизации

Аналитическая беседа:


— Что такое типизация? Приведите примеры из рассказа.

— Прокомментируйте черты реализма, указанные в «Словаре литературоведческих терминов» С. П. Белоусовой:

• «В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени».

• «Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни».

• «Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — всё это связано с точкой зрения художника на жизнь и зависит от его мировоззрения, от умения уловить движения эпохи».

• «В основе реалистического художественного метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный заказ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация».

— Приведите примеры из рассказа, иллюстрирующие эти положения.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Каков смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Какие черты мастерства писателя проявились в рассказе «Судьба человека»?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Написать отзыв на фильм С. Бондарчука «Судьба человека».

Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчества Б. Л. Пастернака с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить выразительное чтение стихов Б. Л. Пастернака (см. следующий урок) и сообщение о его повести «Детство Люверс».

Следующий урок: Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви >>>



МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)


Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин Вешенской станицы бывшей Области войска Донского. «С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, но которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы, и тяжелые стенные работы пахоты, сева, уборки пшеницы — все это клало черту за чертой на облик мальчика, потом юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами»,— писал о детстве и юности Шолохова писатель Александр Серафимович.

Родители рано заметили в мальчике любознательность, тягу к знаниям. Сначала пригласили в дом учителя, который подготовил своего ученика к поступлению в начальное училище. В 1914 году отец повез Мишу в Москву, в подготовительный класс гимназии. Но вскоре он перевел сына в Богучарскую гимназию, в Воронежской губернии, поближе к дому. Будущий писатель учился жадно, упорно занимался самообразованием. Увлеченно читал Гоголя и Толстого, Горького. Уже в гимназические годы пробует писать. Особенно его привлекают исторические сюжеты. Занятия в гимназии были прерваны Гражданской войной. «Поэты рождаются по-разному,— говорил впоследствии писатель.— Я, например, родился из Гражданской войны на Дону».

Вернувшись в родные места пятнадцатилетним подростком, Шолохов стал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Писал агитационные пьесы для самодеятельного театра. Затем служил в продотряде. «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами»,— вспоминал писатель. Несколько раз судьба будущего писателя делала очень крутые повороты: он оказался в плену у махновцев и лишь чудом избежал расстрела. В другой раз к расстрелу его приговорили свои же. Превышая полномочия, он оставлял часть, зерна у хозяев, что было расценено преступлением перед революцией.

Литератор Василий Воронов писал о Шолохове тех лет: «Его переполненная недетскими впечатлениями душа рвалась, жаждала немедленного возмездия, справедливости. Он клялся себе бороться до конца, до последнего патрона, и, если останется жив, рассказать правду людям. Опустошенные поля, сироты, предсмертные слова товарищей, пожарища, митинги, исстрадавшееся лицо — все это стояло перед глазами, не давало покоя даже во сне».

Когда закончилась Гражданская война, осенью 1922 года Шолохов едет в Москву, чтобы поступить учиться на рабфак — рабочий факультет. Но его не приняли — ни рабочего стажа, ни комсомольской путевки у него не было и не могло быть. Он устраивается на тяжелую, низкооплачиваемую работу (грузчиком, каменщиком), пробует писать для газет. В 1923 году газета «Юношеская правда» (теперешний «Московский комсомолец») напечатала его фельетон «Испытание».

В середине 20-х годов в московских газетах и журналах были напечатаны первые рассказы Михаила Шолохова «Родинка», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Нахаленок». В рассказах этих зазвучали переполнявшие молодого писателя впечатления Гражданской войны — и погони, и схватки, смелость и бесшабашность, но прорывалось главное — трагедия отцеубийства («Бахчевник»), сыноубийства («Родинка»). Прорывается материнский плач но убитым сыновьям, протестующий против разрушения естественных человеческих, семейных, родственных связей человека.

Вслед за журнальными публикациями выходят первые книги Шолохова «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «О Колчаке, крапиве и прочем». Вскоре, в конце 20-х годов, были напечатаны первые две книги всемирно известного романа-эпопеи о трагедии народа в годы Гражданской войны «Тихий Дон», отмеченного знаком высшего международного признания — Нобелевской премией. Роман произвел сильнейшее впечатление на читателей. «Еще не законченный роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен» — так оценила критика появление романа. В 30-е годы была опубликована первая книга романа, «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»). Роман, в котором официальная критика увидела лишь восхваление колхозного строя. Но и в этом романе в центре внимания оказались драматические судьбы крестьян-середняков. Да и судьбы главных героев романа, организаторов колхозного строительства на Дону, завершаются трагически.

Последняя книга романа-эпопеи «Тихий Дон» была опубликована всего за несколько месяцев до начала еще одной всенародной трагедии — нападения на Родину немецко-фашистских захватчиков. С первых же дней Великой Отечественной войны Шолохов становится писателем-фронтовиком. Его очерки «На пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Военнопленные» рисовали портреты людей, героев-фронтовиков, воспроизводили драматические события войны, наполняли сердца людей любовью к Родине, ненавистью к захватчикам.

Одним из самых известных произведений Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека». Популярности рассказа в значительной степени способствовал талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый по шолоховскому произведению. Рассказ был опубликован в 1957 году, когда прошли годы, необходимые для глубинного осмысления произошедшего, но еще была свежа память о трагедии и героическом подвиге народа.

Сюжет произведения был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим фронтовиком, с которым писатель встретился на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год. Был весенний паводок. Шолохов отдыхал на берегу небольшой, но бурно разлившейся речки в ожидании переправы. К нему подошел уже немолодой мужчина с мальчиком и, приняв писателя за своего брата-шофера, поведал историю своей жизни. Запомнился писателю рассказ. Не раз память возвращала его к судьбе солдата. Но лишь через десять лет был написан рассказ «Судьба человека».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПИСАТЕЛЯ
О сказовой форме повествования в рассказе М. А. Шолохова


Связь с традицией русской прозы заметна в художественном оформлении его произведений. Шолохов передал роль рассказчика герою, искренне поведал о всей скорби души. Формой сказа умело пользовались Гоголь, Даль, Достоевский, Лесков, Глеб Успенский. Шолохов продолжил эту линию. Он попутно комментирует события, чтоб ввести в обстановку беседы, лирическим словом завершить рассказ.

Сильная сторона произведения, присущая вообще Шолохову,— конкретная и достоверная основа. Точная топография, выверенные приметы времени года — ранней весны. Стиль напоминает манеру Пушкина и Чехова. Основную нагрузку несут глаголы, передающие живую динамику, емкие определения: «...И степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли стопные речки, и дороги стили почти совсем непроездны», «остро и пьяняще запахло лошадиным потом».

Достоверность достигается знанием деталей, которые отражают житейский опыт автора. Когда мы читаем: «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли» — мы убеждаемся, насколько тонко знает, осязает этот мир Шолохов, как -индивидуальны его наблюдения.

Или вот какими конкретными деталями наполняет автор рассказ: «в недобрую пору бездорожья», «видавший виды виллис», разные по форме, но одинаковые по содержанию определения паромного сооружения: «на утлой плоскодонке», «ветхая лодчонка», «подручным средством конопатил ненадежную посудину», «из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода», «проклятое корыто».

Шолохов точно выписывает обстоятельства, которые важны для последующего повествования.

Солдатские ватные штаны и стеганка, которые увидел Соколов на отдыхавшем около плетня авторе, сразу расположили его к общению: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. Я пожал протянутую мне большую черствую руку».

Во время переправы, пишет автор, «волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, но пояс окатила меня мутной волной». Поэтому отсырели, размокли папиросы. Пришлось сушить на плетне. Это стало предметом разговора и сближения с Соколовым.

«— Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим».

Так вяжутся узлы повествования, которое идет плавно, ритмично, убеждает во всех деталях.

Начинается собственно сказ. В нем нет той затейливой словесной вязи, которую любили Даль и Лесков. Но речевой узор хорошо заметен и в рассказе Соколова. Он говорит образно, любит поговорки, меткие слова, разговорные формы, не всегда соответствующие грамматическим нормам.

Вот пример: «Пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше» (сравнение с тонущим на воде), «Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!», «Подался на Кубань, ишачить на кулаков», «Толкнул [жену] вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья», «А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо [с фронта] — и трудящую женщину как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу», «везло-везло, да и довезло до самой ручки», «работал [на фронте] так, что гимнастерка к лопаткам прикипала», «Там товарищи мои... погибают, а я тут чухаться буду?», «Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности», «расстреляли этих бедолаг [русских пленных]», «А били Богом проклятые гады и паразиты [фашисты] так, как у нас животину не бьют», «Ох, и толстый же был фашист! Маленький, пузатый, что в ширину, что в длину одинаковый, и в заду плечистый, как справная баба», «стал я запохаживать на человека», «Вижу, идет пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится. Остановил я машину, завел его в развалины и вытряхнул из мундира». О парнишке: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать». Обращается к нему так: «Пойди, милок, поиграй возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только гляди ноги не промочи!»

Проникали в его речь и слова шоферской профессии: «Последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добрался», «Сердце у меня раскачалось, поршня надо менять».

Много раз он скажет собеседнику дружеское «браток». Во всем этом виден человек суровой трудовой закалки, отзывчивый, прямой.

Сказовая речь представляет нам как бы в лучах света характер героя и душу, и драматизм переживаний.
По материалам Ф. Г. Бирюкова

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие эпизоды при чтении рассказа показались Вам наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова?

2. Какое место в рассказе и почему занимает эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером?

3. Подтвердите примерами справедливость слов М. А. Шолохова: «Моня интересует участь простых людей в минувшей войне».

4. Как преодолевает Андрей Соколов свое одиночество? Что нового прибавляет история усыновления Ванюшки к пониманию характера Соколова? В связи с чем герой рассказа говорит: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!»? Какое значение имеет в рассказе портрет Андрея? Почему автору трудно было смотреть в его глаза, «словно присыпанные пеплом»?

5. Рассказ «Судьба человека» отличается от других произведений М. А. Шолохова. Его содержание в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает чувство безысходности?

6. Кто ведет повествование в начале и конце рассказа, а кто — в основной его части? Как в самой манере рассказа проявляется характер рассказчика?

7. Как Вы объясните обобщенный характер названия рассказа?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Петровы – почти все работы Валентина Владимировна и Леонид Григорьевич Петровы создавали вместе.
27 эстампов художников Петровых к рассказу «Судьба человека» с 1988 г. хранятся в фондах Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова. Создавая серию работ в технике офорта, Валентина и Леонид Петровы отказались от пересказа текста рассказа. Их листы – размышления над прочитанным, попытка языком искусства показать нравственную силу советского человека в борьбе с фашизмом.
Работа художников получила Золотую медаль Международной выставки искусства книги в 1965 г. в Лейпциге (ГДР). (вернуться)

 
М. А. Шолохов в канун нового 1946 года. Ст. Вешенская.
Фото А. Соколенко.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова.
– М.: Галерия, 2005, стр. 520.
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика