Судьба народа и природы в произведениях В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Пожар». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет В. Г. Распутина
работы И. Глазунова, 1987.
 
 
 
 
 
 
 
«ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА»
В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН
(1937 – 2015)

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 88
Тема.
В. Г. Распутин. Судьба народа и природы
в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар»

Цель:
продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Г. Распутина (на примере повестей «Прощание с Матёрой», «Пожар»); определить основную идею повестей; связать представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом; сформулировать своё понимание проблем, поднятых в повестях, выразить своё отношение к ним; содействовать развитию самостоятельного мышления, умения анализировать и оценивать художественное произведение; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме.
Оборудование: тексты повестей В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Пожар», раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют основную идею повестей «Прощание с Матёрой» и «Пожар»; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом; определяют систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повестей; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Раскройте смысл названия повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба».
• Почему легенда о мистической Царь-рыбе так важна для понимания идейно-художественного смысла произведения?
• Какие художественные средства использованы автором для создания образа природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Творчество известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего «национального космоса», узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести «Деньги для Марии» он попал в поле зрения серьёзной литературной критики и обрёл широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар», которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.

Главный предмет внимания всего его творчества — проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания. Процесс разрушения и ухода старого крестьянского мира запечатлён писателем ярко и неповторимо. В его повестях почти нет внешнего действия, в них отражён сам процесс жизни, внутреннее движение характеров, как правило, в ситуациях жёстких и безысходных… Сюжеты повестей предельно просты, действие замедлено, событий происходит немного.

ІV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа
с текстом повести «Прощание с Матёрой»

А) Вступительное слово учителя


— Впервые появившись в журнале «Современник» в 1976 г., повесть «Прощание с Матёрой» выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине.

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остаётся в памяти и в сердце человека. Такой «кусочек» есть и у Распутина — это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести «Прощание с Матёрой». На примере этой деревеньки легко прочитываются судьбы многих деревень, в годы строительства Братской ГЭС попавших в зону затопления.

Матёра — это и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идёт жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матёра — уходит и душа этого мира…

«Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..» — спрашивает Валентин Распутин в повести «Прощание с Матёрой». И писатель отвечает на этот вопрос удивительным, уникальным по своему драматическому психологизму и эмоциональной насыщенности образом главной героини произведения — старухи Дарьи.

На страницах литературной газеты писатель скажет: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе…».

 


Б) Слушание сообщения о творческой истории
создания повести «Прощание с Матёрой»

В) «Практикум начинающего литературоведа»:
характеристика образной системы повести

(в группах)

1-я группа. Три поколения семьи Пинигиных в их отношении к происходящим событиям.

2-я группа. Архетипы в повести. Взаимовлияние художественных образов в повести: Дарья — Листвень, Богодул — Хозяин.

3-я группа. Поиск истины: Дарья и Павел в начале и конце повести.

Презентация результатов работы

Г) «Читая — размышляем…»:
обобщающая аналитическая беседа


• Почему, на ваш взгляд, В. Г. Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?
• Как описываются в повести остров Матёра и его жители?
• Кому противостоят жители Матёры в своём стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?
• Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи?
• Чьё поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чём это выражается?
• Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?
• Сформулируйте своё понимание идеи повести.

Д) «Умники и умницы»:
сопоставительная работа (в парах)


• Сопоставьте повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» и повествование в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба». Как решают писатели экологические проблемы в своих произведениях? Как отражается на духовном облике человека пренебрежительное и потребительское отношение к природе?

Презентация результатов работы

Ж) «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия
«Повесть “Прощание с Матёрой” на перекрёстке мнений»


• Конец существования Матёры — историческая неизбежность или человеческая ошибка?
• Можно ли считать В. Г. Распутина противником прогресса?
• Чем стала повесть «Прощание с Матёрой» для каждого из вас?

К) Обобщение учителя

— Итак, повесть «Прощание с Матёрой» подводит своеобразный итог размышлениям В. Г. Распутина о трагической судьбе деревни под колёсами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. В повести нашли своё отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин воплощает в образе величественной и крепкой старухи Дарьи.

Остров Матёра у Распутина — не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьём, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мёртвых.

Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и «пожогщиков», «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи — Андрей.

Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». В патриархальной жизни содержится то зерно, которое имеет своё будущее, играет положительную роль в развитии нации, что откристаллизовалось веками как весьма ценная национальная традиция, составляющая золотой, неприкосновенный фонд культуры, обогащающий сокровищницу мировой цивилизации.

 


5. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм» (работа в группах)


2. Аналитическая работа
с текстом повести «Пожар»

А) Вступительное слово учителя


— Повесть «Пожар» была впервые опубликована в журнале «Наш современник» (1985) и удостоена Государственной премии СССР. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матёрой».

«Пожар» в творчестве В. Г. Распутина занимает особое место. Велик идейно-нравственный и эстетический потенциал этой повести. Она начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных «подпорках», на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях — душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей.

Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, равнодушными. Живут — каждый для себя. И писатель не может об этом молчать. Само название повести символично. Пожар — это не только стихийное бедствие. Это и «пожар» в душах людей.

Б) Слушание сообщения о творческой истории
создания повести «Пожар»

В) «Читая — размышляем…»:
аналитическая беседа


• Какие мысли и чувства вызвала у вас книга?
• К какой повести В. Г. Распутина близко данное произведение и почему? Перечислите сходства.
• Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку. Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.
• Живут в посёлке и архаровцы. Какое толкование этому слову даёт «Толковый словарь» Ожегова?
Глоссарий. Архаровец — буян, головорез.
• Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?
• Как относились архаровцы к тем, кто пытался им противостоять?
• Как вы думаете: пожар в Сосновке — случайность или поджог?
• Почему среди обитателей Сосновки наиболее запомнилась Алёна, жена Ивана Петровича?
• Почему односельчане Егорова теряют свою душу?
• Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете почему?
• Какую идею хотел донести до читателя автор?
• К какому выводу приходит писатель, размышляя о том, что нужно человеку для счастья?
• Как вы поняли смысл финала повести?

Г) «Учимся грамотно дискутировать»:
мини-дискуссия


• Со времени создания повести прошло почти сорок лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?
• Есть ли у вас ответ на вопрос о том, как надо жить, как избежать желания идти самым лёгким путем, не думая о последствиях своих поступков?
• Что же мешает человеку идти прямым путём? Отсутствие ли представлений о смысле жизни, желание ли потворствовать своим слабостям, не думая о последствиях, или, как говорится у Распутина, всё, что творится в нашей жизни, есть результат того, что люди «грех и стыд забыли»?

Д) Обобщение учителя

— Философско-публицистическая повесть В. Г. Распутина «Пожар» сюжетно продолжает «Прощание с Матёрой». Герои живут в посёлке после переселения из затопленной, подобно Матёре, деревни. И жизнь эта покатилась под гору, по варварским, хищническим законам, проявляющимся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу. Вспыхнувший в посёлке пожар — своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства.

В повести «Пожар» писатель раскрыл стихию наживы, психологию рвачей, которые сбежались на пожар будто бы для того, чтобы его тушить, но от соблазнов перед горами вынесенного из горящих складов товара удержаться не в состоянии.

«Горечь, боль, угар…» — в каждой детали картины, оставшейся после страшной ночи. Но утром встаёт солнце, принося с собой яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю — и просыпалась земля… Разогреется солнышко — и опять, как каждую весну, вынесет она всё своё хозяйство в зелени и цвету, представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной». Сколько горечи в этих словах, сколько любви автора к природе и родной земле в них!

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Повести В. Г. Распутина заставляют задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Г. Распутина ещё долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся).
Написать сочинение-эссе (миниатюру) на одну из тем:
«Символы вечности в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»;
«Зачем живёт человек? (По повести В. Г. Распутина “Пожар”)».

2. Ознакомиться с лирикой И. А. Бродского.

3. Опережающие задания (4–5 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бродского, выразительное чтение наизусть стихотворений.

Следующие уроки: Урок № 89. И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика