Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
Гончаров Андрей Дмитриевич 1903 — 1979
Автобиография

Отец мой – юрист – в свободнее время немного рисовал и писал маслом. От него, видимо, я и унаследовал способности к этому занятию и рисовать сам начал рано – лет семи-восьми. Девяти лет поступил в 1-ю Московскую мужскую гимназию в приготовительный класс, благоговея в это время перед Ильей Репиным и В.М.Васнецовым, посещая Tpeтьяковскую галерею, подолгу простаивая перед «Запорожцами» и «Иваном Грозным». Годам к 12–13 стал увлекаться Александром Бенуа, рисовать исторические композиции и очень много читал.

В конце 1917 г. поступил в студию Ильи Машкова, рисовал по вечерам. В 1918 г. перешел с группой учеников к нему во вновь открытые Вторые свободные государственные художественные мастерские. И.И.Машков учил любить искусство, живопись Сезанна и упорный труд художника. Последнее в то время ко мне прививалось очень плохо.

С 1919 г. по 1920 г. в моем занятии живописью был перерыв – пришлось идти служить в одну из канцелярий Северной железной дороги. Я снова вернулся в мастерскую с твердым желанием познать сущность искусства не только эмпирически, но я теоретически, найти метод, раскрывающий композиционный подход к изображению.

К этому времени моя нелюбовь ко всякому виду натурализма и иллюзионизма окончательно определилась.

С группой товарищей перешел в мастерскую А.Н.Шевченко, в надежде найти твердые принципы как для техники письма, так и для чтения натуры. У А.Н.Шевченко пробыл год, написал несколько этюдов. Бесцельно шло время.

Не найдя в этой мастерской того, чего искал, ушел в марте 1921 г. на графический факультет, где сразу попал в производство, стал по зарисовкам с натуры делать автолитографии и офорты для альбома «Москва-III конгрессу Коминтерна».

Здесь, на факультете, встретил Александра Дейнеку и Юрия Пименова, с которыми в 1924 г. объединенной группой участвовал на первой дискуссионной выставке революционного искусства. Служил в детском доме учителем рисования, в соседнем городке расписал клуб: написал баррикады, а в качестве красногвардейцев поместил работников местной администрации.

Перешел к В.А.Фаворскому на отделение деревянной гравюры и у него-то нашел то, чего искал. Владимира Андреевича Фаворского считаю своим настоящим учителем. Я стал заниматься гравюрой, увлекся композиционными проблемами, компоновал экслибрисы, иллюстрации, фронтисписы. Летом 1923 г. с И.И.Нивинским и группой товарищей работал на сельскохозяйственной выставке. Почувствовав себя твердо, стал работать в театре и в издательствах.

В 1924 г. вернулся к живописи и весною впервые выставил живопись и графику в группе «0бъединение трех» на дискуссионной выставке революционного искусства. С 1925 г. как член-учредитель стал участвовать на выставке ОСТа.[1] В 1927 г. отлично окончил полиграфический факультет Вхутеина, получив заграничную командировку за дипломную работу – гравюры на дереве к поэме «Пугачев» Сергея Есенина. Но выехать не мог.

Весною 1927 г. поставил в театре В.И.Немировича-Данченко «Соломенную шляпку», а в 4-ой студии МХАТ, совместно с Юрием Пименовым – «Страсть мистера Марапитта».

По окончании института работал как живописец, гравер, изредка как театральный художник, педагог.

Считаю, не должно быть графиков и живописцев, оформителей или театральных художников. Должны быть просто художники, хорошо знающие разные материалы и умеющие в них работать. Должно быть так, как было у Леонардо, Микель-Анджело, Дюрера.

Как живописец работаю исключительно с натуры. Раньше писал по преимуществу портреты; был обвинен в том, что не всегда с уважением относился к своей модели – сильное увлечение рационалистической стороной композиции толкало меня от натуры в сторону излишней отвлеченности и композиционной остроты. Портреты, правда, выходили похожие, с экспрессионистической подчеркнутостью характера и несколько придуманным цветом.

Теперь я пришел к натуре целиком, стремясь захватить в ней то, чего я еще не знаю, и только в ней вижу единственный животворящий источник, из которого можно пить без конца. Но это не значит, что я хочу стать иллюзионистом. Нет, я борюсь за целостное и активное восприятие, отличающее настоящий реализм, за искусство, имеющее цельный стиль, где каждое явление рассматривается пластически.

Для меня – первое, что я бы назвал, в изображении, – это стиль, и поэтому сюжет я смогу изобразить хорошо тогда, когда переживу его тоже как стиль, когда сюжет станет таким же большим содержанием, как пластика в работе с натуры.

Основой своего стиля я понимаю цвет. Цветовой силуэт – вот мой метод. Поэтому я очень люблю Андрея Рублева и русских иконописцев XII-XV веков; Веласкеса, Рембрандта, Шардэна и Маттиса. В каждом большом художнике всякий раз открываю что-то новое, замечательное и поучающее. Раньше я думал, что я кубист.

Теперь передо мной стоят пространственные задачи. В работе с натуры проблема интерьера занимает меня больше всего. Хочу писать живые куски. Интерьер в этом мне помогает. Кажется, я могу соединить изображение живого человека со средой. Отсюда еще шаг к сложной теме.

Пытаюсь установить связи с архитекторами и архитектурой на предмет совместной работы. Думаю, что как живописец-гравер я смогу выразительно и цельно решить сюжет и темы в росписи, будь то фреска или панно. Так думаю перейти к сложной сюжетной живописи.

Как гравер и график работаю почти без натуры. Иллюстрировал детские и цветные, и черно-белые книги; учебники и беллетристику; работаю в газете, где мой путь почти такой же: от отвлеченности, от схематической композиции – к натуре. Разница только в том, что здесь все время сюжетные и тематические материалы. Стремлюсь, чтобы изображение в гравюре ничем бы по силе и форме не отличалось от изображения в живописи, будь каждое из них сделано с натуры или без натуры.

В гравюре я – предметник, и только недавно пространство развернулось передо мной, и черный цвет зазвучал как глубина. Из наиболее удачных работ могу указать на оформление «Второй жизни Госсека» М.Гершензона, рассказы Вс.Иванова, «Приключения Пикля» Т.Смолетта.

В газете «Известия» работаю с удовольствием, считаю такой выход в газету средством войти в нашу тему и в нашу жизнь. Как театро-декоратор выступаю редко. Здесь работаю главным образом над пластикой материалов. Наиболее удачными работами считаю «Мстислава Удалого» (совместно с Поповым) в театре Красной армии и макет «Последней жертвы» для МХАТ II.

Как педагог работаю с 1924 года, когда стал ассистировать В.А.Фаворскому во Вхутеине по ксилографии и графическим дисциплинам. Затем преподавал рисунок, живопись, теорию композиции 1927 – 1929 г. на изокурсах и этнологическом факультете 1 МГУ. В 1929 – 1930 был заведующим основным отделением Ленинградского Вхутеина и преподавал там живопись.

С 1930 г. преподаю живопись, рисунок, ксилографию и композицию книги на издательском факультете Полиграфического института в Москве.

На выставках участвую с 1924 г. как в Москве, так и за границей как живописец и гравер и как декоратор.

Оглядываясь назад, вижу и знаю: всю жизнь надо учиться, стремясь к наибольшей полноте и цельности восприятия действительности, работать, изучая окружающее, работать, борясь за стиль.

1935 г.


1. на выставке ОСТа – ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 

Санкт-Петербург    © 2013-2017     Недорезова  М.,  Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz