Изобразительный характер формул волшебной сказки
Литература для школьников
 
 Главная
 
Билибин Б. Я.
Иллюстрация к сказке
«Иван Царевич и Серый Волк». 1900-е гг.
 
Билибин Б. Я.
Иллюстрация к сказке
«Василиса Прекрасная». 1900 г.
 
 
 
 
 
 
 
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
 
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]



Урок 3. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

Уроки 4–6. Сказка «Царевна-лягушка»

Урок 7. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Урок развития речи

Уроки 8–9. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Урок 10. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Урок внеклассного чтения


УРОК 7
Изобразительный характер формул волшебной сказки.
Народная мораль и поэтика волшебной сказки.
Вариативность народных сказок
Урок развития речи


I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Проверка домашнего задания


Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например:
«Дело пытаешь или от дела лытаешь?» (однокоренное слово отлынивать).

Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.

Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

Как мне не печалиться?

Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.

...ни в сказке сказать, ни пером описать!

...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...

...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!

...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.

...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.

Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
— Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...

...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

II. Народная мораль и поэтика волшебной сказки
Пересказ сказки


2—3 ученика последовательно пересказывают сказку.

Учитель и одноклассники отмечают верность интонации, наличие в речи сказочных формул, повторов, постоянных эпитетов, затем вместе оценивают пересказ.

Литература и изобразительное искусство:
сообщения учеников


Если на первом уроке по теме мы давали индивидуальные задания подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором, то сегодня дадим детям возможность выступить с рассказами о художниках (учитель может помочь детям материалами, данными в Приложении; см. также рассказ о В. Васнецове в книге Н.С.Шер "Рассказы о русских художниках").

За пару дней перед этим уроком важно поинтересоваться у детей, как идет у них подготовка, нашли ли они книги с репродукциями картин этих художников, оказать необходимую помощь. Детям надо сказать, что выступление должно занимать не более 5—7 минут, иначе ребенок не сможет удержать внимание класса.

Классу дадим установку, что сообщение (доклад, выступление) — это не просто ответ у доски. Тема, о которой рассказывает ученик, ему интересна, он хочет зажечь ею одноклассников, хочет донести до них собственные открытия и наблюдения. В таких выступлениях очень важен артистизм, выразительность, жестикуляция, это театр одного актера.

Можно даже ставить детям две оценки, если это потребуется:
одну — за подготовленный самостоятельно материал (текст, выбор иллюстраций, их осмысление),
а другую — за выразительность выступления.

Итоговая беседа

    — Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»?

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

    — Чем начинается и чем завершается сказка?

Сказка начинается с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве...», завершается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

    — Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?

Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.

Чудеса приходят в мир людей, когда Иван-царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз — цветок зацветет...» Удивительны ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь.

После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника — старого старичка, получает в дар волшебный предмет — клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с Бабой-ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного.


Чтение статьи учебника

Читаем статью-задание «Герои народных сказок в оценке писателей» (с. 28; см. статью ниже), отвечаем на вопросы этой статьи.

М. Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока.

Рассматривая задание учебника, мы должны сказать, что, на наш взгляд, категория характера неприменима к сказочному герою. Если быть точным, мы можем говорить о характерных чертах сказочного героя. Возможна такая характеристика Ивана-царевича.

Иван-царевич

Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.

После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.

    — Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?

    — К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью?

    — Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую?

III. Вариативность народных сказок

Сообщения учеников

Собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».

Подготовленные ученики рассказывают об отличии сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Н. Толстого от пересказа М. А. Булатова.

Текст Толстого в основном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка немного иначе приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказов отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?» Сначала царь задает невесткам сшить рубашку, а потом испечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов музыка и танец, говорится, что настал черед плясать. Царевна обернулась не белой лебедью, а серой кукушкой. В варианте Толстого не говорится о железных сапогах и железных хлебах. Иван-царевич видит на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному звучат зачин и концовка этих сказок (если позволяет время, можно попросить для сравнения прочитать фрагмент сказки, зачин или концовку).

    — Как вы объясните, что существует несколько вариантов народных сказок? Почему сказка «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе?

Домашнее задание

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28—37).

Следующие уроки: «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». >>>


ГЕРОИ НАРОДНЫХ СКАЗОК
В ОЦЕНКЕ ПИСАТЕЛЕЙ


Подготовьте рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче.

При этом используйте высказывание, которое М. Горький, говоря о фольклоре, приводит как характеристики двух главных героев русских народных сказок:

«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова...»v Согласны ли вы с этой оценкой?

Что вы можете рассказать о Василисе Премудрой (как трудится, как относится к Ивану- царевичу)?

«Герой фольклора — „дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод, так же как преодолевает их и Василиса Премудрая».

Эта оценка М. Горького относится к главным героям многих русских народных сказок. Что из этой оценки можно отнести к Ивану-царевичу из сказки «Царевна-лягушка»?

Подготовьте свой рассказ о герое. Вспомните, как он оценивает работу Василисы Премудрой, какие трудности преодолевает в пути, какие черты его характера раскрываются.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
В. М. Васнецов. Царевна-лягушка, 1918 г.
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
 
Иллюстрация Б. Я. Билибина
к сказке «Царевна-лягушка»

Царевна-лягушка. Рисунки И.Я. Билибина.
СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1901. 12 с. с ил.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика