Иллюстрации А.Н.Бенуа к повести "Капитанская дочка"
Литература для школьников
 
 Главная
 Пушкин А.С.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
Иллюстрации А.Н.Бенуа*
к повести "Капитанская дочка"
Глава V. "Любовь". "Милая, добрая Марья Ивановна, – сказал я ей
– будь моею женою, согласись на мое счастие". 1945 г.
 
Глава XIV. "Суд". "Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел – Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом." 1919 г.
 
Глава XIV. "Суд". "Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы..."
 
Глава XIV. "Суд." "Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее..."

*Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Первые рисунки к «Капитанской дочке» были выполнены Бенуа в 1904 году, с них началась серия пушкинских иллюстраций, но тогда они так и не были изданы.
В 1919 году Бенуа становится членом комиссии Наркомпроса по изданию русских классиков и ему предоставляется возможность закончить начатое дело. Издание 1919 г. представляло собой маленькую «карманную» книжку в простой бумажной обложке и довольно плохо напечатанную на газетной бумаге. Художник завершал работу, начатую пятнадцать лет назад и тогда не изданную. Здесь герои, обстановка, приметы быта, костюмы даны как жизненные реалии, сведенные в историческую жанровую сцену они режиссированы по принципу «правдивости», совсем как в театре Станиславского.
В каждом случае – повествовательно развернутый сюжет, соответствующий требованиям максимальной «читабельности» рисунка, историческая точность в деталях. В ином ключе решена аллегорическая концовка, основанная на сновидении Гринева: страшный крестьянин, размахивая топором, сносит дворянские головы. Штриховые иллюстрации отличаются от тональных рисунков первого варианта «Капитанской дочки»: энергичный, подобно быстрому наброску рисунок, не скрывающий, а, напротив, акцентирующий: самый темп движения кисти, резкие контрасты контурных мазков и черных заливок.
 
 
Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" на сайте "К уроку литературы"


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Болдинская осень.
Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика