Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
Алексей Максимович Горький
(1868 – 1936)
Портрет М.Горького
работы Б.Д.Григорьева*, 1926
Б.Д.Григорьев лучшей своей работой в портретном жанре называл портрет М.Горького.

Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя. Портрет Горького был написан им в начале 1926 года в Италии, в окрестностях Сорренто, на вилле писателя. Над созданием портрета художник работал с упоением, находясь под большим обаянием писателя и его окружения. Горький позировал по 2,5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом, и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга»; «Я люблю всё, что его окружает. Он дорог и близок мне как часть меня самого... Он прост, лишен претензий. Он удивителен, блестящ и по-человечески добр... Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает... Моя любовь к нему приближается к истерии».

Фоном картины служит пейзаж русской деревни, поднимающейся горками, с бедной церквушкой на холме, с треугольниками снопов. На втором плане картины, за спиной писателя, размещены лица героев его литературных произведений. Поначалу Григорьев планировал запечатлеть Горького среди мужиков, баб и детей, одетых в живописные одежды. Однако со временем его замысел претерпел изменения: художник решил изобразить за спиной писателя толпу героев его книг. Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России.

Сам Горький, чьи руки застыли в несколько неестественном положении, изображен в роли фокусника или кукловода, манипулирующего персонажами. В то же время в это жесте есть и нечто обреченно-бессильное, нечто от марионетки, которую также дергают за ниточки. Таким образом центральный образ М. Горького включен на этом полотне в рождающую его или сотворенную им среду.

Образ писателя, созданный художником, нравился и самому Горькому и был признан одним из наиболее глубоких и убедительных. Горький не знал, что Борис Григорьев и сам был оригинальным писателем и потому, в шутку сравнивая его с известным литератором Аполлоном Григорьевым, говорил: «Оный Григорьев, хотя и не Аполлон и стихов не сочиняет, критических статей не пишет, но – талантлив удивительно». Художник писал: «Я тоже чувствую, что это моя лучшая работа».

*Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) – русский художник первой половины ХХ века, выдающийся живописец и виртуозный график. Иллюстрировал произведения знаменитых писателей (серия рисунков к «Детству» М.Горького, 1931; цикл к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского, 1932–1933.
Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 

Санкт-Петербург    © 2013-2017     Недорезова  М.,  Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz