Осмеяние пороков в баснях И. А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»
Литература для школьников
 
 Главная
 
Крылов И. А.
Портрет работы И.Е.Эггинка, 1834
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 14. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Урок 15. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

Урок 16. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Урок 18. Басни И. А. Крылова. Урок внеклассного чтения


УРОК 16
«Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица».
Осмеяние пороков: жадности, невежества,
неблагодарности, хитрости, глупости

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки

слушаем чтение наизусть басни «Волк на псарне».

II. «Свинья под Дубом».
Осмеяние невежества и неблагодарности

Учитель читает басню «Свинья под Дубом».


Возможно, она уже знакома ученикам. Тогда важно сделать так, чтобы дети увидели в тексте то, чего они не понимали раньше.

— Какой описывает Крылов Свинью?
Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.

— Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни.

— В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?
Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.

В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».


— Вспомните, что такое аллегория.

— Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу.

Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».

Рассмотрим и обсудим с учениками
иллюстрацию к басне Г. Куприянова (с. 62 учебника), спросим:

— Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне?

Ответ на этот вопрос очень важен: он помогает сделать «раскадровку» басни, четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации. Эта работа подготовит выразительное чтение по ролям.

Итак, к этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.

Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Выразительное чтение и чтение по ролям
басни «Свинья под Дубом»


Прежде чтения по ролям прочитаем басню выразительно несколько раз, отрабатывая интонации различных реплик.

Герои басни произносят короткие реплики, но детям надо объяснить, что даже в одной реплике можно показать характер героя, если найти точную интонацию.

После подготовительной работы попросим троих учеников прочитать басню по ролям. Заострим внимание на коллективном взаимодействии: голоса должны быть примерно одинаковыми по громкости, каждый участник чтения должен вступать своевременно, не раньше, но и не позже, чем надо. По возможности постараемся добиться гармоничного звучания всех троих чтецов.

III. «Ворона и Лисица».
Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости


Первый раз басню читает учитель.

Эта басня не нуждается в подробных комментариях: дети понимают ее и с удовольствием инсценируют. Поэтому зададим только несколько вопросов:

— Кто главные герои басни?
— В каких строчках заключается мораль басни?
— Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?
— Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова?
— Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он передает это?
— Какие качества осуждает и высмеивает автор?
— Вспомните басню Эзопа «Ворон и лисица». (Учитель может прочитать ее вновь.) В чем отличие басни Эзопа и басни Крылова? Какая из басен кажется вам более выразительной?
— Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

Выразительное чтение басни
«Ворона и Лисица»
.
Инсценирование басни


Все оставшееся время урока посвятим выразительному чтению басни: правильному интонированию, логическим ударениям, паузам, темпу речи.

Затем продумаем движения, которые совершает Лисица и Ворона. Работа по поиску интонаций и движений может быть даже азартной, разные ученики могут предлагать различные интерпретации реплик. На роль Лисицы не обязательно приглашать девочек — порой с нею прекрасно справляются и мальчики. Превращение класса в творческую мастерскую — достойная цель этого урока.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть (инсценировку, чтение по ролям) одной из басен: «Свинья под Дубом» или «Ворона и Лисица».

Индивидуальное задание

Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен.



УРОК 17
Жанр басни. Рассказ и мораль в басне.
Урок развития речи

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение, чтение по ролям и инсценировку изученных басен.

Рассматриваем и обсуждаем рисунки учеников.

II. Жанр басни.
Рассказ и мораль в басне

Самостоятельная творческая работа


Итак, повторим еще раз, что такое басня и из каких элементов она состоит

. Басня — краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.

Даем ученикам задание написать прозаическую басню.

В конце урока, если отдельные ученики успели справиться с заданием, слушаем басни, написанные школьниками.

Самые удачные басни просим написать на отдельном альбомном листе и проиллюстрировать. Если ученики не успели справиться с заданием, подведем итоги творческой работы на следующем уроке — уроке внеклассного чтения.

Домашнее задание

Читать басни Крылова.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения (см. ниже урок 18).

Учитель продумает план урока внеклассного чтения в соответствии с возможностями класса и конкретизирует домашнее задание.





УРОК 18
Басни И. А. Крылова.
Урок внеклассного чтения

I. Выразительное чтение
и инсценирование басен


Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И. А. Крылова, например «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки».

Выступление может завершиться кратким анализом басни: выделением морали, аллегорического смысла басни, краткой характеристикой персонажей.

Подготовленные учениками иллюстрации оживят урок.

Если на предыдущем уроке развития речи не были прочитаны басни, написанные учениками, то на уроке внеклассного чтения желающие могут представить собственные басни.

II. Литература и
изобразительное искусство


Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 65—66) и ответим на вопросы:

— Какие басни проиллюстрировал художник Е. Рачев? См. страницу Иллюстрации Е. М. Рачёва к басням И. А. Крылова ("Литература").

— В чем мораль каждой из этих басен?

«Осел и Соловей».
Мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей».

«Волк и Ягненок».
Мораль:
«У сильного всегда бессильный виноват»:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль в басне «Квартет» произносит Соловей:
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

III. Викторина

Вопросы для викторины может подготовить учитель или инициативная группа учеников. Возможно, что два-три вопроса подготовит и напишет на отдельных листках бумаги каждый ученик.

Примеры вопросов для викторины

1) Из каких басен слова?
а) «...Так поди же, попляши!»
б) «...Избави Бог и нас от этаких судей».
в) «...Слона-то я и не приметил».
г) «...Сильнее кошки зверя нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3) Из каких басен эти герои?
а) Слон, овцы, волки.
б) Крестьянин, Дерево, Змея.
в) Мужик, гуси, прохожий.
г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Ответы
1) а) «Стрекоза и Муравей»; б) «Осел и Соловей»; в) «Любопытный»; г) «Мышь и Крыса».
2) а) «Ларчик»; б) «Синица»; в) «Собачья дружба»; г) «Петух и Жемчужное зерно».
3) а) «Слон на воеводстве»; б) «Дерево»; в) «Гуси»; г) «Лев на ловле».

Домашнее задание

Повторить басню (для тех, кто еще не прочитал басню наизусть).

Следующие уроки: В. А. Жуковский: детство и начало творчества. «Спящая царевна» >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика