Как в лирике А.А. Фета раскрывается мысль о неразрывной связи человека и природы? ОГЭ по литературе
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 
Портрет А. А. Фета 1860-х гг.
Фотография М. Д. Тулинова.
Литературный музей Института русской литературы РАН, С.-Петербург. Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 4. Очерки. - СПб.: Фолио-Пресс, 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Афанасий Афанасьевич Фет
(1820-1892)
 
Как в лирике А.А. Фета раскрывается мысль
о неразрывной связи человека и природы?
(На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося)
 
     Две самые главные темы лирики Фета – трудновыразимое сокровенное человеческое чувство и столь же неуловимое и столь же интимное переживание природы. Иногда невозможно определить, о чём стихотворение Фета. О природе? О любви? В гармоничном сочетании своём лирика Фета даёт и природу, и воспринимающую её душу. Поэт и Природа выступают как равновеликие творцы: "Ночь и я, мы оба дышим...". Здесь и ночь, и воспринимающий её человек на равных правах. Восприятие и воспринимающий едины.
     В основе поэтики Фета – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы. Природа у Фета почти никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир в лирике Фета порою неразграничимы. Чувства лирического героя оказываются родственными исполненной глубокой духовности жизни природы, которая вносит в них красоту и гармонию и является источником счастья и сладкой боли.
         В дымке-невидимке
         Выплыл месяц вешний,
         Цвет садовый дышит
         Яблонью, черешней...
     В этом стихотворении нет ни неба, ни земли – а есть дымка-невидимка, нет воздуха – есть движение цветущего сада. Из этой туманной неопределённости перехода вечера в ночь как бы выплывают конкретные детали: "Плачет старый камень, / В пруд роняя слёзы..." Последние строки-вопросы ("И тебе не томно? / И тебе не больно?"), уводя вновь от конкретных картин, погружают нас в мир состояний и ощущений. Состояние лирического героя меняется от "грустно" и "томно" до "томно" и "больно". Вопросы, которые завершают строфы, порождают бесконечный ряд ассоциаций, погружают читателя в атмосферу сладостной, томительной неги. И невозможно разделить в этом произведении мир природы и мир человеческой души.
     В стихотворении "Пчёлы" любовная, чувственная мука лирического героя смешивается с весенним томлением природы. Душа и природа настолько взаимопроницаемы, что поэт может даже сказать: "И никак я понять не умею, / На цветах ли, в ушах ли звенит". Любимое время года Фета – весна. Он любит в ней пробуждение жизненных сил, "лёгкое дыхание", бурно переживаемую радость бытия. Поэт переполнен этой радостью и буйством цветения жизни; брожение соков в пробуждающейся природе вызывает брожение в крови лирического героя, человек и природа сливаются воедино.
     Любовные стихотворения Фета исполнены чувственности, но эта чувственность удивительно духовна, как духовна и гармонична у поэта вся природа.

Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
По лирике А.А.Фета
Задания 5.1–5.5 (часть 2)
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
 

1. В чём заключаются особенности изображения мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. Как в лирике А.А. Фета раскрывается мысль о неразрывной связи человека и природы? (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.)
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
4. Лирический герой поэзии А.А. Фета (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору.)


Задания 3.1–3.2 (часть 1)
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания 1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.
 
1. Каким настроением проникнуто данное стихотворение А.А.Фета?
2. Чем можно объяснить использование безличных глаголов в первом четверостишии приведенного стихотворения?


Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,–
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(А.А.Фет, 1855)
Возможный вариант ответа на вопрос 2:
Тема природы – одна из центральных тем творчества Фета. В стихотворении «Вечер» создается неповторимый образ вечера. Таинство вечерней природы передано необыкновенно ярко. Это достигается разными способами, в том числе использованием безличных глаголов, которые подчеркивают загадочность происходящего – что-то «прозвучало», что-то «прозвенело», «прокатилось», непостижимое человеческим сознанием. Тем самым Фет еще раз подчеркивает превосходство природы над человеком.

Задание 4 (часть 1)
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задание 4 – 5–8 предложений.
 
Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и приведённое ниже одноименное стихотворение И.А. Бунина.
Что сближает эти произведения?


ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(И.А. Бунин, 1909)


В чём схожи и чем различаются картины зимы в стихотворениях А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы» и С.А. Есенина «Поёт зима – аукает»?

***
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(А.А.Фет, 1833)


***
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(С.А. Есенин, 1910)

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика