ВПР по русскому языку. 5 класс. Проверочная работа № 10
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
См.
демоверсию ВПР по русскому языку
в 5 классе
с ответами и критериями оценивания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 5 классе
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 60 минут.
Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 10
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.
Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор слова;

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Партер, километр, современный, углубит

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Стёпа как вы переправлялись на другой берег
2) Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку
3) Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка
4) По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?
2) Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!
3) Оля покажи свою самую любимую открытку.
4) Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
2) Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.
3) Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
4) Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 − 12.

Текст 2


1)Этот мальчик и эта птица живут на острове Беринга. (2)Человек и птица не видели земли, кроме острова, окружённого водой Тихого океана. (3)Мальчика зовут Володя; он живёт в деревянном доме островного посёлка, ходит в школу. (4)Большая чайка живёт на берегу большой колонии таких же чаек, которые целый день кричат, дерутся, летают над самым прибоем, охотятся, а вечером вся колония собирается на ночлег.
5)Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. (6)Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. (7)Летит к нам, опускается. (8)Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. (9)Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления.
(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома. (11)Аккуратно кормил, ходил с приёмышем к берегу. (12)Чайка выросла и вернулась в свою колонию, но что-то осталось в памяти вольной птицы. (13)Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы, а когда Володя приходит на берег – чайка узнаёт его. (14)Если поблизости немного людей, птица опускается Володе на плечо. (15)У дружбы великое множество путей…
(По В. Пескову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9.Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Володя знает чайку, которая садится ему на плечо? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста.

11. В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.

12. В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.

Решение заданий
1. Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.
Алгоритм рассуждения:

Орфограмма №1 Проверяемая гласная в корне Написание
н..чной - нОчь
ночной
г..л..са – гОлос, сладкоголОсый
голоса
д..леко - дАль
далеко
нев..димки - невИдимый
невидимки
ост..рожная - стОрож
осторожная
л..сица -лИсонька
лисица
Орфограмма №2
Личные окончания глаголов
 
каж..тся – казаться (I спряжение)
кажется
 
слыш..тся – слышать (искл. IIспр)
слышится
 
выход..т – выходить (IIспр)
выходят
Орфограмма №3
Окончания существительных
 
в сугроб.. .– 2 скл., П.п.
в сугробе
 
зайц.. .- после Ц
зайцы
 
В середин.. – 1 скл., П.п
в середине
Орфограмма №4
Ь после шипящих
  Мыш…- 3 скл мышь
Орфограмма №5
Чередующаяся гласная в корне
 
Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А ( кроме росток, Ростов, ростовщик)
подрастают
Орфограмма №6
-ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах
 
Выходят (что делать?) кормит..ся
кормитТЬся
 
Медведь ( что делает?) просыпает..ся
просыпаЕТся

Текст 1.
Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где- то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.
Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.
Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)

Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;
При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.
ночной(1)
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [о́ ] – гласный, ударный
й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,
___________________________________
6 букв, 6 звуков, 2 слога

(2) – морфемный разбор;
Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).
Порядок морфемного разбора: o
Определить, к какой части речи относится слово; o
Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);
Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;
Найти корень и выделить дугой;
Найти приставку и обозначить ее;
Найти суффикс и отметить его значком;
Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.
Алгоритм рассуждения:
подрастают(2)
Подрастают - это глагол.
Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают – зарастают.
Значит, под - это приставка. Выделяем приставку.
Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередуюшейся гласной)
Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)
Итак, в слове четыре морфемы:
под-раст-а-ют
под- – приставка
-раст- – корень
-а- – суффикс
-ют – окончание
подраста - основа

(3) – морфологический разбор;
Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:
1. уметь определять начальную форму слов;
2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;
3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.
Порядок разбора имени прилагательного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода); Краткая или полная форма;
род ( в единственном числе); падеж, число.
III. Синтаксическая роль

(в) тёплых(3) (норах)
1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;
2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) – синтаксический разбор предложения.
При синтаксическом разборе надо:
1)охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;
2)по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;
3)по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);
4)охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное( есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
5)охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения:
распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).
6)указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.
7)подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
8)составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
На(предл.) лесных(прил.) тропинках(сущ) проваливается(глаг.) под(предл.) ногами(сущ.) снег(сущ.)(4).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).
Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение; проваливается ( где?) на тропинках – обстоятельство; тропинках ( каких?) лесных – определение.

Задание №3
Поставьте знак ударения в следующих словах. Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.
Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т

Задание №4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные:
1 Имя существительное
2 Глагол
3 Имя прилагательное
4 Местоимение
5 Имя числительное
6 Наречие
Служебные:
1 Предлог
2 Союз
3 Частица
Междометие
Алгоритм рассуждения:
1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод)
Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные.
2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали?
3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли
Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом)
Ответ: В(предл.) саду(сущ.) ветви(сущ.) яблонь(сущ.) гнулись(глаг.) до(предл.) земли(сущ.) под(предл.) тяжестью(сущ.) плодов(сущ.).

Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении.
В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.

Задание №5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.


Алгоритм рассуждения:
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.
Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением. Расставляем знаки препинания: Стёпа, как вы переправлялись на другой берег?
Второе предложение сложное, повествовательное. Расставляем знаки препинания:
Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку.
Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом. Расставляем знаки препинания: По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром.
Предложение №3 с прямой речью. Расставляем знаки препинания. «Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.
Ответ: №3
Составление схемы предложения: «П», – а.

Задание №6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.


Алгоритм рассуждения:
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.
Оля, покажи свою самую любимую открытку.
Внутри других предложений запятых нет.
Объяснение основания выбора предложения
Это простое предложение с обращением, которое стоит в начале предложения.

Задание №7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.


Алгоритм рассуждения:
Распознавание предложения и постановка знака препинания:
1. С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (упадет и рассыплется).
2. Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло.
Это сложное предложение. Первая основа - была гроза, вторая основа - дерево рухнуло. Перед союзом И ставится запятая.
3.Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (кружились и падали).
4.Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.
Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные члены (сосен и елей).
Ответ: № 2
Объяснение основания выбора предложения:
Это сложное предложение. Перед союзом И ставится запятая.
Можно начертить схему.

Задание №8
Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста.

Ответ.
Основная мысль текста выражена в последнем (15) предложении: «У дружбы великое множество путей…»
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание №9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Володя знает чайку, которая садится ему на плечо? Запишите ответ.

Ответ на этот вопрос мы найдем в 9 предложении: «Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления…»
Ответ: Мальчик не удивился, когда чайка села ему на плечо.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание №10.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.

Типы речи — это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи:
Повествование (сообщает о развивающемся действии, доносит определенную информацию во временной последовательности);
Описание (целью является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке);
Рассуждение (разъясняет, раскрывает определенные особенности, что-то доказывает или опровергает) Ответ: повествование.

Задание №11
В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ: удивление

Задание 12
В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.
Антонимы – это противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание.
Антоним находим в предложении №10 (10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома.
Ответ: мокрого





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПР. Демоверсии и варианты по русскому языку, истории, обществознанию
 
Яндекс.Метрика