Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Иллюстрации Е.Е.Лансере*
к повести "Хаджи-Мурат"
Хаджи-Мурат с мюридами спускается с гор
 
Хаджи-Мурат
 
Глава 1. Хаджи-Мурат в доме Садо.
 
Глава 5. Ранение Авдеева.
 
Глава 15. В приемной Николая I.
 
Глава 15. Донесение Воронцова прибыло в Петербург.
 
Глава 19. Воспоминание Хаджи-Мурата о сыне.
 
Глава 19. Шамиль въезжает в Ведено
 
Глава 19. Юсуф, сын Хаджи-Мурата, перед Шамилем.
Источник иллюстраций: Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат. – Петроград.: Издание т-ва Голике и Вильборг, 1918 г.

*Лансере Евгений Евгеньевич (1875–1946) – русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Сын известного скульптора Е.А.Лансере, брат художницы З.Е.Серебряковой, племянник основателя и идеолога объединения "Мир Искусства" А.Н.Бенуа.
Е.Е.Лансере работал над над иллюстрациями к повести "Хаджи-Мурат" с 1912 по 1914 год. По словам А.Н.Бенуа, "рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь".
Художник побывал в тех местах, где разворачивалось действие толстовской повести. Он посетил Северный Кавказ, побывал в дагестанских аулах, затем отправился в Закавказье. 19 ноября 1914 года К.А.Сомов записал в дневнике: "Вечером собрание у Лансере; было мило, все свои. Рассматривали Жениного "Хаджи-Мурата".(Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 136.)
В повести Л.Н.Толстого 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой из них Лансере выполнил заставку и концовку. Среди них есть как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Присутствуют иллюстрации и в тексте. Следует отметить прежде всего разворот, занимающий верхнюю часть страниц 102-103, на котором изображена Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. В левой части рисунка – основание Александровской колонны и стоящая около него полицейская будка, в правой части – летящие по площади сани.
Среди иллюстраций немало портретов, все они – документальные. В основу помещенного в конце вступления к повести портрета молодого офицера Льва Николаевича Толстого положены фотографии 1851 и 1855 годов. Другие портреты – князя М.С.Воронцова, княгини М.В.Воронцовой, князя Лорис-Меликова и др. – выполнены по живописным изображениям или дагерротипам. Они сравнительно небольшие, но нередко расположены на отдельной полосе с широкими чистыми полями.
Оценивая оформление "Хаджи-Мурата", Алексей Алексеевич Сидоров писал: "Это действительно одновременно и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника-исследователя, историка, человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя красоту ее (традиция “Мира искусства“) и правдивость, познавательную ценность иллюстрации". (Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории. М., 1969. С.214.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 

Санкт-Петербург    © 2013-2017     Недорезова  М.,  Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz