Таджикский народный костюм. История костюма
ИСТОРИЯ КОСТЮМА
Материалы для учащихся школ, студентов вузов и преподавателей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТАДЖИКСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
 
ИЗ ИСТОРИИ КОСТЮМА
 

Средняя Азия - регион, который поражает своими контрастами ландшафтов. Таджикистан находится в юго-восточной части Средней Азии, где имеются низменные равнины и высокие горы. Климат этого региона обладает рядом своеобразных черт. Это прежде всего обилие тепла и света, что связано с высоким полуденным стоянием солнца над горизонтом и незначительной облачностью. Если низменности здесь считаются самими сухими, то в предгорьях н горах выпадание осадков соответственно увеличивается. Зимний период отличается изменчивостью погоды. Обычно зима резко переходит в короткую, теплую и влажную весну. Наиболее жаркий месяц - июль, а в горах - август. На равнинах осадков почти не бывает.

Суровый высокогорный климат диктовал применение для осенне-зимнего периода различных видах особых материалов - шерсти, меха и других. Продолжительные знойные дни, высокая температура воздуха способствовали образованию различных конструкций костюма. Покрой одежды конструировался таким образом, что она была достаточно лёгкой и пропускала много воздуха, чтобы не стесняла во время различных двияений. От этих причин зависел и выбор материала при изготовлении одежды. Легкие, светлые хлопчатобумажные ткани, используемые при изготовлении одедды, отражали прямые потоки лучей солнца, создавая более благоприятные условия проживания.

На формирование характера народного костюма влияли не только природные условия, но и ход исторического развития. Ансамбль народной одежды таджиков складывался в ходе многовековой истории. Бесконечные нашествия и завоевания региона в течении длительного времени, связи с другими народами способствовали появлению разнообразных покроев и фасонов в народной одежде, а также новых компонентов в комплексе костюма. Каддый исторический период оставлял тот или иной след в облике костюма. Завоевание арабами Средней Азии, сблизившее таджиков со странам арабского мира и их самобытной культурой, способствовало этому. Именно в это время входит в употребление женская головная накидка. В эпоху монгольского нашествия распространяется войлочная шапка.

Исследования народной одежды в контексте художественной культуры требует принять во внимание её связь с обрядами, верованиями я мировоззрением народа.

Народная одеяда таджиков является своеобразный олицетворением образа жизни людей, их повседневных занятий. Чтобы более наглядно представить особенности одежды, следуот обратиться к земледельческому народному календарю таджиков. Весь год делился на два периода - теплый ("багор" - весна) и холодный ("замистон" - зима).

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Среди художественно оформленных и простых кустарных тканей можно назвать примерно 40 образцов хисоры — гиссарской шелковой алачи абрового рисунка (как в материи, так и в одежде), производившейся в Гиссарском бекстве, главным образом в Каратаге. Использовалась и хлопчатобумажная ткань, иногда с примесью шелка, иногда полушелковой алачи, большей частью полосатая, реже клетчатая, тоже каратагского производства.

Значительный интерес представляют образцы старинных хлопчатобумажных и шерстяных материй, ткавшихся в Дарвазе и на Памире, а также шохи, банорас, бекасаб, адрас, подшой, алоча — шелковых и полушелковых материй из Ходжента, Бухары, Самарканда, Карши, Китабе. Эти ткани представлены либо в одежде (халаты, паранджи), либо в виде больших сшитых полотнищ, чаще на подкладке, иногда на очень тонкой стежке (полотнища использовались как чимилик — занавеска, за которой во время свадебного пира сидят невеста и жених, как дарпарда — занавески на дверные проемы и пр., причем подкладки у них сделаны из старинных русских ситцев).


Старинный костюм девушки из Дарваза (Горный Таджикистан)[1]

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.



Старинный костюм молодого мужчины-таджика из Самарканда[2]

По поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.


Мужской пояс камарбанд. Хлопчатобумажная ткань, шёлковые нитки, бисер.
Таджики. Памир. Середина ХХ века. Фонды Музея этнографии Института истории,
археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.


Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.


Старинный костюм пожилого крестьянина из Дарваза
(Горный Таджикистан)
[3]

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Повседневная одежда женщин-таджичек состояла из длинного платья-рубахи (курты), длинных двуслойных шаровар свободного покроя, шапочки с накосником - "кулута", головных платков и кожаных галош - "каш". Халаты долгое время не были характерны для женской одежды. Женщины в холодное время года обходились дополнительной рубахой.

Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

У таджичек-горянок были широко распространены богато орнаментированные чулки - "джурабч". При выходе из дома ко всему комплексу повседневной одежин добавлялась еще к головная накидка - "паранджа с чачваяои". Таджички носили паранджу ("фаранджи") преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность.


Праздничный костюм молодой женщины из Дарваза
в старинном головном уборе (Горный Таджикистан)
[4]



Традиционный женский костюм. Таджики, Каратагский район. Конец XIХ – начало ХХ вв.
Фонды Музея этнографии Института истории,
археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.



ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Согласно древним воззрениям народов Средней Азии, как мужчинам, так в женщинам запрещалось ходить с непокрытой головой. Поэтому головные уборы были непременным компонентам в комплексе одежды.

Мужской головной убор - тюбетейка. Тюбетейки из Ура-Тюбе, Исфары и Ленинабада отличаются особенно тонким и сложным узором, гармоничным сочетанием красок. Первоначально бытовали круглые с высокой тульей тюбетейки, сменившиеся четырехугольными тюбетейками с плоским верхом. Украшения старинных тюбетеек были очень лаконичными — четыре, часто двухцветные, розетки и одно­цветная плетеная тесьма по околышу. Впоследствии весь фон стали зашивать многоцветным узором, а околыш обшивать бархатной полоской или вышитой тесьмой.

В холодное зимнее время в качестве головного убора население носило и меховые шапки - "галлах". Под дорогой тюбетейкой, меховыми шапками часто носили, мягкую шапочку без подкладки - "арактан" (букв. "собиратель пота"). Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Среди шапочек из ткани самую простую форму имела так называемая "аракчин". Более сложную конструкцию имела тюбетейка. Состоящая также из макушки и околыша, она изготовлялась с подкладкой. Тюбетейки прострачивались строчкой, а между ними при помощи спиц вставлялись жгутики из ваты. Особый покрой имел другой вид мужского головного убора - "кулох". Он представлял собой шапку, сшитую из четырех равнобедренных треугольников. Конструкция меховых шапок мало чем отличалась от покроя вышеуказанных головных уборов.

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка.



Головные уборы таджичек равнинных районов[5]

Интересны головные платки северных районов из белой кисеи, один угол их и прилегающие к нему стороны вышиты разнообразным узором. Когда-то такие платки носили все женщины: в последнее время они стали частью ритуального костюма. Оригинальны бытовавшие до недавнего времени у таджичек Куляба широкие шарфы из белой кисеи с вышивкой на концах и платки, окрашенные техникой перевязки. По­следние встречались и в Дарвазе, но там их делали из сшитых вместе нескольких полотнищ шелкового карбоса.

ОБУВЬ

В качестве обуви у таджиков были распространены кожаные галоши - "кавш" и мягкие сапоги -"махси". Последние носили исключительно с "каввамя". Наряду с "кавшу махси" мужчины-горожане носили и сапоги на твердой подкладке - "муза", а селяне - сапоги "мукки", изготавливаемые из толстой, мягкой кожи.

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Были также мягкие сапоги из ягнячьих или бараньих шкурок, сшитые мехом внутрь. Их носили в холодное время года в горных районах, преимущественно старики, причем надевали их с кауши чубин — деревянными туфлями, изготовлявшимися почти во всех горных районах республики, а в старину — и в предгорьях на северных склонах Туркестанского хребта. На Памире были пех или чамус — мужские, женские и детские мягкие сапожки, носившиеся без галош с шерстяными чулками. В горных районах в дождливую погоду носили хомак — обувь, сшитая чулком из сырых, невыделанных коровьих шкур шерстью наружу.

УКРАШЕНИЯ

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра и отличаются некоторой массивностью.

В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе.


Нагрудное украшение. Бухара. Таджики. Из даров эмиров Бухарских.
Передана из Зимнего дворца в 1921 году. Фонды РЭМ




Ювелирные украшения таджичек горных и равнинных районов[6]


Источник: частично использован материал из книги: H.Н. Ершов. Собрание этнографических коллекций Института истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР.

1. Старинный костюм девушки из Дарваза (Горный Таджикистан), состоящий из платья с горизонтальным разрезом ворота – куртаи шоинак из кустарной хл.-б. материи местного производства, называемой куртачии вамынча. Грудь украшена нагрудником – шоинак, сделанным из белого карбоса и вышитым гладью шелковыми некручеными нитками. Обшлага рукавов – саростин украшены вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашиты вышитые тоже крестом полоски – чобик, посередине которых в старину делался прорез для просовывания рук при работе. Под платье надеты шаровары-пойчома, лозимй, танбон, нижняя часть которых, видная из-под платья, сшита из местной кустарной полосатой хл.-б. материи сиях-алоча. На голову накинут платок – собаи казини, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства, называемого казин, и окрашенный способом перевязки – гулбанди. В волосы вплетены две искусственные косы с крупными кистями из ниток-чураи каттапулкак. На шее бисерное украшение-гулубанд, в ушах серьги – гушвор. На ногах кожаные туфли – кафши чаки. (вернуться)

2. Старинный костюм молодого мужчины из Самарканда, состоящий из надетого поверх белья халата – чапон, чома бухарского покроя из полосатой китабской полушелковой алачи. Халат подпоясан модным тогда поясом – камарбанд из золотого галуна с нашитыми филигранными бляшками и пряжкой с кисточкам). Сверху надет второй халат такого же покроя тоже из китабской алачи, окрашенной способом перевязки – абрбандй. На голову повязана цветная чалма – салла (срисована с фотографии молодого самаркандского таджика из книги Крафта). На ногах модные сапоги – муза на высоком каблуке (тоже срисованы с фотографии чиновника–аксакала в той же книге). (вернуться)

3. Старинный костюм пожилого крестьянина из Дарваза (Горный Таджикистан), состоящий из стеганого халата - чома, сшитого из местной хл.-б. материи сиях,алоча на подкладке из карбоса в ‘белую и желтую полоски – карбоси маллагй и подпоясанного платком – локй из белого карбоса. Под халатом надет яктак или актай – халат из белого в желтую полоску карбоса, а под ним - рубаха из белого карбоса с горизонтальным разрезом ворота – куртаи кифтак и глухие шаровары-эзори мардина, сшитые из такого же карбоса. На ногах сапоги с мягкой подошвой-чоруки баландак, с завязками на лодыжке-банди чорук, а вместо галош – деревянные башмаки – кафшн чубин. Сапоги надеты на орнаментированные и связанные без пятки шерстяные чулми-чураб, поверх которых от лодыжки до половины голени намотаны шерстяные обмотки-пайтоба. На голове вышитая тюбетейка из черного сатина с конусообразной тульей-ток,й, а поверх нее намотана полушерстяная чалма – саллаи мошовй. (вернуться)

4. Праздничный костюм молодой женщины из Дарваза (Горный Таджикистан) в старинном головном уборе, состоящий из платья с вертикальным разрезом ворота-куртаи пешчокак, сшитого из шелкового полотна местной выработки – казин, окрашенного способом перевязки – гул-бандй. Ворот платья украшен двойным рядом шелковой тесьмы с нашитыми серебряными пластинками – ситора, имеющими форму звезды и полумесяца. Такое украшение называется мавчи ситора, т. е. "волна звезд". Под платье надеты шаровары – пойчома из хл.-б. фабричной ткани, на ногах кожаные туфли-кафши чаки. На голову накинут платок – собаи казинй, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства-казни, размером 167 см Х 109 см, поверх которого голова обвязана вышитой налобной повязкой-мандил или сарбандак. На груди ожерелье из разноцветного бисера и бус, называемое шавгин, ворот платья скреплен металлической брошью – садафи пеш, на шее бисерная повязка-кашелак, на руке кольцо-чалла с глазком из сердолика-акнк, в ушах серьги – гушвор. (вернуться)

5. Головные уборы таджичек равнинных районов Наверху – старинная выходная головная повязка женщины средних лет: нижний белый платок – царе надвинут на лоб и заложен по краю складками – чимчима, а сверху повязан небольшой платок – дурра черного или какого-либо темного цвета, в складки платка проложена бумага.
Внизу современные способы повязывания платка в домашней обстановке пожилой женщиной (слева) и старухой (оправа). Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде. (вернуться)

6. Ювелирные украшения таджичек горных и равнинных районов Наверху слева бытующие сейчас серебряные серьги с пятью подвесками из скрученных спиралью проволочек, коралловых бус и пронизок из зерни, называемые гушвори чапарак. Приобретены в Кулябе (Южный Таджикистан).
Наверху справа старинные серебряные серьги балдок, привезенные перед революцией из Бухары и Ура-Тюбе.
В центре таблицы халкаи газалй или бушак, бибишак-украшение в форме якорей, подвешиваемое позади ушей за волосы, инкрустированное разноцветными бусинами и бирюзой и с подвесками из коралловых и стеклянных бус. Бытовало в кишлаках северных районов республики в начале XX века.
Внизу слева серебряные позолоченные серьги-халкаи яккадур с подвесками из мелкого жемчуга и крупных низкосортных рубинов и изумрудов. Были в моде в городах в начале XX века.
Внизу справа старинные серебряные серьги-халка из инкрустированных цветными стеклами и бисером двух пластинок с подвесками из перламутровых бус. Бытовали в городах на севере республики в начале XX века. (вернуться)

Источник иллюстраций: Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды таджиков. Душанбе. Полиграфкомбинат Комитета по печати при совете Министров Таджикской ССР. 1969 г.
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИСТОРИЯ КОСТЮМА
 

Санкт-Петербург    © 2019-2020      Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика