Cудьба, личность, творчество Мустая Карима. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Карим Мустай
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

МУСТАЙ КАРИМ
(1919 – 2005)

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 93
Тема.
Урок внеклассного чтения. Из мировой литературы народов России.
«Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима

Цель:
ознакомить учащихся с представителем башкирской литературы Мустаем Каримом; выделить основные направления его творчества; показать его связь с русской литературой; совершенствовать навыки и умения анализа поэтического текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: тексты стихотворений, иллюстративный и раздаточный материалы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве башкирского поэта Мустая Карима; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворения Мустая Карима; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.

Приобщение любой нации к мировой культуре определяется не только тем, что она берёт у других, а скорее тем, когда она начинает давать другим.
Мустай Карим


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Мустай Карим как личность, как символ своего народа является для молодёжи живым воплощением народной мудрости. В его словах: «…став учителем жизни, писатель не может перестать учиться у ЖИЗНИ. Но его учение представляется как переосмысливание её с целью улучшения и обновления»,— улавливается мудрость богатого житейского опыта родного башкирского народа.

Мустай Карим — прозаик. Мустай Карим — детский писатель. Мустай Карим — публицист. Его статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью мы всегда читаем с таким же интересом, как и его новые произведения, и они не оставляют равнодушными. Глубокие мысли, заключённые в них, волнуют каждого. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) Мустай Карим взял в руки перо в тот период, когда началось широкое изучение башкирской литературой мировой культуры, когда она сделала смелые шаги в творческом постижении её великого опыта.

Велика заслуга Мустая Карима в поэтическом изображении исторической судьбы народа в прошлом и настоящем, в донесении её до своего читателя, до братских народов, до зарубежных стран. Подобно тому, как великий Урал соединяет две части света, в творчестве Мустая Карима поэтическое искусство башкирского народа накрепко связалось с культурными сокровищницами Запада и Востока, с лучшими традициями мировой культуры.

ІV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(устный журнал с выразительным чтением стихотворений заранее подготовленными учащимися)

— Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулось с. Кляшево. Его слава перешагнула границы Башкортостана. Ведь Кляшево — родина народного поэта Мустая Карима.

Красивая природа отчего края, изумительная устная поэзия родного народа — вот те живительные родники, которые питали богатое творческое воображение Мустая Карима, подобно камертону настраивали его звучную лиру. Мустай Карим — художник многогранного таланта. Он не только замечательный поэт, автор многих поэтических сборников, но и превосходный драматург, прозаик и критик, публицист и переводчик.

 


Выразительное чтение стихотворения И. Л. Киньябулатова
«Нам повезло с тобой, Мустай!»


— Мустай Карим — это целая огромная страна, страна яркая, светлая, манящая, благородная. Это страна, где торжествуют добро и справедливость, любовь и сострадание, высокое слово и незаурядный ум. Страна — открытая для всех: и любителей прекрасного, и искателей смысла жизни, и жаждущих совета, и нуждающихся в истине. И вхож в эту страну всякий: большой и малый, грешный и безгрешный, зрячий и слепой, мужчина и женщина, добрый и злой. К счастью, последние там не задерживаются. Потому что им нет места в мире Мустая, где он, утверждая общечеловеческие ценности, возвеличивает свой башкирский народ, возвышает его дух, определяет его место в мировой культуре. Возвеличивает, возвышает, определяет по-своему, по-мустаевски,— направляя в бой за высокое состояние духа свои мысли, облечённые в волнующие поэтические строки, в непревзойдённые драматургические диалоги, в убедительнейшие рассуждения и доказательства в прозе. И не считаясь ни с какими границами, летят по стране, миру его слова, заставляя открыться любое сердце.

Выразительное чтение стихотворения
«Птиц выпускаю из своей груди…»


Как башкирский человек, он наделён безмерной широтой и размашистостью натуры. Его жизнь — это горение и борьба как с несовершенствами и настроениями окружающего мира, так и с самим собой, со своими радостями и заблуждениями. Мустай Карим сполна принял в себя душу своего народа и всю жизнь трудится над её оформлением.

Выразительное чтение отрывка
из стихотворения «Хорошо, что я не гармонист»


Среди произведений послевоенных лет особое место занимает цикл стихов «Европа — Азия». Урал представляется поэту золотым швом, соединяющим два материка, здесь органично слились две культуры: восточная и западная.

Возможно, поэтому афористичность мышления, мудрость Востока сочетается в произведениях Мустая Карима с лучшими традициями европейской литературы. Все свои помыслы и дела он выверяет по тому, какой отзвук они получают в душах людей.

Выразительное чтение стихотворения
«В дороге — ноги. В песне — думы…»


Мустай Карим тесно связан со своим народом, жил его болями и тревогами, надеждами и жизнеутверждающим оптимизмом. Он обращается к другим народам как полномочный посол своей нации, ибо «Огонь растёт, пока горит! Река жива, пока струится… Ум, песня, дружба вырастут стократ, коль ими поделиться».

Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи «Цветы на камне», «Мой край возлюбленный навеки», «Здравствуй, завтра!», «Берега остаются», «О берёзовом листе», «Карусель», циклы стихов «Европа — Азия», о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии.

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов «Мой конь» (1943), «Стихотворения» (1945), поэмах «Декабрьская песня» (1942), «Чёрные воды» (1961).

 


2. Аналитическая работа
с текстом поэмы Мустая Карима «Улыбка»

А) Вступительное слово учителя


— «Исторически суждено было моему народу оказаться на стыке двух континентов — Европы и Азии. Это не просто стык материков, это рубеж двух культур, двух судеб — европейской и азиатской,— писал Мустай Карим в предисловии к одной из своих книг.— Я мечтаю, чтобы поэзия моего народа вобрала в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революционную призывностъ, активный разум поэзии Запада».

Эти черты поэзии Мустая Карима особенно органично сочетаются в его восточной поэме «Улыбка». Поэма «Улыбка» представлена Мустаем Каримом в виде восточной сказки.

Фабула поэмы-сказки М. Карима «Улыбка» («Йылмайыу») очень проста: враги окружили владения хана; вот-вот рухнет трон, и хан, чтобы спасти свою власть, вынужден обратиться к народу, которому он причинил немало зла. Хан сулит народу райскую жизнь в недалёком будущем. Но народ не верит обещаниям хана. Когда на страну надвигается опасность, только одна могучая сила способна вдохновить соотечественников на борьбу — это надежда на счастье, вера в победу.

В поэме Карима надежда воплощена в образе прелестной девушки, которая повела войско в бой, помогла ему разгромить врага.

Б) «Читая — размышляем…»: аналитическая беседа

• Опишите картину славного города.
• Какое определение даёт ещё автор городу?
• Что произошло с жителями города?
• Кто является главным героем поэмы?
• Опишите хана и его доблестную рать. В чём сила хана?
• Какими качествами наделён вождь — начальник рати? Может ли он спасти город?
• Откуда возникла красавица девушка?
• Почему она улыбалась? Опишите улыбку девушки.
• Какую силу имеет эта улыбка? Что произошло с государством благодаря улыбке девушки?
• Укажите в поэме элементы сказки, устаревшие слова, афоризмы.

В) Обобщение учителя

— Вот такое поучительное сказание воспринимается не как простая сказка, а как мудрая истина. По форме повествования — сказка, по содержанию — быль. «Улыбка — их сильнее Во сто раз!..»

Чтобы художественно передать эту бесспорную истину, автор рассказывает о реальных событиях, приключениях героев, иногда в духе восточных рассказов, в форме арабско-персидских сказок, но всегда поэтически и остроумно. Не только содержание и центральные образы, но и вся поэтика и стилистико-языковые средства поэмы «Улыбка» основаны на лучших традициях восточной классической поэзии.

С. Я. Маршак как-то сказал, что писатель должен чувствовать возраст каждого слова. В этой поэме-сказке Мустая Карима можно определить возраст каждого редко встречающегося слова, а с их помощью почувствовать дыхание и ощутить запах давней жизни. Афоризмы и крылатые выражения, иносказания и мудрые слова, возвышенный стиль — всё это введено и использовано автором не с целью подражания восточной поэзии.

Поэт считал, что в традиционной поучительной форме легче довести до современников свои мысли. Если поэтика стара, как сама история, то смысл произведения по-сегодняшнему молод. И в этом смысле поэма «Улыбка» очень современна….

3. «Практикум начинающие литературоведы»:
аналитическая работа с текстами в мини-группах

Карточка
План анализа лирического произведения


1. Тема (о чём говорится), идея стихотворения (что хотел сказать автор).
2. Лирический герой (образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей)
3. Основные особенности поэтического языка (художественные средства выразительности)
4. Какие чувства и мысли у читателя вызывает стихотворение?
5. Нравственный урок, который преподносит Мустай Карим своим стихотворением.

1-я группа.
Стихотворение «Я — россиянин» (из цикла «Европа — Азия»).

2-я группа.
Стихотворение «Подует ветер — всё больше листьев…».

3-я группа.
Стихотворение «Неизвестному солдату».

4-я группа.
Стихотворение «Птиц выпускаю из своей груди…».

5-я группа.
Стихотворение «О, любовь…»

Выразительное чтение. Презентация результатов работы

4. «Под сенью дружных муз…»: сообщение учителя
(Сопровождается показом фотопрезентации.)

— 28 сентября 1990 года состоялось торжественное открытие Театра юного зрителя, сегодняшнего Национального молодёжного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима. Спектакли в театре играют на русском и башкирском языках. За 18 лет работы в театре поставлено более 139 спектаклей, многие из которых получили признание и за пределами республики, удостоились главного приза — любви зрителей. Молодой театр живёт жизнью наполненной, увлекательной.

Он удивляет и очаровывает зрителей неожиданными спектаклями, знакомит с интереснейшими авторами, находится в постоянном контакте с критиками и театроведами. В репертуаре театра идут «Вечно живые» В. С. Розова, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта, «Доходное место» А. Н. Островского, «Пеший Махмут» и «Батя Ялалетдин» Мустая Карима, «Голый Король» Е. А. Шварца, «Пять вечеров» А. М. Володина и другие спектакли.

Одной из актуальных последних премьерных спектаклей стала постановка повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Своей основной задачей Театр юного зрителя считает воспитание будущего поколения на произведениях с нравственным внутренним стержнем. Не случайно девизом провозглашались слова Мустая Карима: «Я вхожу в театр, как входит верующий мусульманин в храм, с непокрытой головой. Ибо кино есть переписка влюблённых, а театр есть их свидания!»

Идёт второе десятилетие XXI в. Изменилось время, изменился мир. Но люди — их чувства, желания — по-прежнему не меняются. Как говорит один маленький, но очень мудрый герой из спектакля «Ночевала тучка золотая»: «Все люди — братья». А объединяющим местом испокон веков и до сих пор остаётся театр. Один из них — это театр имени Мустая Карима!

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Выступая однажды перед читателями, Мустай Карим так определил своё творческое кредо: «Я весь перед вами. Как на том поле боя, где под взрывами мин тянул телефонную связь от командного пункта к линии огня, так и после войны тянул духовную связь от сердца моего народа к сердцам других народов. Моё основное моральное кредо таково: всегда жить на миру…». Поэт остался верен своему признанию.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к написанию контрольного сочинения-рассуждения или сочинения-эссе на одну из предложенных тем:
«“В краю истоков” (“Деревенская проза” 1960–1980-х гг.)»;
«“Так это было на земле…” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев изученных произведений”)»;
«“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа в повествованиях в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»)»;
«“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)».

Следующие уроки: Урок № 94. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в. >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика