ЕГЭ История. Задание 24. Продолжение (вопросы и ответы)
История для школьников
 
 Главная
 
 Задание 17 (вопросы и ответы)
 
 Задание 24 (вопросы и ответы).Часть первая
 
 Падение Западной Римской империи
 
 Возникновение государства франков
 
 Правление Юстиниана в Византийской империи
 
 Столетняя война
 
 Жакерия во Франции
 
  Открытие Америки Христофором Колумбом
 
 Вестфальский мир
 
 Наполеоновские войны
 
 
 

Элементы содержания,
проверяемые заданиями КИМ

 
 

Список важнейших событий
(процессов, явлений) истории зарубежных стран,
знание которых может проверяться
в заданиях 1 и 11 ЕГЭ 2018 г.

 
 

Русский язык.
Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ

 
 

Литература.
Готовимся к ЕГЭ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ЕГЭ по истории *
 
Задание 24
(вопросы и ответы)
Продолжение (см. начало)
 
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Образец ответа (по демоверсии 2018)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:
– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
– при Александре III постепенно меняется устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян; – в период правления Александра III начинает формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);
– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);
– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;

2) в опровержение, например:
– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив, таким образом, социальную базу земств;
– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;
– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр « о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;
– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни. Могут быть приведены другие аргументы
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки
3
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки
1
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4


Варианты вопросов и аргументы
Продолжение (см. начало)

41. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Славянофилы были ретроградами, зовущими Россию назад, в прошлое».
Аргументы в подтверждение:
- славянофилы восхваляли общину как идеальную первичную форму общественного устройства, дающую возможность уберечь Россию от пороков европеизации;
этим славянофилы защищали архаичный институт, существование которого тормозило развитие социально-экономических отношений;
- Земский собор, на созыве которого настаивали славянофилы, должен был играть роль только «советчика» царя, но не ограничивать его власть; - славянофилы стремились сохранить и, с помощью созыва Земского собора, укрепить самодержавие в России;
- славянофилы критиковали реформаторскую деятельность Петра I за то, что он попытался направить развитие России по европейскому пути.
Аргументы в опровержение:
- славянофилы выступали за созыв совещательного представительного органа – Земского собора;
объективно это требование, в условиях существования в России абсолютной монархии, было прогрессивным;
- славянофилы выступали за отмену крепостного права, что было необходимо для успешного развития страны;
- славянофилы выступали за свободу слова и печати, которая отсутствовала в николаевской России, но была необходима для развития социально-политической сферы жизни общества;
- славянофилы резко критиковали реалии николаевской России: продажную бюрократию, царский неправый суд с лихоимством судей;
- сами славянофилы заявляли, что нужно воротиться не к состоянию древней России (это значило бы окостенение, застой), а к пути древней России.

42. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра I противоречила интересам крестьян».
Аргументы в подтверждение:
– был издан указ, подтверждавший право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами;
– было возобновлено право помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь;
– продолжалась практика продажи крестьян частным лицам (за 1810–1811 годы было продано свыше 10 000 казённых крестьян);
– практика организации военных поселений в широких масштабах существенно ухудшила положение значительного числа государственных крестьян.
Аргументы в опровержение:
– помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка (Указ о вольных хлебопашцах);
– государственные крестьяне (наравне с купцами и мещанами) получили право приобретать и продавать земли;
– было отменено крепостное право в Прибалтике;
– осуществлялась разработка проектов отмены крепостного права.

43. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Аргументы в подтверждение:
– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
– при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;
– в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);
– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот, в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти, в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);
– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали.
Аргументы в опровержение:
– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;
– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;
– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;
– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.

44. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в подтверждение:
— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны — подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны;
− пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные преимущества при обороне.
Аргументы в опровержение:
— пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма;
— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции;
— советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора;
— подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии — как к союзнику или как к врагу, что нанесло вред обороноспособности страны;
— подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам.

45. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении."
Аргументы в подтверждение:
— в партии большевиков ещё с 1903 г. утвердился принцип демократического централизма, при котором предполагалось подчинение меньшинства большинству и следование указаниям руководства;
— вождизм в партии возник ещё при Ленине;
— внутрипартийную демократию было невозможно сохранить в условиях однопартийного режима, установившегося в 1918 г.;
— резолюция «О единстве в партии», запрещавшая фракционность внутри партии, была принята ещё в 1921 г.
Аргументы в опровержение:
— Сталин утвердил в партии и в стране культ своей личности;
— формально сохраняя коллегиальный характер управления партией, Сталин сосредоточил в своих руках принятие всех решений;
— проводя кадровые чистки в партии, Сталин добивался личной преданности партийных функционеров;
— именно при Сталине сложилась партийная номенклатура, партийная бюрократия;
— через репрессии Сталин добился ликвидации любой возможной оппозиции внутри партии.

46. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на события "кровавого воскресения":
Организаторы шествия к Зимнему дворцу сознательно стремились спровоцировать применение силы со стороны власти.
Аргументы в подтверждение:
— священник Георгий Гапон, руководивший организацией шествия к Зимнему дворцу, был связан с социалистами-революционерами, заинтересованными в дестабилизации социально-политической ситуации в стране;
— существуют свидетельства, что первые выстрелы на Дворцовой площади прозвучали из толпы, а не со стороны войск. Это может означать, что в толпе находились агенты революционеров, использовавшие в своих целях наивный монархизм (веру в царя) народных масс;
— выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов.
Аргументы в опровержение:
— организаторы шествия выбрали форму крестного хода с иконами, чтобы подчеркнуть мирный характер шествия;
— организаторы шествия ставили целью продемонстрировать преданность царю и не выражали оппозиционных политических взглядов, поэтому надеялись на спокойное восприятие властью организованного ими шествия;
— в отличие от лидеров революционного (радикального) рабочего движения, организаторы шествия 9-го января 1905 г. рассчитывали на поддержку полиции, предполагавшей за счёт верноподданных рабочих ослабить революционное рабочее движение.

47. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Н. С. Хрущев начал борьбу с "культом личности" и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти.
Аргументы в подтверждение:
— после смерти Сталина в партии шла острая борьба за власть между Берией, который выступил с радикальной программой обновления, и Хрущевым, который истолковал либерализм Берии как стремление захватить власть;
— арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить личную власть;
— политика «десталинизации» была наиболее привлекательным для общества вариантом развития; — политика «десталинизации» не была полной и последовательной, критика шла только в рамках дозволенного партией.
Аргументы в опровержение:
— смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями;
— в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли восстания;
— в обществе назревал социальный протест;
— культ личности был осужден как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.

48. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Россия накануне событий 1905 – 1907 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического развития, революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь "раскачивали" российскую государственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы.
Аргументы в подтверждение:
- активизация на рубеже XIX–XX вв. деятельности земской либеральной интеллигенции, направленной на пропаганду либеральных ценностей в российском обществе и критики самодержавной власти;
- формирование в конце XIX – начале XX вв. в России «нового либерализма» как идеологической базы для развития одного из направления либеральной доктрины в России в виде социал-реформизма;
- активизация в конце XIX – начале XX вв. деятельности социалистов-революционеров, их переход к открытой революционно-террористической борьбе с самодержавием;
- формирование в конце XIX – начале XX вв. социал-демократической идеологии в России, активизация деятельности социал-демократов в среде российского пролетариата с целью направить его борьбу на свержение существующего общественно-политического и экономического строя;
- активизация в конце XIX – начале XX вв. деятельности национал-либеральной и национал-революционной интеллигенции, направленной против существующего общественно-политического и экономического строя и разрешения «национального вопроса» в Российской империи.
Аргументы в опровержение:
- обострение противоречия между высокими темпами развития промышленного капитализма в России и темпами развития сельскохозяйственного производства, с трудом переходящего на рельсы интенсивного развития, благодаря чему в России актуализировался крестьянский вопрос о земле;
- обострение противоречия между бурно развивающимся рабочим классом страны и отечественной буржуазией, поддерживаемой властью;
- углубление противоречия между политикой самодержавной власти, опирающейся на консервативно-охранительную идеологию и идеологией либерального реформизма и революционного радикализма;
- углубление противоречия между национал-либеральной и национал-революционной идеологией интеллигенцией национальных окраин, выступающих за разрешение «национального вопроса» в России и великодержавной политикой самодержавия.

49. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне.
Аргументы в подтверждение:
- благодаря свёртыванию нэпа и принятию решения о форсированной индустриализации весь социально-экономический потенциал страны был сосредоточен на решении задачи промышленного перевооружения страны;
- благодаря насильственной коллективизации сельского хозяйства (как условия форсированной индустриализации) была решена задача источников индустриализации за счёт перекачивания средств из сельского хозяйства в промышленность;
- благодаря ускоренным темпам промышленного развития было в кратчайшие сроки проведено не только перевооружение промышленного производства в европейской части СССР, но и создана урало-сибирская промышленная база страны;
- в кратчайшие сроки был создан мощный военно-промышленный комплекс в СССР, способный обеспечить Красную Армию современным оружием и техникой во всех родах Вооружённых Сил.
Аргументы в опровержение:
- ускоренная индустриализация, основанная на волюнтаристическом подходе к планированию, породила распыление экономических ресурсов и практику «выдавать желаемое за действительное»;
- ускоренная индустриализация породила штурмовые методы решения экономических проблем в СССР и обесценила человеческую жизнь, низведя её до «средства» решения поставленных целей;
- ускоренная индустриализация предопределила проведение насильственной коллективизации как средства её обеспечения материальными и людскими ресурсами и спровоцировала многочисленные жертвы среди крестьянского населения;
- ускоренная индустриализация стимулировала развитие и усиление роли репрессивно- охранительных органов в жизни государства и общества и «лагерной экономики» как важной составной части экономики страны в целом;
- ускоренная индустриализация предопределила окончательное перерождение советской власти в авторитарно-репрессивный режим личной власти И. В. Сталина;
- созданная в 30-е гг. социально-политическая и экономическая система в СССР не смогла обеспечить надёжную защиту СССР в начальный период Великой Отечественной войны.

50. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Доклад Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом."
Аргументы в подтверждение:
- выступление Н.С. Хрущёва на съезде раскололо советское общество на сторонников и противников разоблачения культа личности Сталина;
- в течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождём, под его руководством были совершены многие достижения, одержана победа в Великой Отечественной войне;
- у Советского Союза действительно было много внутренних и внешних врагов, с которыми Сталин оправданно расправлялся;
- разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран.
Аргументы в опровержение:
- критика Н.С. Хрущёвым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха;
- были предприняты попытки провести демократические преобразования внутри партии, усилить роль Советов, национальных республик;
- была реабилитирована значительная часть политических заключённых - началось проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;
- предоставлена определённая свобода развития культуры в рамках идеологических установок партии.

51. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
Аргументы в подтверждение:
- в 1971 году на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира;
- в 1963 году СССР стал одним из инициаторов заключения трёхстороннего договора о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах;
- двусторонние договоры СССР с рядом капиталистических стран (США, Франция, ФРГ) способствовали преодолению напряжённости в международных отношениях;
- в 1960 – 1970-е годы СССР был активным разработчиком мирных деклараций ООН.
Аргументы в опровержение:
- программа мира была принята лишь в условиях военного паритета с капиталистическими странами, достигнутого СССР;
- для достижения военного паритета во второй половине 1960-х годов СССР принял активное участие в «гонке вооружений»;
- отдельные военные инициативы СССР в 1960 – 1970-х годах (попытка размещения ракет на Кубе, ввод войск в Афганистан) были источником международной напряжённости;
- несмотря на ситуацию «разрядки» в течение большей части 1970-х годов, СССР не шёл на уступки странам капиталистического лагеря по стратегически значимым вопросам (например, объединение Германии).

52. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
Аргументы в подтверждение:
- отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;
- белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения крестьян;
- отсутствие явного лидера в белом движении;
- использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность лозунгов белых.
Аргументы в опровержение:
- строгая дисциплина внутри большевистской партии;
- на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения страны);
- на стороне большевиков выступало большинство рабочих;
- армия поддержала большевиков.

53. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.
Аргументы в подтверждение:
- реальную силу законы получали после утверждения их императором;
- император, как и прежде, назначал и смещал министров;
- министры были ответственны перед императором, а не перед Думой;
- прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики;
- 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона;
- важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы;
- в основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
Аргументы в опровержение:
- Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например: в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой;
- введен государственный бюджет;
- Государственная Дума имела право делать запрос различным должностным лицам;
- Государственная Дума могла выступать с законодательной инициативой;
- Государственная Дума утверждала штаты и сметы различных ведомств;
- утверждала отчет Государственного контроля.

54. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Аргументы в подтверждение:
- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);
- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;
- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;
- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю- продажу;
- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;
- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;
- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;
- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;
- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности.
Аргументы в опровержение:
- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;
- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;
- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;
- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.

55. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Проводимая в период "оттепели" внешняя политика способствовала снижению напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными результатами».
Аргументы в подтверждение:
- на XX съезде КПСС была сформулирована концепция мирного сосуществования государств с различными общественными системами, говорилось о возможности предотвращения войны;
- восстановление отношений с Югославией;
- установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и др);
- вывод войск из Австрии;
- первый визит руководителя СССР в США (1959 г.);
- подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (1963 г.).
Аргументы в опровержение:
- политические кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные неоднозначным отношением к решениям XX съезда КПСС, ввод войск в Венгрию;
- обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов;
- Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены;
- Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом преодолённый в результате компромисса СССР и США.

56. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР».
Аргументы в подтверждение:
1) в марте 1991 г. на референдуме о сохранении СССР 77% участников проголосовали "ЗА";
2) единство экономических связей между республиками давало возможности для сохранения СССР;
3) общая 70-летняя история также сплачивала большинство народов СССР между собой.
Аргументы в опровержение:

1) националистические устремления в ряде республик Прибалтики и Закавказья делали невозможным сохранение СССР ( события в Вильнюсе. Киргизии, Азербайджане, Нагорном Карабахе. Грузии);
2) сепаратистские устремления политической элиты в республиках тоже содействовали распаду СССР.
3) глубокий экономический кризис также подводил Союз к распаду.

57. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».
Аргументы в подтверждение:
1) Так в литературе стали подниматься вопросы, непосредственно затрагивающие проблемы взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. Почти одновременно о праве писателя быть искренним заговорили О.Ф. Берггольц; К.Г. Паустовский Л.К. Чуковская И. Эренбург, давшее характеристику целой эпохе - "Оттепель".
2) В общественное сознание возвращались вычеркнутые из него ранее герои, политические и культурные деятели.
3) Оживление началось во всех сферах художественной культуры: в театре, кинематографе, живописи (театр "Современник", фильмы М.К. Калатозова, Г. Н. Чухрая, Г. Н. Данелия, В. М. Шукшина, М.И. Ромма, И.Е. Хейфица, работы Э. Неизвестного).
4) Значительный резонанс в среде интеллигенции произвела публикация в журнале "Новый Мир" повести мало кому тогда известного учителя из Рязани А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
Аргументы в опровержение:
1) Дело Пастернака;
2) разгром выставки в Манеже;
3) отстранение Твардовского от руководства журналом "Новый мир".

58. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
Аргументы в подтверждение:
1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима;
2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными;
3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина.
4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно.
5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания.
6) Поражение в русско-японской войне.
7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих.
Аргументы в опровержение:
1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами;
2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий;
3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу;
4) отменил выкупные платежи.

59. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
Аргументы в подтверждение:
1. Состояние экономики:
- Стагнация экономики
- Усиление товарного дефицита.
2. Политика:
- Кадровый застой.
3. Общество:
- Рост смертности и алкоголизация населения
- Массовые беспорядки в СССР -
Теракты и угоны.
Аргументы в опровержение:

- СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук;
- определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения;
- всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры;
- высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены;
- развитие нефтегазового комплекса.

60. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Российская империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны».
Аргументы в подтверждение:
- для России в конце XIX - начале XX в. были характерны высокие темпы экономического развития;
- Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;
- развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.);
- быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности железнодорожная сеть в мире);
- интенсивный процесс акционирования предприятий;
- стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшим природными ресурсами;
- благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему;
- в страну притекали иностранные инвестиции;
- росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета.
Аргументы в опровержение:
- Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения;
- низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг.);
- рост внешней задолженности;
- не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.);
- высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;
- в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров.

61. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».
Аргументы в подтверждение:
- в ходе войны резко возросла инициативность людей, вынужденных часто принимать на войне решения, от которых зависела их жизнь;
- в годы войны ослаб контроль со стороны центральной власти над местными руководителями, которые приучились к самостоятельному принятию решений;
- в первые годы после войны проявились некоторые тенденции к демократизации;
- после длительного перерыва прошли выборы в Верховный Совет, выборы судей;
- усилившиеся во время войны контакты с союзниками по войне — США и Великобританией — расширили у части советских людей представления о западной демократии.
Аргументы в опровержение:
- победа в войне была тесно связана в массовом сознании с заслугами И.В. Сталина, культ личности которого достиг апогея;
- победа в войне считалась доказательством жизненности существующего режима, его «правильности»;
- восстановление разрушенной страны можно было провести только при сохранении жёсткого политического режима, сильной централизованной власти;
- война приучила людей к воинской дисциплине;
- начавшаяся «холодная война» пресекла все возможные тенденции к демократизации.

62. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
Аргументы в подтверждение:
- нэп привел к возвращению частной собственности на средства производства;
- при нэпе обострилось социальное неравенство;
- введение нэпа не было запланированным шагом, а происходило под влиянием массового недовольства политикой «военного коммунизма»;
- нэп как поражение или отступление оценивали многие большевики (в том числе и Ленин — «отступление завершено»).
Аргументы в опровержение:
- вся политическая власть оставалась в руках партии большевиков, которая не собиралась отказываться от идеи построения социализма;
- в распоряжении государства оставались крупные предприятия, железнодорожный транспорт и недра («командные высоты социализма»);
- сохранялась государственная монополия внешней торговли;
- существовали серьёзные ограничения для частного предпринимательства;
- не была восстановлена частная собственность на землю;
- в годы нэпа развивались разные формы кооперации, считавшиеся проявлением социалистической экономики.

63. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Царствование Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России».
Аргументы в подтверждение:
– Петр III восстановил против себя дворянство и гвардию пронемецкими симпатиями;
– внешнеполитические шаги Петра III не отвечали национальным интересам России (выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.);
– Петр III открыто показывал своё пренебрежение к православной церкви. Аргументы в опровержение:
– при Петре III был принят Манифест о вольности дворянства (1762 г.), согласно которому дворяне освобождались от обязательной службы, что положило начало раскрепощению сословий;
– Петр III ликвидировал Тайную канцелярию;
– при Петре III было прекращено преследование старообрядцев;
– в духе Эпохи Просвещения было принято решение о секуляризации церковных земель.

64. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Вторую половину царствования Александра I (1815−1825 гг.) можно считать периодом реакции».
Аргументы в подтверждение:
− в 1812 г. последовала отставка самого видного реформатора эпохи — М. М. Сперанского;
− в стране фактически установилась диктатура А. А. Аракчеева, человека далеко не либеральных взглядов;
− в армии насаждалась палочная дисциплина;
− жестокими методами вводились военные поселения;
− ужесточилась цензура;− Александр I стал инициатором создания Священного союза, который фактически боролся не только с революциями, но и с реформаторскими тенденциями в Европе;
− Александр в итоге так и не реализовал конституционный проект и отмену крепостного права в России. Аргументы в опровержение:
− и после 1812 г. Александр I поручал своим сотрудникам разработку проектов по освобождению крестьян;
− именно Александр I настоял на конституционном устройстве Франции после 1814 г.;
− Александр I даровал конституцию Польше;
− император поручил Н.Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для России;
− Александр I отказался жестоко преследовать участников тайных обществ, признав, что их цели были близки его замыслам начала царствования.

65. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Московское государство в середине XVI в. было централизованным государством».
Аргументы в подтверждение:
1) Существовали единые центральные органы власти;
2) В стране существовали единые деньги.
Аргументы в опровержение:
Существовали таможенные пошлины внутри государства;
2) удельные князья сохраняли за собой право власти в своих землях.

66. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«К 1917 г. Россия была не в состоянии успешно продолжать войну».
Аргументы в подтверждение:
1) Экономика страны находилась в упадке и разорении, у армии не хватало всего необходимого;
2) Солдаты не хотели проливать кровь в бессмысленной бойне.
Аргументы в опровержение:
1) Через год началась Гражданская война и интервенция и Красная армия показала свою боеспособность;
2) В 1916г Юго-Западный фронт провел блестящую военную операцию разгромив австрийцев.

67. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».
Аргументы в подтверждение:
1) авторитет самодержавия у населения из-за поражений резко упал;
2) бессмысленность войны поднимала народ на революцию. Аргументы в опровержение:
1) многие простые рабочие и крестьяне и не слышали о русско-японской войне, они выступали за улучшение своего положения;
2) в стране созрели предпосылки для революции, просто война их ускорила, То есть она стала поводом, а не причиной.

68. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси».
Аргументы в подтверждение:
1) резко ослабла обороноспособность;
2)усилилась междоусобица.
Аргументы в опровержение:
1) меньшие княжествами было проще управлять, поэтому начинается их расцвет;
2) в это время происходит рост населения и городов по всей территории Руси.

69. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу страны».
Аргументы в подтверждение:
− в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций;
− были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло значительный урон культурному развитию страны;
− в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный контроль над культурой;
− гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного искусства;
− за границу были проданы многие художественные ценности.
Аргументы в опровержение:
− в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована неграмотность;
− было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование;
− выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию;
− культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т.д. стали доступны широким народным массам;
− созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для творчества деятелей советской культуры;
− в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И.О. Дунаевского и т.д.);
− в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники.

70. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Аргументы в подтверждение:
− расширение и упрочение феодальной собственности на землю послужило основой юридического оформления крепостного права, что противоречило направлению социально- экономического развития Западной Европы в XVII в.;
− использование крепостного труда в мануфактурном производстве, что противоречило направлению экономического развития стран Запада в этот период;
− в отличии от Западной Европы, в России отсутствовала буржуазия; торговлей занималось купечество;
− сохранение военной роли полурегулярных стрелецких полков и поместного (дворянского) войска в то время, когда на Западе создавались регулярные армии;
− европеизация в культуре и быту затронула только часть высшего слоя российского.
Аргументы в опровержение:
− государство использовало опыт иностранных специалистов, в Москве для них построена новая Немецкая слобода;
− реорганизация и совершенствование вооружённых сил (создание полков «иноземного строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам);
− изготовление оружия с учётом западноевропейского опыта;
− появляются первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, первая рукописная газета; создаётся первый театр; всё больше представителей верхних слоёв общества владеет иностранными языками (польским, латинским), носит европейскую одежду; знать всё чаще берёт на службу европейских врачей и учителей.

71. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформы Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».
Аргументы в подтверждение:
1) Россия быстро насытила полки магазинов необходимыми товарами;
2) в стране в результате приватизации сложился класс собственников.
Аргументы в опровержение:
1) Резко упали объемы производства в абсолютном большинстве отраслей хозяйства;
2) появилась безработица;
3) снизился уровень жизни.

72. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения».
Аргументы в подтверждение:
– этот период отличался высокой степенью социальной стабильности, максимальным обеспечением социальных благ;
– период отличался отсутствием открытых политических и национальных конфликтов;
– большую часть периода проводилась политика «разрядки», что снижало опасность ядерной войны при сохранении высокого международного авторитета и влияния СССР.
Аргументы в опровержение:
– в стране наметился идеологический кризис, связанный с растущим неверием людей в цели коммунистического строительства;
– назревал кризис управления, связанный с установлением геронтократии («власти стариков»), отсутствием ротации руководящих кадров;
– не были решены многие экономические проблемы, связанные с огромными военными расходами, слабой заинтересованностью людей в результатах своего труда и общими недостатками плановой экономики, установилась зависимость экономики от продажи нефти и газа за границу.

73. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877–1878 гг. были выгодны для России».
Аргументы в подтверждение:
1) Сотрудничество с балканскими славянскими странами позволило укрепить влияние России в данном регионе.
2) В результате помощи России славянские народы были освобождены от османского гнёта (культурного, религиозного, экономического) и обрели независимость. Это способствовало росту популярности России в зарубежном общественном мнении.
Аргументы в опровержение:
1)В результате соперничества за влияние на Балканах серьёзно ухудшились отношения России с великими державами (Великобританией, Османской Империей, Австро-Венгрией).
2)Панславянский национализм, владевший общественным мнением, а так же союзные обязательства перед Сербией стали главными причинами вступления России в губительную для неё Первую Мировую Войну.
3)Успехи в сотрудничестве России с балканскими странами не были стабильными. Болгария, вскоре после своего освобождения, вышла из сферы влияния России. Сербия несколько раз меняла свою ориентацию с пророссийской на враждебную России и обратно.

74. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Новая экономическая политика (нэп) была отклонением от коммунистического пути развития страны».
Аргументы в подтверждение:
1. вводились рыночные механизмы;
2. разрешалась свобода торговли;
3. вводились товарно-денежные отношения;
4. возрождалась частная собственность.
Аргументы в опровержение:
1. НЭП – временная мера, для восстановления экономики;
2. Крупная промышленность оставалась в руках государства.

75. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Внешняя политика Николая I не соответствовала национальным интересам России».
Аргументы в подтверждение:
– приверженность идеям Священного союза привела Россию к ситуации международной изоляции (набирающее влияние в Европе общественное мнение было настроено против России, которую называли "жандармом Европы", отказ Николая признавать результаты революций в Европе привел Россию к конфликту с рядом стран, в том числе с Францией);
– отказ Николая I поддержать греческую независимость повредил авторитету России на Балканах;
– помощь Австрийской империи в 1849 г. спасла от краха главного противника в решении Восточного вопроса (Австрия в будущей Крымской войне займет позицию недружественного нейтралитета – будет угрожать вторжением и оттягивать на себя часть русских сил);
– самоуверенное стремление Николая I одним ударом разрешить Восточный вопрос привело к катастрофичной для международного престижа России Крымской войне (ведение переговоров по проблеме "ключей от Святых мест" с подачи императора шло таким образом, что становилась очевидной заинтересованность России в войне, последствия которой Николай I не предвидел).
Аргументы в опровержение:
– при Николае I был достигнут ряд впечатляющих успехов на Востоке (заключение Туркманчайского мира с Ираном, утвердившего господство России в Каспии и в Закавказье);
– борьба с революционным движением, которую вёл Николай I, способствовала сохранению стабильности на границах Российской империи.

76. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Поражение России в Первой мировой войне было прежде всего вызвано недостатками и пороками существовавшего в ней политического режима».
Аргументы в подтверждение:
– во время войны выявились серьёзные недостатки в подготовке армии, за что несёт ответственность царский режим (так, назначенный царём и пользующийся его покровительством военный министр Сухомлинов мало сделал для подготовки к войне тяжёлой артиллерии, командные должности занимали генералы, приверженные устаревшей военной тактике);
– неготовность к войне экономики России была связана с тормозящей её развитие политикой самодержавия, направленной на сохранение прежней социальной системы (трата больших средств на поддержание помещичьих хозяйств);
– неспособность государственного аппарата решить проблемы, вставшие во время войны перед страной, была связана с отсутствием общественного контроля, нежеланием императора предоставить Государственной Думе контроль за исполнительной властью;
– некоторые действия царя подрывали авторитет самодержавной власти и препятствовали единению нации перед лицом царя («распутинщина» и связанная с ней «министерская чехарда»);
– принятие императором верховного главнокомандования, невозможное при ином режиме, ухудшило управляемость как войсками, так и тылом (император был вынужден одновременно управлять и армией, и тылом, что было нереально).
Аргументы в опровержение:
– неспособность экономики России удовлетворить нужды фронта была вызвана не ошибками режима, а её отставанием от западных экономик, определённым независимыми от режима факторами исторического развития (например, затормозившим на столетия развитие русских земель ордынским владычеством, отсутствием удобных морских коммуникаций и т. п.);
– поражение России было вызвано стремлением революционных сил и либеральной оппозиции воспользоваться войной для свержения существовавшего режима: игнорировалась демонстрируемая властью готовность к компромиссам, преувеличивались пороки режима (например, преувеличено было влияние Распутина для дискредитации царского режима);
– России, выполнявшей свой союзнический долг, пришлось нести основное бремя войны, сражаясь на три фронта: против Германии, Австро-Венгрии и Турции, союзники же мало помогали ей (например, во время Брусиловского прорыва не было организовано соответствующего наступления на западном фронте).

77. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Проводимая в период "оттепели" внешняя политика способствовала снижению напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными результатами»
Аргументы в подтверждение:
- на XX съезде КПСС была сформулирована концепция мирного сосуществования государств с различными общественными системами, говорилось о возможности предотвращения войны;
- восстановление отношений с Югославией;
- установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и др);
- вывод войск из Австрии;
- первый визит руководителя СССР в США (1959 г.);
- подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (1963 г.).
Аргументы в опровержение:
- политические кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные неоднозначным отношением к решениям XX съезда КПСС, ввод войск в Венгрию;
- обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов;
- Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены;
- Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом преодолённый в результате компромисса СССР и США.

 
 

Часть 2. Задания с развёрнутым ответом:
(Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.)
Максимальный балл за каждое из заданий 20, 21 и 22: по 2 балла.
Максимальный балл за задание 23: 3 балла.
Максимальный балл за задание 24: 4 балла.
Максимальный балл за задание 25 (историческое сочинеие): 11 баллов

В сочинении (задание 25) необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
(
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 


Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран,
знание которых может проверяться
в заданиях 1 и 11 ЕГЭ 2018 г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФИПИ. История
Открытый банк заданий
 
 
История для школьников
 
Яндекс.Метрика