Петербург Достоевского. Образ Петербурга в русской литературе. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92.
 
 
 
Двор.
Иллюстрация И. Глазунова
к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 84. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды

Урок 85. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Уроки 86-90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»


УРОК 85
ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

Цель:

актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города «униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение; воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об образе Петербурга в русской литературе; сопоставляют описания Петербурга А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Н. А. Некрасовым; выполняют исследовательскую работу в группах на тему «Петербург Достоевского»; участвуют в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа

• В чём своеобразие творчества Ф. М. Достоевского?

• Почему Достоевского называют писателем-философом? С творчеством каких писателей-философов вы уже знакомы?

• В чём особенности мировоззрения Ф. М. Достоевского, что новое вносит писатель в представления о дальнейших исторических судьбах России?

• Почему «Преступление и наказание» называют «Петербургским романом»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В русской классической литературе такие слова, как «Петербург» и «Достоевский» стоят в одном смысловом ряду. Фёдор Михайлович Достоевский считается самым «петербургским» писателем. Образ имперской столицы, созданный писателем, навсегда вошёл в историю русской литературы.

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И всё это время мы не перестаём ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа — огромного города.

Действие романа погружено в эпоху, прозванную «железным веком». И не случайно Петербург у Достоевского становится её олицетворением… Существует два Петербурга. Один — город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далёкий и неизвестный нам, живущим в XXI в., Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в жёлтых грязных домах с грязными тёмными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского…


IV. Работа над темой урока

1. Постановка и решение проблемной ситуации
1) Работа учащихся с раздаточным материалом


• Узнайте город по описанию. Укажите название произведения, где это описание было использовано, назовите автора произведения.

• Каков Петербург у каждого автора? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?

Карточка № 1
«…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга… всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар, и, Боже, сколько ног оставило на нём следы свои!..
С самого раннего утра… Невский проспект пуст… По улицам плетётся нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций… Но чем ближе к двум часам… всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия…
В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах…
Но как только сумерки упадут на дома и улицы… тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…
О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…»
(Н. В. Гоголь)

Карточка № 2
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова…
Люблю…
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
(А. С. Пушкин)

Карточка № 3
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
(Н. А. Некрасов)

2) Обобщение учителя

— В Петербурге А. С. Пушкин провёл более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъёма и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров». Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России. Однако Пушкин чувствовал, что Петербург — город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений… Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека».

В произведениях Н. В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургской повести» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Одной из любимых тем лирики Н. А. Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал её с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

• Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа «Преступление и наказание»? — эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф. М. Достоевского.

2. Подготовительная беседа перед выполнением исследовательской работы
в группах по теме «Петербург Достоевского»


• Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чём заставил задуматься?

• Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя жестоким. Согласны ли вы с этим утверждением?

• Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

• Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на серединных улицах? Какое впечатление они производят на вас?

• Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим мы на улицах города?

• Какие запахи повсюду сопровождают героев, живущих в серединных улицах Петербурга?

• Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

3. Исследовательская работа (в группах)
Задания

1-я группа.

Охарактеризуйте пейзажи в романе:
часть первая, гл. I («отвратительный и грустный колорит» городского дня);
часть вторая, гл. I (подчёркнутое повторение предыдущей картины);
часть вторая, гл. II («великолепная панорама» Петербурга);
часть вторая, гл. VI (вечерний Петербург);
часть пятая, гл. V (вид из окна комнаты Раскольникова);
часть шестая, гл. V–VI (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

2-я группа.
Сопоставьте сцены уличной жизни:
часть первая, гл. I (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми);
часть вторая, гл. II (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);
часть вторая, гл. VI (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения);
часть вторая, гл. VI (сцена на …ском мосту);
часть пятая, гл. V (смерть Катерины Ивановны).

3-я группа.
Составьте описания интерьеров:
часть первая, гл. III (каморка Раскольникова);
часть первая, гл. II (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);
часть первая, гл. II и часть вторая, гл. VII («проходной угол» Мармеладова);
часть четвёртая, гл. IV (комната — «сарай» Сони);
часть шестая, гл. III (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов).

4-я группа.
Работа с иллюстрациями
«Образ Петербурга Достоевского глазами художника Ильи Глазунова».


Ф. М. Достоевский — любимый писатель Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Илья Глазунов пронёс через всё своё творчество. Он создал большой цикл, посвящённый образам Достоевского. Сопоставьте Петербург, изображённый художником и Достоевским.

Двор. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский в Петербурге. Осень

4. Презентация результатов исследовательской работы представителями групп

5. Составление обобщающих тезисов «Петербург Достоевского»

(запись на доске и в тетрадях)

Образец тезисов

• Город — не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

• Автор наделяет город определёнными чертами:

1) двойственность Петербурга:
• грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади; величественная, прохладная Нева;

2) совпадение состояния героев и города:
• герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников);
• город погружён в духоту, он сам является причиной раздражения и болезненного состояния героев;

3) общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных,— это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже преступлениям.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Закончи фразу…»


• Запишите в тетрадь вывод сегодняшнего урока, продолжив фразу «Петербург Достоевского — это…».

VI. Домашнее задание

Знать содержание романа «Преступление и наказание» (сюжет, особенности композиции, проблемы, поднятые в романе).

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
 
 

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика