ГИА. Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Грибоедов А.С.
 
А. С. Грибоедов. С портрета кисти художника М.И.Теребенева, 1824 г.
 
 
 
 
 
 
 
Материалы к изучению комедии "Горе от ума"
на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829)
 
Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
принято считать открытым?
 
        "Открытость финалов" – своеобразная черта русской литературы: сюжет исчерпан, но жизнь героев продолжается. Достаточно вспомнить финалы русских романов «Евгения Онегина», «Войны и мира», «Преступления и наказания».
       То же самое мы встречаем в пьесе "Горе от ума". Определив жанр своего произведения как комедию, Грибоедов выстроил первый акт на любовной интриге. Но во втором акте он сам же и нарушает комедийный канон введением второго конфликта – социального, который обозначается в сцене разговора Чацкого и Фамусова. Любовный конфликт разрешается в финале, так как распадается любовный треугольник: Молчалин–Софья–Чацкий. А социальный? Кто вышел из столкновения Чацкого и фамусовского общества победителем? Своеобразный ответ мы можем найти в статье Гончарова: "Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная". Таким образом, социальный конфликт не разрешился, финал пьесы – "открыт".
       Кроме того, перед нами драматическое произведение, а это значит, что авторская позиция в нём не может быть явной. Один из способов её воплощения – разрешение конфликта, поэтому и Грибоедов сознательно не даёт однозначного ответа на вопрос – победитель Чацкий или побеждённый. Он разделяет убеждения героя, зачастую вкладывая в его уста то, что мог бы сказать человек декабристского толка. Но с другой стороны, он видит и слабость позиций своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний, которая легко "пародируется" ("Шумим, братец, шумим"). Всё это является своеобразным "воплощением" авторского взгляда на мир, события, в нём происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.


Открытый Банк заданий. ГИА. 9 класс. Литература
(По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Задания 1.1–1.2  и  5.1–5.5
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
 
1. В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
3. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
4. В чем, с вашей точки зрения, заключается современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
5. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
6. Каким предстает консервативное московское дворянство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
7. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
8. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
9. На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
10. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
11. Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
12. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
13. Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
14. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
15. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
16. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
17. Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
18. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
19. Как переплетаются в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общественный и личный конфликты?

Задание 4 (часть 1)
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания 1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.
 
1.1. Почему Чацкий после разговора с Софьей
отказывается верить в её любовь к Молчалину?
 
Александр Чацкий, будучи человеком, всецело увлеченным и преданным своим взглядам, не является при этом персонажем, открытым к взглядам других. За своим мнением, которое Чацкий, конечно, всегда честно и прямо высказывает (даже единичная ложь ради получения расположения Софьи дается ему сложно: «Раз в жизни притворюсь»), он не может услышать мнения чужого. Зная Софью с детства («Как человеку вы, который с вами взрос...»), Чацкий отлично понимает, насколько умна, неординарна и независима в суждениях его возлюбленная. Чацкий не может поверить, что выбор Софьи пал на столь неподходящего ей, недостойного ее человека, лицемерного, угодливого, готового унижаться. Понять же, что в Молчалине Софью привлекли совершенно другие качества (многие из которых, как выяснится позже, окажутся ненастоящими), что Софья ценит в этом человеке совсем не то, что ценит в людях Чацкий, главный герой комедии так же неспособен по причине, описанной в начале.
 
2.1. Выберите другой фрагмент комедии, в котором звучит тема любви Чацкого к Софье.
Опираясь на анализ выбранного фрагмента, докажите, что это чувство не приносит герою счастья
 
Другим фрагментом комедии, в котором присутствует трагедия любви Чацкого к Софье, является действие IV явление 14.

Чувство любви не дарит Чацкому счастья, а, наоборот, несет разочарование в жизни в целом. У него «спала пелена» с глаз, и теперь он смотрит на всю ситуацию трезво, на то, куда его привела слепая любовь. Он также обвиняет Софью в том, что она не сказала с самого начала, что Чацкий, сам его вид, поступки ей «противны». Он мог бы уехать, дабы не досаждать той, которая разлюбила. Оставшись в доме Фамусова, он стал свидетелем позора Софьи (а ведь он продолжает ее любить!), а также он испортил и свою репутацию. «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!..», – с горечью восклицает герой. Любовь не принесла добрых плодов: его признали сумасшедшим, он разочаровался не только в Софье, но и в своем окружении, в мироустройстве, хочет «на весь мир излить всю желчь и всю досаду».


1. Сопоставьте сцену из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с монологом Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
В чём принципиальное различие между воззрениями Стародума и Фамусова?
 
а) Д.И. Фонвизин, «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I
Стародум и Правдин.

Стародум. Я ни от кого их не таю для того, чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу. Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание ещё и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, – сказал мне, – а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту ж минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Правдин. Сущая истина.

Стародум. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведён чином, а обойдён я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало моё сердце, и я тотчас взял отставку.

Правдин. Что ж бы иное и делать надлежало?

Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану.

Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина.

Стародум. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завёл меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило.

Правдин. Куда же?

Стародум. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?

Правдин. Как же вам эта сторона показалась?

Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.

Правдин. Хоть крюком, да просторна ли дорога?

Стародум. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.

Правдин. Так поэтому тут самолюбие…

Стародум. Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.

Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству…

Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних.


б) А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

Фамусов
Вот то-то все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...
Раскланяйся, тупеем не кивнут.
Вельможа в случае, тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге* ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкий;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему смышлён.
Упал он больно, встал здорово.
Зато бывало в вист кто чаще приглашён?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович. Кто пред всеми знал почёт?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии даёт?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, – нутка!

* Куртаг – приемный день при дворе. (вернуться)


*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика