Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 84. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды

Урок 85. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Уроки 86-90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»


УРОК 84
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: ЖИЗНЬ, СУДЬБА,
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ,
ИДЕЙНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Цель:

ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности мировоззрения писателя с его произведениями; совершенствовать умения и навыки составлять конспект, план, хронологическую таблицу жизни и творчества писателя; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки.

Оборудование:
учебник, фотографии Ф. М. Достоевского, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают, составляют тезисы, хронологическую таблицу о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Анализ контрольных сочинений

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Ф. М. Достоевского, который уже несколько десятилетий разделяет первые места с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.

Фёдор Михайлович Достоевский занимает уникальное место в мировой культуре как писатель-философ, в творчестве которого раскрывались фундаментальные проблемы и основополагающие противоречия человеческого бытия. Это писатель, у которого своё открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение. Это человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества. Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,— это темы истории, этики, религии. Не получив систематического философского образования, Ф. М. Достоевский очень много читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих размышлениях. Его «Дневник Писателя», оригинальный по своему стилю, заполнен художественными этюдами.

Фёдор Михайлович прожил трагическую жизнь. Его одиночество было безгранично. Гениальные проблемы писателя были недоступны современникам: они видели в нём только проповедника гуманности, певца бедных людей, «униженных и оскорблённых». Никто не увидел то, что и гуманизм у Достоевского особенный: человек для него — микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого всё вращается. В человеке — загадка мировой жизни. Решить вопрос о человеке — значит решить вопрос о Боге. Сам автор «Преступления и наказания» был такой же загадкой для своих современников.

Сегодня мы проведём экскурс по жизни и творчеству писателя, чтобы понять гениальную личность, книги Достоевского, вошедшие в мировую классику, понять великое творение Фёдора Михайловича Достоевского — роман «Преступление и наказание», который занимает важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе…

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя
(с элементами беседы)

— Собственная судьба Достоевского изобиловала драмами. «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьёй, с детства оскорблённые неблагообразием своих отцов и среды своей…» — писал он. Л. Н. Толстой о Ф. М. Достоевском сказал, что это «человек, который весь борьба».

Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств — вот что свойственно духовной жизни писателя, вот что воплотилось на страницах его произведений. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»,— утверждал Ф. М. Достоевский.

• Как вы понимаете эти слова писателя-философа? О какой истине идёт речь?

• В Евангелии Понтий Пилат спросил у Христа: «Что есть истина?» Как вы думаете, почему Христос ничего ему не ответил?

Комментарий.
Если учащиеся затрудняются ответить, то следует напомнить им, что во время своей проповеди Христос сказал: «Я есть путь и Истина». Истина для христиан — это не теория, не формула, не вселенский закон, а Христос. Эта Истина пишется с большой буквы, она живая, и ради неё Ф. М. Достоевский готов был отречься от всех истин объективной реальности. Эта Истина — тот компас, с которым писатель сверялся, когда создавал свои гениальные произведения.

2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Ф. М. Достоевского.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества Ф. М. Достоевского
Дата
Событие
30 октября (11 ноября) 1821 г.
Рождение в Москве, в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского
1837–1843 гг.
Учёба в Главном инженерном училище в Петербурге
1844 г.
Написание романа «Бедные люди», знакомство с В. Г. Белинским и И. И. Панаевым
1849 г.
Арест по делу петрашевцев, вынесение смертного приговора, замена приговора на каторгу и солдатскую службу
1850–1859 гг.
Отбывание каторжных работ (до 1854) и военная служба в Семипалатинске
1861–1863 гг.
Издание журнала «Время»
1863–1865 гг.
Издание журнала «Эпоха»
1865–1866 гг.
Написание и публикация романа «Преступление и наказание»; написание романа «Игрок»
1868 г.
Выход в свет романа «Идиот»
1872 г.
Издание романа «Бесы»
1873 г.
Начало «Дневника писателя»
1875 г.
«Подросток»
1876 г.
«Кроткая»
1877 г.
Избрание членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности
1879–1880 г.
Выход романа «Братья Карамазовы»
28 января (9 февраля) 1881 г.
Кончина Ф. М. Достоевского


3. Сообщение учителя
об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Творчество Фёдора Михайловича Достоевского принадлежит к числу наиболее сложных и противоречивых явлений русской литературы второй половины XIX в. Начавший свою деятельность под воздействием передовых демократических идей 40-х гг., испытавший влияние В. Г. Белинского, осуждённый в молодости на каторгу за участие в социалистических кружках петрашевцев, Ф. М. Достоевский позднее разошёлся с деятелями русского освободительного движения.

В 60–70-х гг. он выступил как противник великих русских революционеров-демократов, как проповедник покорности и смирения. Понимая, что миром правит зло, писатель утверждает, что мир может спасти лишь сострадание, милосердие и любовь. Достоевский провозгласил на весь мир, что «любовь спасёт мир»: к ближнему, к Богу, к любимому, к природе, к жизни.

Писатель проповедовал духовное возрождение людей и общества в силе бесконечной и всеобъемлющей любви для осуществления вселенского царства правды на земле, и проповедовал он это живее, сильнее, чем кто-либо из современников.

Нравственное совершенство для писателя есть истина и любовь; но истина на первом месте. Истине противостоит ложь. Рабы лжи — Пётр Верховенский в «Бесах», Ракитин в «Братьях Карамазовых».

После истины важна любовь. Истинная любовь — это любовь Сони в «Преступлении и наказании». Конечно, она состоит и из сострадания, но не только: Соня всё крепче соединяется с Раскольниковым, разделяет с ним наказание и своей любовью спасает его.

Практически в каждом герое или героине можно увидеть черты Христа: кротость, смирение, любовь, беззаветная и всепоглощающая, доброта, красота внутреннего «я», духовного мира. Вся жизнь персонажей зависит от решения религиозной проблемы, поэтому вера — действительно основополагающая в романах Достоевского. Вера в Бога и Провидение всегда спасала и поддерживала Достоевского в трудные минуты его личной жизни. И в своём мировоззрении писатель, как всякий настоящий христианин, выводил все мировые ценности, придающие жизни смысл и обеспечивающие конечную победу добра, из положения, что Бог существует, что Он — Творец мира.

И по Достоевскому, главной личностью, приблизившей мир к этой спасительной точке, стала личность Иисуса Христа. Этот поиск «положительно-прекрасного человека» занимает основную, основополагающую часть в творчестве Достоевского.

4. «Умники и умницы»:
работа с документальными материалами
(в парах)

У ч и т е л ь.
Вам предлагается попробовать свои силы в художественном творчестве, где, как вы знаете, главную роль играет воображение, то есть умение представить себе, увидеть действующих лиц, обстоятельства, мизансцены в живых картинах. Для предлагаемой работы ни героев, ни событий выдумывать не надо: они «заданы» документальным материалом. Требуется эти факты представить в виде «живой сцены», в которой можно почувствовать и настроение, и атмосферу происходящих событий (не прямыми оценками, а художественными средствами — лексикой; эпитетами, метафорами, сравнениями, конструкцией предложений и т. п.).

Прочитайте данные ниже документы. Анализируя их, ответьте на вопросы.

• Каким вы видите здесь Ф. М. Достоевского?

• Почему власти признали его крайне опасным?

• Какие детали в документах показались вам особенно интересными?

• Какой общий заголовок вы дадите этому материалу? Опираясь на документы, попробуйте создать живой, образный рассказ о данном периоде жизни Ф. М. Достоевского.

Документ первый
III отделение собственной его императорского величества канцелярии С.-Петербург 22 апреля 1849 года № 675
Г. Майору С.-Петербургского жандармского дивизиона Чудинову
По высочайшему повелению предписываю Вашему Высокоблагородию завтра, в четыре часа пополуночи, арестовать отставного инженер-поручика и литератора Фёдора Михайловича Достоевского… При сём случае вы должны строго наблюдать, чтобы из бумаг Достоевского ничего не было скрыто… Ежели при опечатании бумаг и книг Достоевского он будет указывать, что некоторые из оных принадлежат другому какому-нибудь лицу, то не обращать на таковое указание внимания и оные также опечатать. При возлагаемом на вас поручении вы обязаны употребить наистрожайшую бдительность и осторожность под личною вашею ответственностью…
Генерал-адъютант граф Орлов

Документ второй
ПРИГОВОР

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от дворянина Плещеева (подсудимого) копию с преступного письма литератора Белинского — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского… Достоевский был у подсудимого Спешнева во время чтения возмутительного сочинения поручика Григорьева под названием «Солдатская беседа».
А потому военный суд приговорил его, отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева,— лишить… чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.

Документ третий
Отставного поручика Достоевского… лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет.
Заключение генерал-аудитора.
Резолюция Николая I: «На четыре года, а потом рядовым».

Документ четвёртый
ИЗ ПИСЬМА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО БРАТУ

Брат, любезный друг мой! всё решено! Я приговорён к четырёхлетним работам в крепости (кажется Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня, 22 декабря, нас отвезли на Семёновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головой шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызвали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моём, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой. Привязанных к столбу привели назад и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Расскажите о молодости Достоевского и об эпохе, в которую она протекала. Закономерно ли было его обращение к литературе как основной профессиональной деятельности, с которой он связывал все свои надежды?

• Почему Некрасов и Григорович, прочитав роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», заявили Белинскому: «Новый Гоголь родился!»?

• Подумайте, почему в докаторжный период в Ф. М. Достоевском совмещалось христианство с увлечением утопическим социализмом? Почему после каторги такое совмещение стало невозможным?

• Почему пять главных романов Достоевского («Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») принято называть «великим пятикнижием»?

• Что общего у романов Достоевского с библейским Пятикнижием Моисея?

VI. Домашнее задание

1. Написать эссе: «Согласны ли вы с утверждением Ф. М. Достоевского, что красота спасёт мир?» Своё мнение аргументировать.

2. Подготовить рабочие материалы на тему «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского».

Следующий урок: Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика