Анализ рассказа "Старуха Изергиль" М.Горького (в таблицах)
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алексей Максимович Горький
(1868 – 1936)
Рассказ "Старуха Изергиль"
в таблицах
[1]
 
Рассказ «Старуха Изергиль» (1895)
Рассказ написан осенью 1894 г., относится к раннему (романтическому) периоду творчества М. Горького
Опубликован в «Самарской газете» в 1895 г.
В рассказе отразились воспоминания Горького о Бессарабии
 
Жанровое своеобразие и идея
 
Жанровая природа рассказа «Старуха Изергиль» неоднозначна
Трехступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра. Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированы, комментируются и оцениваются героями.


Сюжет и композиция
Основные сюжетные линии
Глава I. Легенда о Ларре
Три сюжета объединены, идейно и художественно, типом сильной личности и темами свободы, нравственного выбора, подвига. Единство повествованию придает рамочный сюжет, «рассказ в рассказе»
Глава II. История жизни Изергиль
Глава III. Легенда о Данко
 
Рамочный сюжет
Вечерний разговор рассказчика со старухой Изергиль после сбора винограда на морском берегу в Бессарабии
Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами:
легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью;
история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега;
легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца
 
Два рассказчика
Автор-повествователь Старуха Изергиль
Выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками
Рассказывает легенды о Ларре и Данко, историю собственной жизни
 
Образ Ларры
Ларра – сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»). Он отличается гордостью, презрением к людям, считает себя первым на земле. Свое имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени.
В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен. На слова о том, что девушка не принадлежит ему, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим?» «Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая его на полное одиночество:«Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Это подтверждают громом небесные силы. В итоге Ларра обречен на бессмертие и вечное одиночество.
Сначала Ларра со смехом принимает свое наказание: он становится свободным подобно своему отцу.«Но отец его – не был человеком... А этот – был человек». Жизнь без других людей оказывается невыносимой: Ларра жаждет смерти, но не может умереть
 
Образ Данко
Данко – красивый и смелый юноша. Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже готово было сдаться в плен, Данко берется вывести людей на свободу.«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
В пути люди стали роптать на Данко. Он упрекнул их: «А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!» Разъяренные словами Данко, люди решаются убить его. «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери». Но негодование Данко сменяется мучительной жалостью и любовью к людям. От этого чувства в груди его загорелось сердце. Он вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу
Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нем. Данко умирает.«Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
 
Оппозиция героев
Данко Старуха Изергиль
На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей
На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому
Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь
Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям
Герой: совершает подвиг
Антигерой: совершает преступление
Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше: ценят свободу, одиноки
Истории обоих заканчиваются трагически
 
Образ Изергиль
Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно ее именем названо произведение.
На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание.
Ларра и Данко – фигуры яркие, но условные и обобщенные. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности.
Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам»
 
Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 265-268) Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ
 

Горький А.М.
Рассказ "Старуха Изергиль"

на сайте "К уроку литературы"





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика