Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816)
Дом Державина на Фонтанке
Фрагмент из книги В.Ходасевича* "Державин"

Просторный квадратный двор державинского владения на Фонтанке был обнесен колоннадой. За колоннами справа и слева двухэтажные флигеля шли в глубину двора, где примыкали они к двухэтажному дому с аллегорическими фигурами на фронтоне. Со двора и с улицы казался дом невелик, да таков он и был, когда купили его, лет двадцать тому назад, при жизни Екатерины Яковлевны[1]. В ту пору высился он довольно одиноко на обширном участке принадлежащей к нему земли. Однако ж, на этой земле Даша[2] сумела хозяйничать не хуже, чем хозяйничала в деревне. Ее заботами и трудами воздвиглись сначала упомянутые два флигеля, а после и самый дом разросся в несколько раз. Два узких, длинных его крыла раскинулись вправо и влево, образуя за флигелями два боковых двора, где опять-таки появились строения, занятые людскими и службами. Затратить сразу большую сумму никак было невозможно. Поэтому делалось все без плана, в разное время, по мере возможности и смотря по надобности. Только в 1809 г. постройки были закончены и оказались немного разбросаны. Зато представляли собой целую усадьбу. Тут были конюшни, коровник, птичник, каретные и другие сараи, навесы для дров, сеновалы, ледники, кухни, прачечные и даже, наконец, небольшая бойня.

Не считая кухонь, сеней, передних, лестниц, коридоров и тому подобного, в доме и флигелях имелось до шестидесяти жилых комнат, так что часть флигелей (небольшую впрочем) Даша сдавала внаймы. В большей же части жили ее многочисленные родственники.

В левом крыле барского дома, внизу, помещалась очень большая столовая; рядом с нею – буфет и три запасные комнаты для гостей. Правое крыло было занято двусветною залой, миновав которую попадали в домашний театр с несколькими рядами кресел и ложами по бокам. Еще несколько комнат было расположено позади сцены. В средней же части дома, той, что существовала уже при Пленире[3], находились только швейцарская, официантская, диванная, аванзала, прежде служившая залой, ныне же примыкавшая к новой, двусветной зале, а также круглая гостиная. Здесь висел огромный портрет Державина, жестко, но выразительно писанный итальянцем Тончи[4], художником, музыкантом, поэтом, безбожником и красавцем, одним из тех фантастических иностранцев, которых немало в XVIII веке заносили в Россию судьба и любовь к приключениям. Поэт был изображен во весь рост, в медвежьей шубе и меховой шапке, среди снегов, освещенных северною зарей; сзади, со снежных скал, низвергается водопад. Внизу латинская подпись, сочиненная самим живописцем:

Justicia in ecopulo, rutilo mens delphica in ortu Fingitur, in alba corque fidesque nive[1].

Три стеклянные двери вели из гостиной на широкую полукруглую лестницу, по которой спускались в сад, раскинутый позади всего дома. Он украшен был лишь недавно – на деньги, вырученные от продажи "Анакреонтических песен".

В верхнем этаже сохранился от прежних времен серпяный диванчик, где некогда тень Плениры явилась Державину, где и поныне стоял ее бюст, рядом с бюстом Державина. Справа к диванчику примыкала гостиная, слева столовая, тоже в том виде, как при Екатерине Яковлевне. Далее шли: буфетная, кафешенкская, девичья. Еще в средней части верхнего этажа помещались: биллиардная (как раз над нижнею аванзалой), спальня, маленький Дашин кабинет и кабинет Державина – с венецианским окном, приходившимся в середине фасада, прямо против ворот. Посреди кабинета стоял большой письменный стол, в стороне – конторка, за которою Державин большею частию и работал. У стены высился диван, гораздо выше и шире обыкновенных, со ступеньками от полу, с полкою наверху и с двумя шкапиками по бокам. В шкапиках были ящики для хранения рукописей. На диване валялась аспидная доска с привязанным грифелем. Порою Державин ею пользовался, набрасывая стихи.

Верхний этаж правого крыла был занят вторыми светами залы и театра. За ними шли комнаты для прислуги. Камердинер Кондратий жил здесь. Из кабинетика Даши полукруглый коридор вел в верхний этаж бокового флигеля, в комнаты доктора, управляющего, секретаря Аврамова и в квартиры родственников. Население этих квартир все время менялось. В разные годы тут жили Бакунины, Ниловы, Львовы, Дьяковы, Ярцевы. Отсюда выходили замуж, женились, разлетались по свету и вновь сюда возвращались. Здесь всегда было шумно и весело. Шум и веселье заносились и в большой дом.

Содержание такого громоздкого хозяйства обходилось не дешево. Державины тратили в год тысяч до семидесяти, которые Даша умела выколотить из имений. Но Державину был по душе усадебный уклад жизни, который и в Петербурге напоминал ему Званку[6]. Зиму и лето он вставал часов в пять или в шесть утра. По утрам пил чай (кофею не любил), часа в два обедал, а в десять ужинал. Его здоровье портилось. На людях он держался бодро, даже несколько суетливо, увлекался в беседах до чрезвычайности, но возбуждение проходило – и Даше с доктором наступал черед действовать. Он нередко прихварывал – животом в особенности. По-прежнему любил поесть, но после плотных обедов случались припадки, во время которых он жаловался на одышку, раскаивался, давал зарок быть впредь воздержанней.

Выезжал он не слишком много, являясь на публике в парике с мешком, в коричневом фраке при коротких панталонах и гусарских сапожках, над которыми были видны чулки. При случае он играл в карты, но уж без прежнего увлечения и без прежней удачи; тысячи полторы в год полагалось от Даши на проигрыш. Но вечера, провождаемые дома, в диванчике, нравились ему все более. Даша играла на арфе, племянницы пели. Белый пудель Милорд, потомок Фелицына[7] пуделя, погребенного в царскосельском парке под пирамидою, иногда не выдерживал – подвывал, задрав голову. Тише пуделя вел себя кот, которому, слушая музыку, Державин тихонько чесал усы. Тем временем кто-нибудь из девочек почесывал за ухом самому мурзе, и мурза, наконец, дремал.

Раз в неделю сзывались гости к обеду, который по этому случаю начинался часа в четыре, затягивался до вечера и кончался концертом. Вообще музыка в доме не переводилась. Державин больше всего любил Баха. Заслушавшись, иногда он вскакивал и ходил по комнате; потом шаги его ускорялись, он размахивал руками и исчезал в кабинете. Тогда ждали новых стихов. После концерта молодежь затевала танцы до самой полуночи, а то и позже. Державин недолго на них любовался: если не было слишком важных гостей, Дарья Алексеевна часов в одиннадцать уводила его наверх, укладывала в постель, а сама возвращалась к танцующим.

Источник: В. Ходасевич. Державин. – М.: "Книга", 1988. С. 250-254.

* Книга Ходасевича "Державин" вышла в 1931 году и считается одним из лучших образцов художественной биографии за всю историю этого жанра.
Ходасевич Владислав Фелицианович (1986–1939) – поэт, критик, мемуарист, переводчик. На раннем этапе творчества был близок к московским символистам. (вернуться)

1. Екатерина Яковлевна Державина (1760 – 1794, дочь камердинера Петра III, Якова Бенедикта Бастидона) – первая жена поэта. В 1778 году Державин женится на Екатерине Яковлевне Бастидон, которой тогда было всего 16 лет. Плененный ее красотой, смиренным и кротким нравом, Державин затем посвятил своей верной и скромной жене немало задушевных лирических стихотворений. Под именем «Плениры» она навечно осталась в стихах Державина, а следовательно, и в русской поэзии. (вернуться)

2. Дарья Алексеевна Державина (Дьякова, 1767 – 1842) – вторая жена поэта Г. Р. Державина, свояченица (сестра жены) поэтов В. В. Капниста и Н. А. Львова. См. портрет Д.А.Державиной работы художника В.Л.Боровиковского ниже. (вернуться)

3. ...при Пленире... – первая жена поэта Е.Я.Державина, которую поэт называл в стихах «Пленира». См. стихотворение "Призывание и явление Плениры". (вернуться)

4. ...итальянцем Тончи... – художник Сальватор Тончи (1756–1844), приехавший в Россию в середине 1790-х гг. См. подробнее на странице "Портреты Г.Р.Державина". После открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени портрет находится в одном из залов музея, см. фото ниже. (вернуться)

5. Правосудие изображается скалой, пророческий дух – розовым восходом, верное сердце – белизною снега (лат.). (вернуться)

6. Зва́нка – усадьба Г. Р. Державина, которую он не раз воспел в стихах, где жил на закате жизни и где умер. Располагалась на территории Трегубовского сельского поселения Чудовского района Новгородской области, на берегу реки Волхов. (вернуться)

7. Фелица – так называет Державин Екатерину II в своей оде. Название Екатерины Фелицей (от латинского felicitas – счастье) подсказано одним из ее собственных литературных произведений – сказкой, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I. См. подробнее  >>>. (вернуться)

Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г.
 
Кабинет Г.Р.Державина. Рис. П.А.Кожевникова, 1810-е гг. (Единственное
изображение интерьера дома Державина, дошедшее до нашего времени)
 
Музей Г.Р.Державина и русской словесности, СПб. Литературная гостиная.
На стене напротив – портрет Г.Р.Державина работы
художника Сальватора Тончи
При жизни Державиных этот портрет стоял в нижнем этаже их петербургского дома, в столовой; там его видели Аксаков и Жихарев. Первый в своих «Воспоминаниях» говорит: «Портрет Тончи походил на оригинал, как две капли воды». Жихарев рассказывает в «Дневнике чиновника»: «Покамест наш бард дремал в своём кресле, я рассматривал известный портрет его, писанный Тончи. Какая идея, как написан, и какое до сих пор ещё (1806) сходство!»
 
Портрет Д.А.Державиной. Художник Боровиковский В.Л., 1813. ГТГ.
После открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени портрет находится в одном из залов музея (столовая), см. фото ниже.
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены.
 
Музей Г.Р.Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д.А.Державиной работы художника В.Л.Боровиковского

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 

Санкт-Петербург    © 2013-2017     Недорезова  М.,  Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz