Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. Итоговое сочинение по направлению "Верность и измена" - Произведения школьной программы - сборник сочинений - подготовка к итоговому сочинению
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предательством счастья не сыщешь
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Вариант итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"
 
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
Вариант итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"
 
"Хранить верность – это достоинство, познать верность – это честь..." (Мария Эбнер-Эшенбах)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
"Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти" Оноре де Бальзак
Вариант итогового сочинения по направлению "Цели и срества"
 
 
 
 
 
 
 
Итоговое сочинение*
 
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии»
(Д. Свифт)
Вариант итогового сочинения по направлению
"Верность и измена"
 
Измена – это попрание человеком определенных нравственных понятий, нарушение представлений о чести, долге, семейном и нравственном. Зарождаясь в человеческом сердце, проникая в мысли, душу, этот процесс постепенно обретает зримые и реальные черты. Очень остро звучит мотив измены в произведениях русской классической литературы, например, в драме А.Н. Островского «Гроза».
Уже в начале пьесы звучат у Островского мотивы соблазна, искушения, греха и своеволия. Катерина понимает, что с ней происходит «что-то недоброе»: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. <...> точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самой себя совестно делается...».
Согласно христианским представлениям, сначала смущается ум человека, его мысли, потом сердце и чувства, а затем воля. Бессознательно Катерина это ощущает и говорит об этом Варваре: «Ах, Варя, грех у меня на уме! <...> Не уйти мне от этого греха. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Во втором действии она вновь говорит Варваре: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал». Понимая, что мечта о Борисе завладела ее мыслями, героиня все же пытается удержаться от греха, стараясь заглушить свою страсть, найти опору в муже: «Я буду мужа любить», «Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Однако Тихон стремится вырваться на волю, он не чувствует состояния жены: «Всю-то жизнь вот эдак жить, как ты видишь, так и убежишь и от жены…» Еще одна попытка сохранить собственную душу – страшная клятва Катерины, ставшая трагическим пророчеством: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я...». И финальным этапом борьбы героини с охватившим ее соблазном становится сцена с ключом. Искусительницей здесь выступает Варвара, приносящая ей ключ от калитки. Катерина мучительно борется с этим искушением, и автор обнажает всю душевную борьбу героини: «Бросить его? Разумеется, надо бросить. <...> Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман). <...> Видно, сама судьба того хочет!» На этом заканчивается душевная борьба героини: отдавшись во власть страстей, она тайно встречается с Борисом, пока муж находится в отъезде.
Вспомним слова Катерины: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Это ключевая фраза, раскрывающая саму суть этой героини. Катерина не находит духовной опоры ни во внешнем мире (в семье), ни в своем внутреннем мире (в вере, в своих моральных принципах).
Впечатлительность, экзальтированность, максимализм усиливают трагическое мироощущение Катерины. Мучась сознанием совершенного греха, она признается во всем мужу и свекрови, однако внутренний конфликт не может разрешиться этой сценой. Признавшись в грехе, героиня не обрела истинного покаяния, смирения, стремления изменить свою жизнь. Она так и не смогла преодолеть свою страсть – все помыслы ее по-прежнему обращены к Борису, она даже готова бежать с ним из дома. Однако ее избранник оказывается робким, заурядным человеком, не способным решиться на бунт. И теперь уже ситуация представляется Катерине совсем безвыходной, ею овладевает тоска: «Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу... <...> Отчего это нынче не убивают?». Она испытывает острое чувство вины, и упреки окружающих поддерживают в ней это чувство – она находит их справедливыми. Однако если бы все простили, пожалели ее – чувство постоянного стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. Окружающие не могут спасти Катерину, так как она не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, со своими представлениями о добре и зле. И в этом неразрешимость внутреннего конфликта в «Грозе», в этом состоит трагедийность пьесы, финалом которой стала смерть героини.
Как мы видим, Катерина у Островского стала жертвой распадения собственной веры. Жизненные обстоятельства не могли дать ей счастья, любви, душевной гармонии, а внутренних сил для смирения ей недоставало. Поэтому она оказалась в духовном одиночестве. Страх наказания, олицетворённый жуткими обличениями безумной барыни, завладевает душою героини без остатка.
Таким образом, измена, предательство – это тяжкий грех, зарождающийся сначала в душе человека. Мы видим, что измена разрушает не только человеческую личность, но и саму жизнь. (640 слов)
Источник: Амелина Е.В. Итоговое выпускное сочинение. 2017–2018. –Ростов н/Д.: Феникс, 2018.
 

Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

См. об итоговом сочинении на сайте "К уроку литературы"
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
Яндекс.Метрика