Уроки литературы в 11 классе. Планы-конспекты для 105 уроков. Из книги Г. Фефиловой
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912
 
Портрет А.М.Горького
работы В.А.Серова, 1905
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
Н.Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
А. А. Блок.
Петербург, январь 1907 г.
Фотограф Д.С. Здобнов
 
Н. А. Клюев.
Фото, 1912 г.
 
С. А. Есенин.
Фото, 30 марта 1916 г.
Петроград
 
М. А. Булгаков.
Фото, 1930-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
Уроки литературы в 11 классе
 
Планы-конспекты для 105 уроков
Г. Е. Фефилова[1]
 
I ЧЕТВЕРТЬ

Введение

Урок № 1. Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.

Иван Алексеевич Бунин
Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики
Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика
Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни
Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»
Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования
Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности

Александр Иванович Куприн
Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся»
Урок № 9. А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов
Урок № 10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»
Урок № 11. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна .

Максим Горький
Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств
Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов
Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение
Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха
Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций
Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова
Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов
Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество
Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики
Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина



Александр Александрович Блок
Урок № 25. А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе
Урок № 27. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»
Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?
Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»

Урок № 30. Урок внеклассного чтения. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество

Урок № 31. Развитие речи. Контрольное сочинение по теме «“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха»

Сергей Александрович Есенин

Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина
Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина
Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»
Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина

Русская литература 20-х гг. XX в.

Урок № 37. Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Урок № 38. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне

Урок № 39. Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в. Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы»

Урок № 40. Поэзия 20-х годов XX в. Русская эмигрантская сатира

Владимир Владимирович Маяковский

Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм
Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики
Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике
Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Русская литература 30-х гг. XX в.

Урок № 46. Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб

Михаил Александрович Булгаков

Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга
Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита
Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью
Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести
Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)

Урок № 52. Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)

III ЧЕТВЕРТЬ

Русская литература 30-х гг. XX в.
Андрей Платонович Платонов


Урок № 53. Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор)
Урок № 54. Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»

Анна Андреевна Ахматова

Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы
Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин
Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием»
Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»

Осип Эмильевич Мандельштам

Урок № 59. О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта
Урок № 60. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи

Марина Ивановна Цветаева

Урок № 61. М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой
Урок № 62. М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта

Урок № 63. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой

Михаил Александрович Шолохов
Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»
Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох
Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны
Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны
Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова
Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе
Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)
Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


IV ЧЕТВЕРТЬ

Русская литература 40–90-х гг. XX в. (обзор)

Урок № 72. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор)

Урок № 73. Русская литература II половины XX в. (обзор)

Урок № 74. Поэзия 1960-х гг. (обзор)

Урок № 75. Новое осмысление военной темы в русской литературе 50–90-х гг. XX в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты»

Александр Трифонович Твардовский
Урок № 76. А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины
Урок № 77. А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений

Борис Леонидович Пастернак
Урок № 78. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики
Урок № 79. Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики
Урок № 80. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие романа
Урок № 81. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе

Александр Исаевич Солженицын
Урок № 82. А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича»
Урок № 83. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных основ человеческой жизни и преломление в условиях лагеря всего самого важного для человека
Урок № 84. Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972»

Урок № 85. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына

Урок № 86. Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

«Деревенская проза» в современной литературе
Урок № 87. «Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»
Урок № 88. В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар»

Урок № 89. И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Урок № 90. Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого

Городская проза и драматургия
в современной русской литературе

Урок № 91. Урок внеклассного чтения. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен»)

Урок № 92. Урок внеклассного чтения. Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Из литературы народов России
Урок № 93. Урок внеклассного чтения. Из мировой литературы народов России. «Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима

Урок № 94. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в. (Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова)

Основные направления развития русской, мировой литературы
конца XX — начала XXI вв.

Урок № 95. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо)

Урок № 96. «Разгадать грядущее стремясь…»: русская литература на современном этапе. Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций в современной русской литературе

Урок № 97. Урок внеклассного чтения. Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца»

Урок № 98. Урок внеклассного чтения. Т. С. Элиот. Судьба, личность, творчество. Проблема маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»

Урок № 99. Урок внеклассного чтения. Э. Ионеско: жизнь, творчество. «От разумного до безумного — один шаг…»: «Носорог» как «драма абсурда»

Урок № 100. Урок внеклассного чтения. Э. Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

Урок № 101. Урок внеклассного чтения. Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»

Уроки № 102–103. Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям)

Урок № 104. Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь»

Урок № 105. Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии…»: проблемы и уроки литературы XX в.


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика