Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анна Андреевна Ахматова
(1889 – 1966)
Юрий Анненков*. Анна Ахматова.
Из книги "Дневник моих встреч"

 Туманы, улицы, медные кони, триумфальные арки
подворотен, Ахматова, матросы и академики, Нева,
перила, безропотные хвосты у хлебных лавок, шальные
пули бесфонарных ночей – отлагаются в памяти пластом
прошлого, как любовь, как болезнь, как годы.

                                                               Б. Темирязев

Автопортрет,  написанный  Ахматовой,  с очень большим сходством, в 1913 году:

     На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.

        И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.

     И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.

        И бледный рот слегка разжат.
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.

    Я  встретился  впервые  с  Анной  Андреевной  в  Петербурге,  в подвале "Бродячей  Собаки",  в  конце 1913-го или в начале 1914-го года, после моего трехлетнего  пребывания  за  границей,  где мы, может быть, тоже видели друг друга,  не  зная  об  этом.  В предисловии ("Коротко о себе") к своей книге стихов (1961), Ахматова пишет: "Две  весны  (1910  и 1911) я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета".
    В  1911-м  году  я тоже жил в Париже и присутствовал, в огромном театре Шатле,  на  триумфальной  премьере  русского балета Александра Бенуа – Игоря Стравинского  – Михаила Фокина "Петрушка" и на других спектаклях Дягилевской труппы.
    На  следующей  странице  того  же  предисловия  говорится:  "Примерно с середины  двадцатых  годов  я  начала  очень усердно, и с большим интересом, заниматься архитектурой старого Петербурга".
    Это  было  также  и  моим увлечением, захватившим меня, когда я был еще подростком.  Сестра  моего  отца,  моя тетка, Анна Анненкова, вышла замуж за Николая  Воронихина  (личный  врач  императора  Александра  Третьего), внука Андрея  Никифоровича  Воронихина,  знаменитого русского зодчего, о котором я уже говорил в главе, посвященной Максиму Горькому. С детских лет я любовался в  квартире  Воронихиных  автопортретом  их  предка,  висевшим  на  стене  в просторной  зале, и его архитектурными рисунками. Уже в гимназические годы я любил  узнавать  на  улицах строения Бартоломео Растрелли, Доменико Трезини, Джиакомо  Гваренги,  Антонио  Ринальди,  Карло  Росси,  Валлэна  де  ля Мот, Андреаса  Шлютера,  Ричарда  де  Монферрана,  Тома  де  Томона,  Воронихина, Баженова, Стасова, Захарова... Петербургская классика.
    Вся поэзия Ахматовой напоена петербургским воздухом. Поэзия Петербурга. Понятие трудноопределимое. Но мы, петербуржцы, это отчетливо чувствуем.

        Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.

     Или:

        Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой, на Галерной
Наши тени навсегда.
.........................
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
(1913)

     Может быть, поэтому Георгий Иванов посвятил Ахматовой стихотворение:

            Петр в Голландии

     На грубой синеве крутые облака
И парусных снастей над ними лес узорный.
Стучит плетеный хлыст о кожу башмака.
Прищурен глаз. Другой прижат к трубе подзорной.

        Поодаль, в стороне – веселый ротозей.
Спешащий кауфер, гуляющая дама.
А книзу, у воды – таверна "Трех Друзей",
Где стекла пестрые с гербами Амстердама!

     Знакомы так и верфь, и кубок костяной
В руках сановника, принесшего напиток,
Что нужно ли читать по небу развитой
Меж труб и гениев колеблющийся свиток?

    Петербургские  ночи,  "Бродячая  Собака"  – ночной кабачок, расписанный Сергеем  Судейкиным  и посещаемый преимущественно литературно-художественной богемой.   Борису   Пронину,  основателю  "Бродячей  Собаки",  следовало  бы поставить памятник. Объединить в своем подвальчике, на Михайловской площади, всю  молодую  русскую  литературу  и, в особенности, русскую поэзию, в годы, предшествовавшие  первой мировой войне, было, конечно, не легко, и это нужно считать огромной заслугой.
    Я  помню,  как  Александр  Блок,  Андрей  Белый и Валерий Брюсов, вожди символизма,  читали там свою поэзию. Я помню, как впервые выступил там перед публикой  юный  Георгий  Иванов; как Николай Евреинов читал и мимировал свои сценические  миниатюры;  как  Велимир Хлебников мычащим голосом провозглашал "заумное"...  Николай  ГумилевВладимир Маяковский, Георгий Адамович, Осип Мандельштам,  Бенедикт  Лившиц,  Владимир  Пяст,  Михаил  Кузмин, Константин Олимпов,  Игорь Северянин, Сергей Есенин, Федор Сологуб, Василий Каменский, даже – Маринетти, даже Эмиль Верхарн...
    Анна  Ахматова,  застенчивая  и элегантно-небрежная красавица, со своей "незавитой  челкой", прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов,  –  читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого,  кто  владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими  располагала  Ахматова. Пожалуй – Владимир Маяковский. Но если чтение Ахматовой,  полное  затушеванной  напевности  ее тихого голоса, было чтением "под сурдинку", то Маяковский скандировал свои поэмы "во весь голос", как он  озаглавил  одну  из  самых  последних  своих  вещей, написанную незадолго до самоубийства.  Стихи  Маяковского  тоже  нужно  было  не только читать, но и слушать в исполнении автора. Когда он читал свою поэзию с эстрады или просто в  моей  комнате,  то  можно  было  подумать, что слышишь ритмический грохот заводских машин.
    Одно  из  первых  стихотворений Ахматовой, услышанное мной в ее чтении, относилось  к  Пушкину  и  к  Царскому  Селу, где она провела свое детство и юность:

     Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных, глухих берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

     Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

     Тогда  же  (а может быть, несколько позже) Ахматова прочла, или напевно прошептала, стихотворение "Вечером":

     ...Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Как непохожи на объятья
Прикосновенья этих рук...

        ...А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса:
Ты в первый раз одна с любимым.

  Эти строфы говорят о Гумилеве.
     И  потом  –  еще  одно восьмистишие, посвященное Н.Гумилеву, ее мужу, и написанное в 1912-м году:

        В ремешках пенал и книги были,
Возвращался я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок,
А на жизнь мою, лучом нетленным,
Грусть легла, и голос мой незвонок.

     Грусть   была,  действительно,  наиболее  характерным  выражением  лица Ахматовой.  Даже – когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно  красивым.  Всякий  раз,  когда  я  видел  ее, слушал ее чтение или разговаривал  с  нею,  я  не  мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии.

     В   "Бродячей   Собаке"   Ахматова   прочитала  однажды  стихотворение, посвященное Александру Блоку (1914 г.):

     Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень; в воскресенье;
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз...

        ...Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

     У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

    Я  вспомнил  это  стихотворение  потому,  что я тоже был у Блока в этом доме,  "у  морских  ворот  Невы",  в  просторной  комнате,  которая навсегда запомнилась.
    Приблизительно   в  то  же  время  (декабрь  1913  г.)  А.Блок  написал стихотворение:

            Анне Ахматовой

     "Красота страшна", Вам скажут –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.

     "Красота проста", Вам скажут –
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан – на полу.

     Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащий,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:

     "Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, что жизнь страшна".

    Обмен монологами между двумя крупнейшими поэтами нашей эпохи.
В  1916-м  году  Ахматова  послала  Блоку одну из своих новых поэм – "У самого моря" – и получила в ответ следующее письмо:
    "Многоуважаемая  Анна  Андреевна, хоть мне и очень плохо, ибо я окружен болезнями  и  заботами,  все-таки  мне приятно Вам ответить на посылку Вашей поэмы.  Во-первых,  поэму  ужасно  хвалили разные люди и по разным причинам, хвалили  так,  что  я  вовсе перестал в нее верить. Во-вторых, много я видел сборников стихов авторов ИЗВЕСТНЫХ и НЕИЗВЕСТНЫХ: всегда почти – посмотришь, видишь,  что, должно быть, очень хорошо пишут, а мне все не нужно, и скучно, так что начинаешь думать, что стихов вообще больше писать не надо; следующая стадия,  –   что  стихов  я  не люблю; следующая – что стихи, вообще, занятие праздное;  дальше  –  начинаешь  уже  всем об этом говорить громко. Не знаю, испытали  ли  Вы  такие  чувства;  если да – то знаете, сколько во всем этом больного, лишнего груза.
    Прочтя  Вашу  поэму, я опять почувствовал, что стихи я все равно люблю, что они – не пустяк, и много такого отрадного, светлого, как сама поэма. Все это  – несмотря на то, что я никогда не перейду через Ваши вовсе не знала, у САМОГО моря, САМЫЙ нежный, САМЫЙ кроткий (в ЧЕТКАХ), постоянные СОВСЕМ (это, вообще  не  Ваше, общеженское, всем женщинам этого не прощу). Тоже СЮЖЕТ; не надо  мертвого  жениха, не надо кукол, не надо ЭКЗОТИКИ, не надо уравнений с десятью  неизвестными; надо еще жестче, неприглядней, больней. – Но все это пустяки, поэма настоящая и Вы – настоящая.
Преданный Вам Ал.Блок".

     Пять  лет  спустя,  по  поводу  выхода в свет второго издания "У самого моря" ("Алконост", Петербург, 1921) поэтесса Мариэтта Шагинян писала (январь 1922):
    "Разлука  с  книгой,  –  как с человеком, – испытание. После нее или не узнаешь  вовсе,  или видишь, что в забытьи – никогда ничего не забывалось, а только  врастало  в  память, входило без имени в судьбу, в развитие вкуса, в язык, даже в веру...
    Такая  вечно-незабываемая,  и  в  забытьи  животворящая,  книга – поэма Ахматовой  "У  самого  моря".  Сейчас,  когда старые издания исчезли, многие (особенно  нынешний,  недавно  подросший  читатель)  и  вовсе не читали этой поэмы. Для них она будет открытием; для нас – откровением.
    Разве  не  откровение  то, что образы и ритм этой вещи, вначале таившие для  нас  острое, главным образом ЭСТЭТИЧЕСКОЕ очарование, нынче стали вдруг простыми  и  насущными, как произведения классические? Все в них сгустилось, опростилось,  вошло  в  обращение,  стало  элементом  речи. Ритм, казавшийся изломанным,  обнаружил  глубочайшее  сродство  с  русскою  народною  песней.
    Образы,  простота  которых в ту пору казалась изысканной (именно изысканной, задуманной),  нынче  воистину становятся простотою, рисунком верным и вечным по своей абсолютной правде...
    Вся  поэма  кажется  вам  чудеснейшей  раковиной, полной шуму от моря и ветра  (и от прилива крови к голове), совсем так, как если бы вы приложили к уху настоящую раковину...

    Изысканная  петербурженка,  питомица  когда-то  модного акмеизма, такая модная   и   сама,  она  таит  под  этой  личиною  чудеснейшую,  простейшую, простонародную  лирику,  воистину  простонародную  и  вечную  именно  в этом неувядаемом, подпочвенном ее естестве...
     Это – не исследование, а только любовная встреча с книгой, – ставшей  для  меня, сквозь испытание пятилетней разлуки, – неисчерпаемо нужной и близкой.
     Из  всех,  ныне  живущих  русских  поэтов, Анна Ахматова – самый нужный русский  поэт. Мы умеем любить ушедших. ЕСЛИ БЫ НАУЧИЛИСЬ МЫ БЕРЕЧЬ И ЛЮБИТЬ ЖИВУЩИХ!"

     Воспоминаниям  об  Александре Блоке Ахматова осталась верна до сих пор. Так,  в  1944-1960  годах  (то есть, через 23-39 лет после смерти поэта) она посвятила ему три стихотворения:

1

     ...Там все теперь сияет, все в росе,
И небо забирается высоко,
И помнит Рогачевское шоссе
Разбойный посвист молодого Блока.

2

     ...И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи и охи,
Тебе улыбнется презрительно Блок –
Трагический тенор эпохи.

3

     Он прав – опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит...

     Ахматова   написала  свое  первое  стихотворение,  по  ее  собственному признанию,  в  одиннадцатилетнем  возрасте,  в 1900 году. Печататься стала в 1911-м  году. Через год вышел первый сборник ее стихов "Вечер", принесший ей заслуженную  известность.  Следующий  сборник "Четки" сделал ее славу равной славе  Блока,  и  с  этого  года (1914) сборники стихов Ахматовой постепенно становятся    настольными    книгами   целого   поколения.   "Белая   стая", "Подорожник", "Anno Domini".
    О  сборнике  "Anno  Domini", вышедшем в 1922-м году (изд. "Петрополис", Петербург), замечательно отозвался Виктор Шкловский.
    "Это  как  будто  отрывки  из дневника, – писал он. – Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи. Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну. Нельзя разлучать этих стихов. В  искусстве  рассказывает  человек про себя, и страшно это, не потому, что страшен человек, а страшно открытие человека... Нет стыда у искусства... Почему же поэты могут не стыдиться? Потому, что их дневник, их исповеди превращены в стихи... Человеческая судьба стала художественным приемом. Приемом. Да, приемом.
     Это я сейчас перерезаю и перевязываю пуповину рожденного искусства.
И говорю:
Ты живешь отдельно.
ПРОСЛАВИМ ОТОРВАННОСТЬ ИСКУССТВА ОТ ЖИЗНИ, прославим смелость и мудрость поэтов, знающих, что ЖИЗНЬ, ПЕРЕХОДЯЩАЯ В СТИХИ, УЖЕ НЕ ЖИЗНЬ.
Она входит туда по другому отбору.
Так крест распятия был уже не деревом...
Свобода  поэзии,  отличность понятий, входящих в нее, от тех же понятий до претворения – вот разгадка лирики.
    Вот  почему  прекрасна прекрасная книга Анны Ахматовой и позорна была и будет  работа  критиков  всех  времен и народов, разламывающих и разнимающих стихи поэта на признания и свидетельства".

    Юный Георгий Иванов – о "Подорожнике" (1921):
    "Новая  книга  "Подорожник"  Анны Ахматовой есть как бы антология всего творчества  поэта...  Вряд  ли  я  ошибусь, предположив, что в "Подорожнике" собраны  стихи,  не  вошедшие  в  предыдущие  сборники, благодаря чрезмерной строгости  поэта  к  самому  себе, – чрезмерной, так как и среди собранных в ПОДОРОЖНИКЕ  есть  целый  ряд  превосходных, которые всеми ценителями поэзии прочтутся с волнением и радостью. Вот одно из них:

     Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.

     Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит.

     Ахматова  принадлежит  к  числу  тех  немногих  поэтов,  каждая строчка которых  есть драгоценность. "Подорожник"... – это прекрасная и живая книга, которая не только прочтется, но будет неоднократно перечитываться".

    Георгий  Иванов  был прав. Сколько раз я перечитывал "Подорожник", как, впрочем,  и  другие  книги  Ахматовой?  А  детский  шепот  о  сыче  и  Мурке (записанный поэтессой еще в 1914-м году) давным-давно запомнил наизусть.

    Печальная  красавица,  казавшаяся  скромной  отшельницей,  наряженной в модное  платье  светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных  наброска:  один  –  пером,  другой – в красках, гуашью. Ахматова позировала  мне  с  примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время  сеанса  мы  говорили,  вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском,  о  каком-нибудь  ни-о-чем.  Портрет,  сделанный  пером,  был сначала  воспроизведен в книге моих портретов (изд. "Петрополис", Петербург, 1922),  затем, в 1923-м году – во втором издании "Anno Domini". После этого, в  течение  многих  лет,  он  воспроизводился  во Франции, Германии, Италии, Соединенных  Штатах  Америки,  Аргентине и в других странах. Об этом рисунке Евг.Замятин писал:
     "Портрет  Ахматовой   – или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они, как ключ  в  музыкальной  пьесе:  поставлен  этот  ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне".
     Оригинал  этого  рисунка принадлежит Я.Н.Блоху, основателю издательства "Петрополис". Второй красочный портрет был впервые воспроизведен во Франции, в  1962-м  году,  в  журнале "Возрождение". Этот портрет до сих пор висит в Париже, в моем рабочем кабинете.
     А.Блоком  и Г.Ивановым не исчерпывается список поэтов, посвятивших свои произведения   Ахматовой.   Н.Гумилев   посвятил   ей   целый  сборник.  Вот стихотворение Марины Цветаевой:

          Ахматовой

     Чем полосынька твоя
Нынче выжнется?
Чернокосынька моя!
Чернокнижница!..
...Не загладить тех могил
Слезой, славою.
Один заживо ходил –
Как удавленный.

     Другой к стеночке пошел
Искать прибыли.
(И гордец же был, сокол!)
Разом выбыли.
Высоко твои братья!
Не докличешься!
Яснооконька моя,
Чернокнижница!..

И еще – цветаевский отрывок из стихов "К Ахматовой":

     ...Но вал моей гордыни польской –
Как пал он! – С златозарных гор
Мои стихи – как добровольцы
К тебе стекались под шатер.

     Следя полночные наезды
Бдил добровольческий табун,
Пока беседовали звезды
С Единодержицею струн.

     Этот отрывок уже похож на культ...

     Несмотря  на  свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, поэзия  Ахматовой,  верной  своим чувствам, оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась  гипнотическая  сила ее стихов, благодаря чему строфы Ахматовой, услышанные  или  прочитанные  всего  один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время.
     Те  же  непосредственность, простота, порой – застенчивая шутливость (с грустной  улыбкой)  и  полное  отсутствие  претенциозности  Ахматовой всегда удивляли меня при встречах и беседах с ней.

     В начале двадцатых годов Ахматова жила некоторое время в одной квартире со своей давней подругой, Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной, о которой я  упоминал  в  главе  об  Александре  Блоке. Мне известны два стихотворения Ахматовой, посвященные Оленьке Судейкиной:

               Голос памяти

     Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?

     Чайку ли на синей скатерти воды,
Или флорентийские сады?..

     Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?..

                       (1913, сборник "Четки").

 Второе стихотворение – без названия:

О.А.Г.С.

     Пророчишь, горькая, и руки уронила,
Прилипла прядь волос к бескровному челу,
И улыбаешься – о, не одну пчелу
Румяная улыбка соблазнила
И бабочку смутила не одну...

                        (1921, сборник "Anno Domini").

<...>  В  сталинский период, в тридцатых годах, Ахматова, подобно Пастернаку и ряду  других художников пера, вынуждена была, как поэт, умолкнуть и заняться другими  вещами.  Но  в  так называемые "патриотические" годы второй мировой войны,    прозванной    "отечественной",    восстановившей    (по    приказу коммунистического  интернационала) военные чины, погоны, эполеты, народившая маршалов  и  вернувшая  к  жизни  раздавленный  термин  "Родина",  – поэзия Ахматовой  вновь  зазвучала.  По  окончании  войны,  в первых числах августа 1946-го  года, приезжали в Париж Илья Эренбург и Константин Симонов. Русские писатели,  жившие в Париже, устроили для советских гостей дружеский прием, в квартире  Аркадия  Руманова.  Встречи  с  советскими  приезжими  меня всегда интересуют,  и  я  тоже пришел на этот вечер. Говоря о литературной жизни в Советском  Союзе,  Эренбург  рассказал,  между  прочим, о первом выступлении Ахматовой после ее возрождения. Это произошло в Москве, в Колонном зале Дома Союзов  (где,  в  1924  году,  состоялись  траурные  церемонии  вокруг трупа Ленина). Когда Ахматова появилась на эстраде, то все присутствовавшие в зале (их  было  около  трех  тысяч  человек)  встали  и  стоя  прослушали  все ее стихотворения,  после  чего  бурным  аплодисментам  не  было конца. Эренбург рассказывал  об  этом  весьма  торжественно,  желая показать "либеральность" советского режима.

    

    В  поздний  час,  уходя  с  нашего  приема,  Эренбург  и  я  условились встретиться  через  два  дня  в  его  отеле,  на  улице  Бак.  По случайному совпадению,  накануне  этой  встречи,  я прочел в какой-то советской газете (вероятно  – в  "Правде")  извещение о том, что поэзия Ахматовой была снова резко  осуждена  постановлением ЦК ВКП(б) от 14-го августа, вновь прекращена печатанием и что Ахматова исключена из Союза писателей СССР.<...>

Я  покинул Советский Союз летом 1924-го года, семь месяцев спустя после смерти  Ленина,  и  с  тех  пор  не  встречал  Анну  Андреевну  Ахматову, не переставая,  однако,  читать  все  ее  вещи,  которым удавалось проникнуть в печать.  И  вот, в последних числах июня 1961-го года, то есть – в пятилетие хрущевской  "десталинизации",  я  получил  из  Москвы  только что вышедший в Государственном Издательстве Художественной Литературы сборник стихотворений Анны  Ахматовой,  от  1909-го  до 1960-го года. Благоговейно раскрыв его, я увидел на титульном листе следующую надпись, сделанную пером, от руки:    

                      Милому
Юрию Павловичу Анненкову, дружески Ахматова.
Москва, 20 июня 1961 г.

Мне  не  стыдно  теперь признаться: прочитав эти строки, я, несмотря на мой возраст, не мог удержать слез. В   качестве  фронтисписа,  в  книге  помещен  фотографический  портрет Ахматовой,  снятый  в  сороковых  годах, когда Ахматова уже вступала в пятое десятилетие  своей  жизни.  Но этот снимок оказался до странности похожим на мой гуашный портрет: тот же взгляд, та же "незавитая челка", прикрывшая лоб, тот же поворот лица, то же скромное декольте. Этот томик – одна из моих самых незаменимых драгоценностей.

    В конце уже упомянутого предисловия "Коротко о себе" Ахматова пишет: "Читатель этой книги увидит, что я не переставала писать стихи". Читатель,  знающий  Ахматову,  никогда  в этом не сомневался. Он жалеет только,  что  в новой книге, носящей ретроспективный характер (1909 – 1960), нет  ни  одного  стихотворения,  написанного в 1923, 1925, 1926, 1928, 1930, 1932,  1933,  1935,  1937  и  1938 годах. Затем – снова пустыня: 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1953, 1954, 1955 годы.  Читатель  жалеет  также, что 1927, 1929, 1931, 1934, 1939, 1956 и 1957 годы принесли ему в этой книге всего  по одному стихотворению.  Читатель  выражает  надежду,  что в ближайшем будущем поэзия Ахматовой этих "стертых" лет станет, наконец, для него доступной. Впрочем,  очень  немногочисленные строки, написанные в эти годы, сумели появиться   в   сборнике   Ахматовой   "Реквием",  выпущенном  Товариществом Зарубежных Писателей (Мюнхен, 1963). Для меня – "Реквием" А.Ахматовой – возрождение ее укрытой поэзии.

    5  июня 1965 года на мою долю выпал счастливый случай присутствовать, в амфитеатре Оксфордского университета, на торжественной церемонии присуждения Анне  Ахматовой  звания  доктора  honoris  causa.  Кроме Ахматовой, таким же дипломом  были  одновременно  награждены  английский  поэт  Сигфрид Бассин, английский  прозаик  Жофрей  Кейнс  и  итальянский  профессор,  флорентинец Джианфранко Контини, специалист по Данте. Трудно сказать, кого было больше среди переполнившей зал публики: людей зрелого возраста или молодежи, в большинстве, вероятно, студенческой. Появление  Ахматовой,  облаченной  в  классическую  "докторскую"  тогу, вызвало  единодушные  аплодисменты,  превратившиеся в подлинную овацию после официального доклада о заслугах русской поэтессы. Часа  через  два после этого события, в моей отдельной комнате раздался телефонный  звонок:  говорил  по-русски  женский  голос  от имени Ахматовой. Узнав,  что  я  нахожусь  в  Оксфорде, Ахматова просила меня возможно скорее приехать к ней. Я не замедлил исполнить ее желание.
    –  Страшно подумать: почти полных полвека! – сказала Ахматова, протянув мне свою руку.
    Наша  беседа  длилась более двух часов. Воспоминание, вопросы, разговор обо  всем.  Ахматова  сказала  мне,  что  она  получала все мои письма и что советские  туристы,  бывавшие в Париже и видевшие меня, всегда передавали ей мои  приветы.  Меня  чрезвычайно тронуло, что Ахматова вспомнила даже о том, как  в  1921  году  она  позировала  мне  в  моей  квартире, сказав, что это происходило  в  яркий, солнечный июльский день, и что она была одета в очень красивое синее шелковое платье.
     Но  еще  более  меня  тронуло  нечто  совершенно  неожиданное: Ахматова привезла  с  собой  в  Оксфорд  и  подарила мне одну страшно ценную для меня фотографию,  относящуюся к первым дням войны 1914 года. В один из этих дней, зная,  что по Невскому проспекту будут идти мобилизованные, Корней Чуковский и я решили пойти на эту улицу. Там, совершенно случайно, с нами встретился и  присоединился  к  нам  Осип  Мандельштам,  о  котором  Ахматова написала замечательную  статью  в  нью-йоркском журнале "Воздушные Пути". Когда  стали  проходить  мобилизованные, еще не в военной форме, с тюками на плечах,  то  вдруг  из  их  рядов вышел, тоже с тюком, и подбежал к нам поэт Бенедикт  Лившиц. Мы  обнимали  его,  жали  ему  руки,  когда к нам подошел незнакомый фотограф и попросил разрешение снять нас. Мы взяли друг друга под руки и были так вчетвером сфотографированы...

  Ахматова   приехала   в  Оксфорд  в  сопровождении  очень  симпатичной, молоденькой  Ани  Каминской,  внучки  Николая  Пунина,  известного  русского искусствоведа, теоретика и защитника авангардных форм художественных исканий в  первые  годы революции, с которым я был в товарищеских отношениях. Второй спутницей  была  американская  студентка,  проживающая в Англии, Аманда Чейс Айгт,  изучающая  русский  язык  и  уже неплохо говорящая на нем. Теперь она готовит книгу о поэзии Ахматовой.
     Я  виделся с Ахматовой в Оксфорде три раза. Само собой разумеется, наши разговоры  сводились  главным образом к взаимным расспросам о литературе, об изобразительном искусстве, о музыке, о театре – в СССР и за рубежом, а также – о наших общих друзьях, живущих там и живущих здесь.
     Мы  расстались очень дружески, и я вернулся в Париж 8 июня. Но 17 июня, неожиданно,  Анна Ахматова тоже приехала в Париж, где пробыла четыре дня. По случайному совпадению она поселилась в отеле "Наполеон", на авеню Фриэдланд, около площади Этуаль, отеле, управляемом Иваном Сергеевичем Маковским, сыном Сергея   Константиновича   Маковского,   поэта   и   основателя  знаменитого художественно-литературного  журнала  "Аполлон",  где были напечатаны ранние стихотворения  Ахматовой,  о  чем  я  подробнее  говорю в главе, посвященной С.Маковскому. Иван Маковский, узнав, что в его отеле остановилась Ахматова, послал в ее комнату огромный букет цветов.
     Встретившись  в  этом  отеле,  мы  заговорили о наших далеких парижских воспоминаниях,  о балетах Дягилева и, конечно, о художнике Амедео Модильяни, сделавшем  с  Ахматовой  несколько  портретных  набросков  в  1911 году, и о котором  она тоже интересно рассказала в журнале "Воздушные Пути". Затем – о монпарнасских  кофейнях, о ночных кабачках Монмартра и Латинского квартала, но  вскоре,  незаметно,  оказались  на  Михайловской площади в Петербурге, в "Бродячей Собаке" Пронина. Там Ахматова поведала мне, что название питерской улицы,  на  которой  я  жил и где Ахматова мне позировала – Кирочная улица – было, в месяцы осады Петербурга гитлеровской армией, заменено другим именем, потому  что слово "Кирочная" происходит от немецкого слова Kirche (церковь). На этой улице, действительно находилась немецкая церковь, при немецкой школе (Annen-schule)...
     Я  пригласил  Ахматову приехать ко мне к обеду на следующий день с Аней Каминской  и  с  американской  студенткой.  Ахматова сразу же согласилась, и суббота  19  июня  останется  для меня одним из незабываемых дней. В рабочем кабинете  и  в  библиотеке, на стенах – мои портреты Бориса Пильняка, Исаака Бабеля,  Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Казимира Малевича, Алексея Толстого,  Никиты Балиева, Леонида Андреева (1911 г.), Валерия Инкижинова, а также  – гуашный портрет Ахматовой, знакомый ей лишь по фотографиям, так как он был закончен мною уже в Париже.
     –  Мне кажется, что я вернулась в мою молодость, – прошептала Ахматова, оглядываясь на эти рисунки.
     – Мне тоже, потому что ВЫ здесь, – ответил я...

     21  июня,  в  11  часов  утра, Ахматова и Каминская уезжали в Москву, с Северного  вокзала.  Я  приехал  туда  проводить  их, Аня и Аманда сидели на перроне,  что-то  записывая друг другу. Я встретил там же художника Димитрия Бушена, Сергея Эрнста и приехавшую из Америки Нину Берберову, с которой я не виделся уже многие годы.
    Анна  Ахматова  была  уже  в  купе  спального вагона Париж–Москва. Она сказала  мне, что утром, вследствие усталости и сильных душевных волнений, у нее  начались боли в груди и что ей пришлось принять специальные пилюли, но что теперь все уладилось и она чувствует себя хорошо. Я спросил, какое у нее осталось  впечатление  от этого почти трехнедельного пребывания за границей? Ахматова  сказала, что она никак не ожидала такого радушного, такого теплого приема  со стороны всех, кого она встретила и с кем ей удалось беседовать, и что она никогда не забудет этого путешествия. Мы трижды поцеловались.
    Когда  поезд  тронулся,  Ахматова  и Аня, стоя у открытого окна вагона, очень ласково махали нам руками до тех пор, пока вагон не скрылся.

Источник:  Дневник моих встреч : Цикл трагедий: В 2 т. / Ю. П. Анненков. – Ленинград : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1991 .

Юрий Павлович Анненков (1889 – 1974) – русский и французский живописец и график, художник театра и кино, представитель русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним – Борис Темирязев.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 

Санкт-Петербург    © 2013-2017     Недорезова  М.,  Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz