Жизнь и творчество Э. Хемингуэя. «Старик и море». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Э. Хемингуэй.
Фото, 1940 г.
 
Э. Хемингуэй с Грегорио Фуэнтесом, прототипом героя повести «Старик и море». 1950
 
 
 
 
 
 
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
(1899 – 1961)

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 100
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Э. Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество.
«Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Э. М. Хемингуэя; раскрыть гуманистический характер его творчества (интерес к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе); дать понятие «повести-притчи»; показать, как в повести проявляются символический смысл и философский подтекст; содействовать формированию и развитию умений творческого чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры.
Оборудование: портрет Э. М. Хемингуэя, схема, текст повести-притчи «Старик и море».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте повести-притчи «Старик и море»; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентской «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, охотник на рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем — человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он — наш современник.

Эрнест Миллер Хемингуэй прожил лишь 62 года, но его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами, большой любовью и изнурительной работой. Он был рьяным охотником и рыбаком, принимал участие в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатления от которой стали его первым университетом жизни и отразились на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимы автобиографические моменты).

Хемингуэй долго работал журналистом, был свидетелем большого экономического кризиса и греко-турецкой войны, а также посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в США и мало писал об этом государстве, гражданином которого был. Не случайно в большинстве романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, Америка для этого писателя была воплощением деградации человечества.

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей,— с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в.

Три произведения — «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — являются отображением разных этапов творческого роста Хемингуэя, эволюции его художественных принципов.

 


ІV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Э. М. Хемингуэя

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют летопись жизни и творчества Е. М. Хемингуэя.

2. Аналитическая работа
с текстом повести-притчи «Старик и море»

А) Вступительное слово учителя


— Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по своей проблематике. В сентябре 1952 г. умудрённый жизненным опытом писатель отдаёт повесть «Старик и море» в печать. Произведение вышло на страницах журнала «Лайф», тираж которого был 5 миллионов экземпляров, и принесло автору всемирную известность.

За эту повесть, по глубине и силе напоминающую скорее небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, самый престижный символ литературного признания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г.

Повесть «Старик и море» — одно из последних завершённых произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр произведения как повесть-притча, то есть произведение, рассказывающий о судьбе и определённых событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокий нравственный и философский смысл.

Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни. Эта небольшая по объёму, но чрезвычайно ёмкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Её можно определить как философскую притчу, но при этом образы повести, поднимающиеся до символических обобщений, имеют подчёркнуто конкретный, почти осязаемый характер.

Б) «Читая — размышляем…»: аналитическая беседа

• Как вы думаете, почему герой притчи — старый человек: ведь старость — это слабость, угасание, неудача?
• Что значит природа для старого Сантьяго?
• Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней?
• Как старик относится к морю, небу, звёздам, птицам? Почему в своих монологах он обращается к рыбе как к мыслящему существу?
• Что понял Сантьяго, когда, глядя на безграничное пространство моря, «увидел табун диких уток, которые летели над водой, чётко отличаясь на фоне неба»?
• Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок, рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того, чтобы показать мне, которая она огромная. Ещё бы, теперь я это знаю. Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел всё, что имеет она против моего единственного оружия». О каком оружии идёт речь?
• Как старый Сантьяго понимает мир природы, общества и Вселенной?
• Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику, который ему помогает в нелёгком труде рыбака?
• Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» (Принцип айсберга.)

Литературоведческий глоссарий.
«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу, на поверхности текста должна быть одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст — лишь та часть айсберга, которую видно на поверхности. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

 


В) Коллективная работа
по составлению схемы
«“Старик и море” — философская повесть»

(с комментариями учителя)



Г) Обобщение учителя

— Повесть Хемингуэя «Старик и море», отмеченная Пулитцеровской премией,— одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Писатель сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» («Старик и море») объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.

Эта повесть удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х.

Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание. Безрадостная мораль повести-притчи — в самом её тексте: человек в своём поединке с бытием осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца.

Сантьяго понят только одним человеком — мальчиком, его учеником. Когда-нибудь мальчику улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «Человека можно уничтожить,— думает он,— но его нельзя победить». Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.

Д) Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм» (в группах)


• Русский литературовед Н. К. Гей писал, сопоставляя повесть Э. М. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»: «Девизом героя Хемингуэя может быть: выстоять в безнадёжности. Девизом героя Шолохова — жить для преодоления безнадёжности».
Разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Мини-конференция:
слушание сообщений учащихся о сюжете, идейно-художественных особенностях
романов Э. М. Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста») и «Прощай, оружие!», их обсуждение
(см. домашнее задание предыдущего урока)

1) Что такое «потерянное поколение»?
Отражение этой темы в раннем романе Э. М. Хемингуэя
«И восходит солнце» («Фиеста»)

Глоссарий.

Фиеста (исп. Fiesta) — это традиционный народный праздник, проводимый в странах Испании и Латинской Америки. Распространён также в других странах Средиземноморья, в первую очередь в регионах Старой Романии и среди латиноамериканских диаспор по всеми миру, в среде крупной латиноамериканской общины США. Аналогом фиесты в России и странах СНГ являются так называемые народные гулянья. В русскоязычном мире слово фиеста употребляется как экзотизм, а также в ироничном контексте.

 


2) Изображение войны в романе Э. М. Хемингуэя «Прощай, оружие!».
Война и проблемы морали. Война — порождение общества или проявление дисгармоничности бытия?

Вопросы для обсуждения


• Раскройте смысл выражения «потерянное поколение».
• Коротко охарактеризуйте роман Э. М. Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»). В чём состоит антивоенный пафос этого романа?
• Объясните смысл названия романа «Прощай, оружие!» и раскройте гуманистическую позицию писателя.
• Можно ли утверждать, что Э. М. Хемингуэй, создавая образ лейтенанта Генри, вложил в его уста свои мысли об античеловечной сути войны? Обоснуйте своё мнение.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— «Старик и море» — последняя книга, опубликованная Хемингуэем, стала его завещанием. Хемингуэй — писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно.

Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.

Литературоведы считают, что Хемингуэй стал создателем характерного стиля всего столетия, которому присущи строгая объективность, сдержанный лиризм и содержательный подтекст.

Вам предлагаются самые интересные цитаты из разных произведений Эрнеста Хемингуэя (раздаточный материал). Ознакомьтесь с ними, прокомментируйте их. Согласитесь с мнением Хемингуэя или опровергните его…

Карточка

— Вы мудры.
— Нет, это великое заблуждение — о мудрости стариков. Старики не мудры. Они только осторожны.
— Быть может, это и есть мудрость.
(«Прощай, оружие!»)

В жизни не так уж трудно устраиваться, когда нечего терять.
(«Прощай, оружие!»)

Ты не можешь уйти от себя, переходя из одного места в другое. Это ничего не даст.
(«И восходит солнце» («Фиеста»)

Теперь не время думать о том, чего у тебя нет. Подумай о том, как бы обойтись с тем, что есть.
(«Старик и море»)

Конечно, хорошо, когда человеку везёт. Но я предпочитаю быть точным в моём деле. А когда счастье придёт, я буду к нему готов.
(«Старик и море»)

Когда люди столько мужества приносят в этот мир, мир должен убить их, чтобы сломить, и поэтому он их и убивает. Мир ломает каждого, и многие потом только крепче на изломе. Но тех, кто не хочет сломиться, он убивает. Он убивает и самых добрых, самых нежных и самых храбрых — без разбора…
(«Прощай, оружие!»)

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем:
«О чём заставляет задуматься повесть-притча Э. М. Хемингуэя “Старик и море”?»,
«Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (По повести “Старик и море”)».

2. Опережающее задание (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Э. М. Ремарка.

3. Знать содержание романа Э. М. Ремарка «Три товарища».

Следующие уроки: Урок № 101. Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища» >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика