Биография А.П.Чехова
Литература для школьников
 
 Главная
 Чехов А.П.
 
А.П.Чехов. Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Антон Павлович Чехов
(1860 – 1904)
Жизнь и творчество

Максим Горький писал Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю». Другой почитатель таланта Чехова – художник Илья Репин писал ему о рассказе «Палата № 6»: «Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа вырастает в конце такая глубокая и колоссальная идея человечества. Какой Вы силач!»

Многие рассказы Чехова занимают 2 – 3 страницы. Нужно было обладать особенным даром наблюдательности и тончайшим мастерством, чтобы уметь так кратко и просто, изображая явления жизни и обыкновенных людей, передать глубокое содержание и доставить высокое художественное наслаждение.

Чехов – гениальный юморист. Больше всего смешных рассказов написал он в молодости, будучи студентом. Подписывал он их псевдонимом – Антоша Чехонте. Сколько ни перечитываешь такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Экзамен на чин», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник» и многие другие, всегда смешно и... немного грустно. Автор высмеивал все дурное, мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых. Но больше всего Чехов ненавидел пошлость и обывательское равнодушие к людям. Подчас пошляки и обыватели способны отравить жизнь целому городу. Таков учитель греческого языка Беликов из рассказа «Человек в футляре». Увидел он девушку на велосипеде – и возмутился: неприлично. Услышал громкий смех и шутки – возмутился: нарушение порядка. Он боялся всякого свежего слова, самостоятельной мысли, всего нового. Любимое его выражение – «Как бы чего не вышло». Но Беликов не только смешон – он опасен. Его трусливой осторожности боялись учителя и даже директор. На таких, как Беликов, держался царский режим. Так смешное у Чехова переходило в обличительное; так искусство комического у Чехова служило важным общественным целям.

Антон Павлович Чехов родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге в семье мелкого торговца. У Антоши было четверо братьев и сестра. Отец его, Павел Егорович, суровый и религиозный человек, заставлял детей петь в церковном хоре, за детские шалости строго наказывал. В 1868 г. Антон Чехов поступил в Таганрогскую гимназию. В 1873 г., будучи гимназистом, он одновременно обучался в ремесленном классе Таганрогского уездного училища портняжному делу.

В 1875 г. старшие братья переехали в Москву, стали студентами. Вскоре после этого Павел Егорович разорился, и в Москву перебралась вся семья Чеховых, за исключением Антоши.

Шестнадцатилетний Антоша оставался в Таганроге, чтобы окончить гимназию. Он зарабатывал на жизнь частными уроками и помогал родителям, которые жили теперь в большой нужде. Уже в эти годы проявился его писательский талант: Чехов участвовал в рукописном гимназическом журнале, сочинял юмористические пьесы для любительских спектаклей. Окончив гимназию, Чехов в 1879 г. переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884 г. он получил звание лекаря и стал заниматься врачебной деятельностью. Еще в студенческие годы он много печатался в юмористических журналах. Чехова волновали нравственные и эстетиче­ские вопросы.

В одном из писем, упрекая брата Николая в невоспитанности, он перечисляет признаки воспитанных людей: 4-й пункт – «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...» Чехов воспитал в себе и стремился вызвать у своих читателей отвращение к любым проявлениям лжи, пошлости, позерства. Не случайно излюбленное выражение одного из персонажей повести «Моя жизнь» – «Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу».

В 1890 г., уже будучи знаменитым писателем, Антон Павлович совершил тяжелое и длительное путешествие на остров Сахалин – место каторги и ссылки в царской России. Сам он в это время был болен туберкулезом. Именно во время переезда и на Сахалине Чехов особенно остро почувствовал тяготы самодержавного строя, бездушие царских чиновников, тюремную духоту тогдашней русской жизни. Свою поездку он описал в книге «Остров Сахалин», вышедшей в 1895 г.

По возвращении с Сахалина Чехов написал «Палату № 6». В. И. Ленин так говорил об этом произведении своей сестре Анне Ильиничне: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».

В 1892 г. Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. В усадьбе, где жил писатель, сейчас находится музей. В связи с переездом в деревню Чехов писал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литера­тор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке...» (М. Дмитровка – улица в Москве; теперь улица Чехова.)

В 90-е годы Чехов увлекался общественной деятельностью. В 1892 г. из-за неурожая в России был голод, Чехов выезжал в голодающие губернии для оказания помощи в сборе средств, в организации столовых. В 1892–1893 гг. он работал участковым врачом во время эпидемии холеры. В 1897 г. Антон Павлович участвовал во всеобщей переписи населения. Он построил на свои средства несколько школ для крестьянских детей в селах Московской губернии, создал в Таганроге городскую библиотеку и до конца жизни снабжал ее книгами. Деятельное участие в общественной жизни, общение с народом дали писателю неисчерпаемый материал для его произведений, познакомили с жизнью самых различных слоев населения города и деревни. Жизнь эта была безрадостной, и поэтому в рассказах и пьесах Чехова юмор часто сочетается с грустью. Эпоха, в которую жил и писал Чехов, была безрадостной. Преследовалось всякое свободомыслие. И Чехов, высмеивая трусость, равнодушие, мещанские интересы, стремление спрятаться в свою нору, призывал русское общество к целеустремленности, активной деятельности, к труду на благо народа.

В рассказах и пьесах Чехова показаны не только пошляки и обыватели. Лучшие герои его произведений мечтают о счастье народа, о красоте, о творческом труде. Поиски правды и стремление к полезному творческому труду воодушевляют обаятельных сестер из пьесы «Три сестры», и Надю из рассказа «Невеста», и Аню из «Вишневого сада».

В 1899 г. Чехов переселился в Ялту. В это время пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры») с огромным успехом шли в Московском Художественном театре. Несмотря на отсутствие в чеховских пьесах ярких событий и острой интриги, они увлекают тонкостью изображения настроений, глубоких чувств, мыслей о жизни. МХАТ сумел передать особую, лирическую поэтичность драматургии Чехова. В 1903 г. А. П. Чехов закончил пьесу «Вишневый сад». Это его предсмертное гениальное создание, где смело сочетается комедия – «местами даже фарс», как писал Антон Павлович о пьесе, – с нежной и тонкой лирикой.

«Прощай, старая жизнь!» – в этих словах Ани, прозвучавших в финале «Вишневого сада», и заключен пафос пьесы. В отличие от героев «Дяди Вани» и «Трех сестер» Аня из «Вишневого сада» нашла тот путь, к которому звал своих героев Чехов.

Летом 1904 г. здоровье писателя ухудшилось и он выехал для лечения в Германию. На немецком курорте Баденвейлер 2 июля 1904 г. Чехов умер. Тело писателя перевезли на родину. 9 июля на Новодевичьем кладбище в Москве состоялись похороны А. П. Чехова.

Прошло много лет со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают достав­лять читателям художественное наслаждение; они заставляют глубоко задумываться и искать ответы на вопросы, которые ставит жизнь. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Сельские эскулапы», «Шведская спичка», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Медведь», «Маска», «Свадьба», «Попрыгунья», «Невеста», «Дама с собачкой» и др. Его пьесы не сходят со сцены многих стран мира.

Источник: Детская энциклопедия. Том 11. Язык и литература. – М.: Просвещение, 1968, стр. 314–316.
 
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П.Чехова
на сайте "К уроку литературы"   >>>



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика