ОГЭ. В чем заключается роль эпитетов в стихотворении В.А.Жуковского «Море»?
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Василий Андреевич Жуковский
(1783 – 1852)
В чем заключается роль эпитетов в стихотворении В.А.Жуковского «Море»?
       В стихотворении «Море»[1] создается особый лирический пейзаж, ставший открытием для русской литературы. Особенность его состоит в том, что изображение природы в стихотворении не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя.
       Эпитеты в стихотворении «Море» являются одним из основных изобразительных средств, позволяющих постичь поэтическую мысль Жуковского. Они дают возможность строить пластические образы моря («лазурное море», «необъятное лоно»), и неба («светозарная лазурь», «облака золотые»). Поэтому природная стихия предстает очеловеченной, способной к переживаниям и чувствам («напряжённая грудь», «испуганны волны»). Эпитеты создают определённое психологическое напряжение («тревожная дума», «смятенная любовь»). Именно благодаря эпитетам пейзаж становится средством раскрытия душевного состояния лирического героя.
 

Открытый Банк заданий. ГИА. 9 класс. Литература
(По творчеству В.А.Жуковского)
Задания 2.1–2.4 (часть 2)
Часть 2 содержит четыре темы сочинений,
требующие развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать только одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом на менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
1. Как соотносится реальное и фантастическое в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Какие ценности прославляются в стихотворении «Море» В.А. Жуковского?
4. Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Почему В.А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6. Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Почему, размышляя над вечными законами жизни, поэт обращается к миру природы? (По лирике В.А. Жуковского.)
7. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.)
8. Черты романтизма в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по Вашему выбору.)

Задания 1.1.2–1.2.2 (часть 1)
Всего в части 1 три задания.
На первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2) предлагается дать ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
1. В чем заключается роль эпитетов в стихотворении «Море»?
2. Какую роль в стихотворении «Море» В.А. Жуковского играет приём олицетворения?
3. Почему поэт обращается к морю, как к живому существу?

Задания 1.1.3–1.2.3 (часть 1)
Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского со стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…».
Что сближает эти стихотворения?
В.А. Жуковский
МОРЕ *
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
(1822)

Ф.И.Тютчев
* * *
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
(1865)

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

*Элегия "Море" написана в 1822 г. Напечатана впервые в альманахе «Северные цветы на 1829 год», СПб., 1828. А. С. Пушкин высоко ценил это стихотворение (см. его письмо к П. А. Вяземскому от 25 января 1829 г.).
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика