Анализ комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" (в таблицах)
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Денис Иванович Фонвизин
(1745—1792)
 
Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
в таблицах
[1]
 

Комедия «Недоросль» (1782)

История создания

«Недоросль» – третья пьеса Д. И. Фонвизина.
Первая комедия Д. И. Фонвизина – «Корион» (1764), иностранная пьеса, «примененная» к русской действительности.
Вторая комедия – «Бригадир» (1769) – совершила в русской драматургии подлинный переворот, но триумфом Фонвизина-драматургастала комедия «Недоросль»
Замысел относится к концу 1778 г., после возвращения из Франции, где Фонвизин изучал юриспруденцию и философию.
1782 г. – окончание работы над комедией. Работа над комедией продолжалась около трех лет.
24 сентября 1782 г. – премьера комедии «Недоросль». Цензура запретила постановку комедии сначала в Петербурге, затем в Москве. Премьера состоялась после нескольких месяцев упорной борьбы 24 сентября 1782 г. в Петербурге, в Вольном Российском Театре.

Главные роли исполняли выдающиеся актеры того времени. Спектакль имел необыкновенный успех
14 мая 1783 г. пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

В 1783 г. комедия «Недоросль» была впервые опубликована.

 

Смысл названия

В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл

Митрофан

Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного
Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей
Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: "что для отечества может выйти из Митрофанушки?.." (Стародум)

 

Система персонажей комедии

Четко выделены три группы:
в каждой три мужских и один женский образ
Положительные герои
Отрицательные герои
Воспитатели
Софья
Стародум
Правдин
Милон
Простакова
Простаков
Скотинин
Митрофан
Еремеевна
Цыфиркин
Кутейкин
Вральман

 

Отрицательные герои

Простакова

Значение фамилии
От «простой, простак». В XVIII в. слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
Черты характера
Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.
Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.
Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.
Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его.
Воспитание и образование
Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей.
Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей.
Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами.
Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний.
Неоднозначность образа
В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.
Характер и жизненные установки Простаковой – не ее вина, а результат дурного воспитания.
Функции в развитии сюжета
До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением.
В доме Простаковой происходит действие комедии.
Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем – за сына Митрофана.
Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном.
Фразы Простаковой
«Я люблю, чтоб и чужие меня слушали».
«С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
«Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?»
«Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»
Правдин о Простаковой
«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
«Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану)
Софья о Простаковой
«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»
 

Скотинин

Значение фамилии
Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
Черты характера
Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).
Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).
Умственно не развитый.
Главная страсть – любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)
Воспитание и образование
Воспитывался в той же среде, что и Простакова.
Кичится своей необразованностью
Функции в развитии сюжета
Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем – чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым
 

Митрофан

Значение имени
В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания
Черты характера
Избалованный, капризный, эгоистичный.
Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее.
Корыстный, хитрый – угрожает самоубийством, притворяется больным.
Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду – все время проводит на голубятне.
В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.
Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин)
Воспитание и образование
Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя.
Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам.
Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой
Функции в развитии сюжета
Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью.
Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов
 

Простаков

Наименее разработанный персонаж комедии.
Его функции сводятся к раскрытию деспотизма Простаковой и противопоставлению положительным персонажам.
Общие отрицательные черты (ограниченность, грубость, рабская психология, стремление к наживе) слабо индивидуализированы

 

Положительные герои

Стародум

Значение фамилии
Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе
Черты характера
Честный, благородный.
Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».
Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).
Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).
Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе
Критика двора и монарха
«По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее».
«Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».
«Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила».
«Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны»
Наставления Стародума Софье
«Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
«Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».
«По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
«С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек – чудовище».
«Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек»
Воспитание и образование
«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову».
«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
Функции в развитии сюжета
С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи.
Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев
Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон – одно лицо.
Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии.
 

Правдин

Значение фамилии
Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит.
Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»
Деятельность Правдина
Служит чиновником в наместничестве – учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»
Функции в развитии сюжета
В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами
 

Милон

Характеристика
Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный.
Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.
«И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
Функции в развитии сюжета
Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов – Скотинина и Митрофана.
Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой.
Спасает Софью от похищения
 

Софья

Значение имени
В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
Характеристика
Скромная, благоразумная, добродетельная.
Является воплощением «добродетели в руках порока».
Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).
Уважает старших
Функции в развитии сюжета
Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы.
Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии. В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку

 

Воспитатели

Еремеевна
«Мама», т. е. кормилица Митрофана.
Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.
За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства
Пафнутьич Цыфиркин
Учитель математики, бывший солдат.
Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело.
Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».
Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания
Сидорыч Кутейкин
Учитель русского и церковнославянского языков.
Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».
Хитер, жаден, за что в финале наказывается
Вральман
Учитель истории, немец.
Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя.
То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей

 

Особенности творческого метода в комедии

Черты классицизма

принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга;
характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор;
соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);
сюжет строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини;
строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных;
говорящие имена и фамилии;
статичность героев (их характеры не меняются)

Черты реализма

любовная интрига, не раскрывающая важную для автора крепостническую тему, дополнена социальной коллизией (конфликт между Правдиным и Простаковой);
автор стремится показать причины дворянского «злонравия»;
герои комедии не схематические изображения какой-то одной черты, как это было в классицизме;
индивидуализация характеров героев сближается с типизацией;
вводятся элементы драматизма, что было недопустимо в комедии классицизма

Жанровое своеобразие

Комическое приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии.

Фонвизин явился создателем общественной комедии в России. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию.

Изменилась функция резонера классической драматургии. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его речи являются формой изложения политической программы.

Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план и приобрела вспомогательное значение.
Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 7-9)
Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика