Русская литература II половины XX века. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Шукшин В. М. 1974 г.
Фото А. И. Ковтуна.
 
А. И. Солженицын.
Фото. Ноябрь 1962 г.
 
В. Ф. Тендряков.
Фото
 
Е. И. Носов.
Фото
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
II половины XX века
(обзор)


1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]

 



УРОК № 73
Тема.
Русская литература II половины XX в. (обзор)


Цель: дать учащимся понятие о развитии русской литературы 50–90-х гг. XX в.; способствовать осмыслению нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В. Г. Распутина «Последний срок», рассказов В. М. Шукшина; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; совершенствовать и развивать навыки анализа прозаического текста, творческого чтения; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, тексты произведений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Следующим крупным этапом в развитии русской литературы был период II половины XX в. Вторая мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы.

Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение. Об основных тенденциях развития русской литературы этого периода и пойдёт разговор сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Значительное место в русской литературе второй половины XX в. заняла тема военных действий. Писатели глубоко и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В. А. Некрасов, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова, Э. Г. Казакевич и другие прослеживали путь народа в связи с бурным течением событий.

Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея — осознания своего места в жизни. В литературе 1950–1990-х гг. ведущую роль играет роман. Жанр повести значил меньше, но в советской литературе 1950–1980-х гг. его роль возросла, появились писатели, работающие преимущественно или исключительно в этом жанре.

Периодизация русской литературы второй половины XX в.

Первый (1956–1964) — «оттепель».
Второй (1965–1985) — «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий (1986–1991) — «гласность».
Четвёртый (начался в декабре 1991-го и продолжается сейчас) — русская литература конца XX — начала XXI вв.

В обзоре «Русская литература 1950–1990-х гг.» можно выделить три темы:

• «Проза о Великой Отечественной войне 1950–1990-х гг.»;
• «“Деревенская” проза 1960–1980-х гг.»;
• «Нравственные искания прозаиков тех лет».

Понятие «деревенская проза» появилось в начале 1960-х гг. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями:

«Владимирские просёлки» и «Капля росы» В. А. Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» В. И. Белова, «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, «Последний поклон» В. П. Астафьева, рассказы В. М. Шукшина, Е. И. Носова, повести В. Г. Распутина и В. Ф. Тендрякова, романы Ф. А. Абрамова и Б. А. Можаева.

Такие писатели, как В. Ф. Тендряков, В. М. Шукшин, Е. И. Носов, П. Л. Проскурин, В. А. Солоухин, В. П. Астафьев, В. И. Белов и другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, передавая всё это с романтической приподнятостью. Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. В тот период так называемая «деревенская проза» достигла выдающихся успехов.

Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности. Теперь они по-другому рассматривали события тех лет. «Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации»; она охватила 1929–1930 гг.

В литературе это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит своё многоаспектное освещение. В 1930-е гг. вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, были написаны повести А. П. Платонова «Котлован», «Впрок».

В 1960–1980-е гг. были опубликованы такие книги, как «На Иртыше» С. П. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. А. Можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В. И. Белова, «Овраги» С. П. Антонова, «Касьян Остудный» И. И. Акулова, «Перелом» Н. А. Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Ф. Тендрякова.

Своё слово о коллективизации сказали В. С. Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В. В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А. Т. Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф. А. Абрамов в повести «Поездка в прошлое». Время властно врывается в художественную ткань произведений, сообщая всем сценам и эпизодам внутреннюю экспрессию, динамику и напряжённость.

 


Предполагаемая тезисная запись в тетрадях учащихся

Литература II половины XX в.: обзор новейших течений


Постсталинский период развития искусства. Хрущевская «оттепель» как поворотный момент в истории русской советской литературы. Соцреализм: постепенная утрата нормативности и строгого регламента. Расширение возможностей реалистов. Деревенская проза как литературный поток, исследующий традиционный уклад и моральные основы жизни народа. Произведения, развенчивающие культ личности и ужасы ГУЛАГа. Малая проза о Великой Отечественной войне, пролившая свет на окопную правду о цене победы. Интеллектуальная поэзия, обращённая к культуре «Серебряного века». Подъём и расцвет литературы народов СССР. Деревенская проза — это особый пласт литературы, исследующий моральные устои человеческой жизни. Закономерность возникновения и формирования: кризис советской идеи и противопоставление коллективиста частному человеку-труженику, безнравственное отношение к труду как первооснове жизни.

1980-е гг. Приоритеты нравственной проблематики в официальной советской литературе. Русский андеграунд или кухонная поэзия, ставшая неофициальным пластом культуры. Формирование диссидентства и связанного с ним искусства.

1990-е перестроечные годы. Активное отрицание реализма как официального советского искусства. Новый виток развития авангарда. Возвращённые имена литературы. Стремительное формирование постмодернизма. Множественность литературных течений как показатель переориентации в искусстве конца тысячелетия.

2. Коллективное выборочное ознакомление
со статьёй учебника по теме урока

(сопровождаемое комментариями и пояснениями учителя)

3. Аналитическая работа по тексту
повести В. Г. Распутина «Последний срок»

А) Вступительное слово учителя


— «В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имён — В. Г. Распутин»,— писал И. А. Панкеев.— Его книги — глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Сам писатель считает, что “у литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром”.

Основа творчества В. Г. Распутина — нравственные начала человеческого бытия. Повесть “Последний срок” (1970) писатель называет “главной из своих книг”. Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.

 


Б) Аналитическая беседа

• Старуха Анна словно просвечивает лучами своей души души взрослых сыновей и дочерей, чтобы и мы разобрались в них. Расскажите о каждом, отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характеров героев.

• Смерть матери — серьёзное моральное испытание для её взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери Анны? Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

• Изо всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью. Почему неверующие дети Анны, в частности сын Михаил, остро ощущают какую-то грешность своей жизни, вернее, её духовную незаполненность? О чём говорит диалог братьев?

• Анна — ярчайший пример художественного исследования писателем человеческой души. Какой видится вам героиня? Жизнь или смерть старухи находится в центре внимания автора?

• Как вами понят смысл названия произведения? «Сегодня был последний срок…», зачем он отпущен главной героине?

• Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Г. Распутиным в повести. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

В) «Театр на уроке»:
ролевое чтение одного из диалогов
Анны и её подруги Миронихи

(гл. 7, 10). Г) Постановка и решение проблемного вопроса

• Докажите на примере Анны афористичную мысль Л. Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти».

Д) Обобщение учителя

— В повести В. Г. Распутина дети встречаются с матерью перед её смертью, а ведь до этого было ещё и рождение, была распавшаяся семья… Собираться всем вместе, когда кто-то умирает,— это одна из сохранившихся традиций. А ведь собираться всей семьей нужно и не на пороге смерти, как это делают в некоторых странах на Рождество, когда дети приезжают в родительский дом, чтобы поздравить родителей, увидеться и обогреться у родного очага. Для них это естественно и не подлежит никаким сомнениям.

Повесть В. Г. Распутина написана много лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы!

4. «Практикум начинающего
самостоятельная исследовательская работа в группах
с текстами рассказов В. М. Шукшина


• Какую правду хотел рассказать о жизни Василий Макарович Шукшин?
• По предложенному плану (раздаточный материал) проследить на материале прочитанных рассказов своеобразие конфликта и способы его художественной реализации.

1-я группа
— рассказ «Обида»;

2-я группа
— рассказ «Мастер»;

3-я группа
рассказ «Чудик».

План

1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора?
2. Представьте рассказ и его героев.
3. Выделите суждения, чувства, поступки героев, раскрывающие их характер.
4. Работая с текстом, выпишите в тетрадь некоторые фразы-доминанты, позволяющие «увидеть» героя и понять отношение к нему автора.
5. Какие приёмы использует автор для изображения личности героев?
6. Определите главный вопрос, поставленный в рассказе. Как он решается автором?
7. Что можно сказать об авторской позиции и жизненных принципах писателя?

Презентация результатов работы

Комментарий.
Учащиеся, слушая отчёты других групп, отвечают на записанные на доске вопросы.

• Каково общее впечатление от рассказов? Какой из них показался более интересным? Почему?
• Что вам особенно близко и понятно в изображённых людях, ситуациях, конфликтах? Что осталось непонятным?

Обобщение учителя

— В центре большей части рассказов В. М. Шукшина — оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни. Эта повседневность, рисуемая выпукло и точно, убеждает читателя в своей значительности, обнаруживает свой нравственный подтекст.

На страницах многих рассказов В. М. Шукшина мы встречаемся с чудиками. Это герои с нестандартным восприятием, необычными поступками, что способствует возникновению нестандартных ситуаций, резко отличающихся от общепринятых.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

«Читая — размышляем…»:
обобщающая беседа


• Какие события многое предопределили в характере литературного процесса II половины XX в., нашли отражение в произведениях художественной литературы, повлияли на судьбы писателей?
• Какие темы становятся ведущими в русской советской прозе послевоенного времени?
• Какое место в русской литературе II половины XX в. занимает производственная тема?
• Как соотносятся нравственные и эстетические искания «деревенской прозы» и «городской прозы» 1960–1980-х гг.?
• Расскажите, как в прозе 1970–1980-х гг. отражалось нравственное неблагополучие общества. Осуждаете вы или оправдываете литературных героев, которые стремятся приспособиться к жизни и идут на компромисс во имя личного благополучия?

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Почему я восхищаюсь…» или «Почему я осуждаю поступки и взгляды…». В качестве героя творческой работы избрать действующее лицо одного из прочитанных произведений писателей II половины XX в.

2. Опережающие задания. Ознакомиться со стихотворениями русских поэтов второй половины XX в., отметить понравившиеся стихотворения для создания «Литературного альманаха».

Следующие уроки: Урок № 74. Поэзия 1960-х гг. (обзор) >>>

 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика