Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Л.Н.Толстой-поручик. 15 февраля 1856 г.
Петербург. С фотографии С.Л.Левицкого.
 
 
 
И.К. Айвазовский.
Взятие Севастополя. 1855[2]
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 71. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания

Урок 72. Л. Н. Толстой. Народ и война в «Севастопольских рассказах»

Уроки 73-82. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 72
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
НАРОД И ВОЙНА
В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ»

Цель:

ознакомить учащихся с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя; на материале «Севастопольских рассказов» показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны; выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души» человека; совершенствовать навыки работы с художественным текстом; формировать мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации; воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, «Севастопольские рассказы», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя; на материале «Севастопольских рассказов» показывают истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны; выявляют мастерство писателя в раскрытии «диалектики души человека»; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В чём вы видите своеобразие личности и таланта писателя?

• Какие события в общественно-политической и личной жизни Л. Н. Толстого повлияли на формирование и изменение его философско-эстетической позиции?

• Что такое «диалектика души»?

• Что нового внёс Л. Н. Толстой в историю русской и мировой литературы?

• Почему произведения Л. Н. Толстого актуальны в наше время?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Русская литература, начиная со «Слова о полку Игореве», часто обращается к теме защиты родной земли от чужеземных захватчиков. Военная тема значима для русской литературы не в силу её, литературы, особой воинственности, а как раз наоборот: она помогает понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Л. Н. Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».

Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: «Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого», «Что такое война в понимании писателя?»

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— В июле 1855 г., в самый разгар Крымской войны, когда взоры всей России были прикованы к героической обороне Севастополя, в журнале «Современник» стали появляться севастопольские рассказы Л. Н. Толстого, которые были встречены с особым интересом. По свидетельству А. В. Дружинина, «вся читающая Россия восхищалась Севастополем в ноябре [здесь у А. В. Дружинина ошибка — ред.], Севастополем весной, Севастополем в августе месяце».

Не только поэтические достоинства рассказов привлекли к ним острое внимание и горячий интерес. В этих рассказах были выражены очень важные политические истины, были поставлены волнующие социальные вопросы. Писатель отразил глубокие общественные настроения, и в этом, наряду с его высоким художественным мастерством, заключался секрет того большого впечатления, которое произвели рассказы Л. Н. Толстого на передовые слои русского общества.

Правду, глубокую, трезвую правду — вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах». Правду о патриотическом подъёме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах и настроениях, которые были близки всему русскому обществу, и, с другой стороны, правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.

Новаторство военных рассказов Л. Н. Толстого заключается в том, что писатель в центре батальных сцен поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его сокровенными, глубоко затаёнными мыслями и чувствами. Человек из народа своим ратным трудом, неприметным подвигом решает судьбы отечества, а все другие персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлён народ.

2. Аналитическая работа:
особенности изображения событий Крымской войны
в рассказах Толстого
(в группах)

Задания

1-я группа — «биографы».


Обсудите теоретический материал учебника и подготовленную дома информацию, подготовьте сообщение об истории создания и творческом замысле произведений «Севастопольских рассказов», «Л. Н. Толстой в Севастополе».

2-я группа — «художники».

Проанализируйте репродукции картин, связанных с обороной Севастополя.
По репродукциям И. К. Айвазовского (см. ниже) и В. Ф. Тимма, изображающим Севастополь и 4-й бастион, по панораме «Героическая оборона Севастополя, 1854–1855 годы», созданной художником-баталистом Ф. А. Рубо, расскажите о Севастополе, увиденном глазами художников.

3–5-я группы — «литературоведы».

Определите особенности изображения событий Крымской войны в рассказах Л. Н. Толстого.

«Севастополь в декабре месяце»

• Как Л. Н. Толстой создаёт неприукрашенный облик военных будней?

• Какое значение имеет образ наблюдателя? повествователя?

• Какими показаны защитники Севастополя? Какими мы их увидели?

• Что движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

• Каковы художественные особенности этого рассказа?

• Проанализируйте эпизод «Ранение штабс-капитана Михайлова».

«Севастополь в мае»

• Какова тема этого рассказа?

• Как писатель изображает поведение офицеров (Калугин, князь Гальцин, ротмистр Праскухин, штабс-капитан Калугин, Пест, поручик Непшитшетский)?

• Каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно» за себя?

• Как характеризует автор адъютанта Калугина? Ради чего он рискует?

• Проанализируйте эпизод из 9 главы, где Калугин демонстрирует свою храбрость капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей».

• Расскажите о военных буднях остальных солдат и офицеров.

• Проанализируйте эпизод «Смерть ротмистра Праскухина».

• Каковы художественные особенности рассказа?

«Севастополь в августе 1855 года»

• Как Л. Н. Толстой развенчивает ложную военную романтику и воссоздаёт «трезвую правду о войне»?

• Какую роль сыграли братья Козельцовы в общем ходе исторических событий?

• Выполните сопоставительную работу, опираясь на анализ предложенных глав.
№ п/п
Володя
Михаил
1
Страх (гл. 7, 8, 10)
Встреча с полковником, бывшим товарищем (гл. 15)
2
На мортирную батарею (гл. 20, 21)
Встреча с ротой (гл. 16, 17)
3
Исполнение обязанностей (гл. 23)
Штурм (гл. 25)
4
Штурм (гл. 26)
Смерть
5
Смерть


• Назовите ещё одного главного героя произведения. Его имя звучит в заглавии каждого рассказа и книги. (Это гордый город Севастополь)

Ориентировочные ответы 1-й и 2-й групп

1-я группа — «биографы».

Лев Николаевич Толстой был в Крыму трижды. В действующую армию подпоручика Толстого перевели после его настойчивых требований. Сюда, в сражающийся Севастополь, он стремился «больше всего из патриотизма», как рассказывал позднее брату.

7 ноября 1854 г. Л. Н. Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами, офицерами. И всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли тридцать дней под бомбами. Чудное время!»

Молодому офицеру-артиллеристу долго не удаётся побывать в деле. Почти два месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем, в деревне Эски-Орда (ныне Лозовое). Жил он в удобном помещичьем доме. Сохранившееся до сих пор лёгкое двухэтажное здание видно с Алуштинского шоссе. Оно чётко выделяется на фоне окружающих тёмно-серых гор и густой зелени садов.

В память о пребывании Л. Н. Толстого в этих местах на шоссе установлен его скульптурный бюст.

В последних числах марта 1855 г. батарею Л. Н. Толстого перебрасывают на одну из самых важный позиций обороны города — на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. Н 4-м бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Однако бастион жил и не допускал врага в город. С честью и славой выдержали его защитники испытание.

За храбрость и стойкость, проявленные на бастионе, Л. Н. Толстой досрочно получил чин поручика и был награждён орденом. Находясь там, он пишет рассказ «Севастополь в декабре месяце», который затем публикует журнал «Современник». В основу рассказа положены впечатления Л. Н. Толстого от первого знакомства с обороняющимся городом и его защитниками и картины, которые он наблюдал в Севастополе в декабре 1854 г., когда был послан в Эски-Орду со взводом солдат за орудиями. Главная мысль рассказа заключена в словах, что каждый, кто побывал в осаждённом городе, мог вынести «убеждение в невозможности взять Севастополь» и что это убеждение видели «в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на 4-м бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа — «Севастополь в мае».

В последние дни боёв Л. Н. Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей батареи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону.

Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в третьем рассказе «Севастополь в августе 1855 года».

Главное желание и цель Толстого — рассказать не просто правду о войне, но всю правду, правду до конца. Эта мысль открыто заявлена уже в первом очерке. Он носит полемический и программный характер, и программа, глубокое авторское задание сформулированы в очерке подчёркнуто откровенно, с внутренней страстностью: «Вы увидите,— обращается автор очерка к читателям,— войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…»

Завершая рассказ «Севастополь в мае», Толстой пишет: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,— правда».

2-я группа «художники».
В середине XIX в., в 1854–1855 гг., у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя.

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 г. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— В рассказах Л. Н. Толстого впервые в русской и мировой литературе традиционная батальная живопись была очеловечена, то есть углублена и обогащена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека — участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми её ужасами и величием была показана изнутри, посредством раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых её участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе — вот в чём состоял тот шаг вперёд, который Л. Н. Толстой в своих военных рассказах сделал по сравнению с его предшественниками.

От «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого идёт многое важное. От них — прямой путь к «Войне и миру». Б. М. Эйхенбаум назвал очерки о Севастополе своеобразными этюдами к «Войне и миру»: «Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные «тональности», и даже сплетение батального жанра с семейным».

VI. Домашнее задание

1. Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя во время Крымской войны в форме письма с фронта (по желанию учащихся).

2. Знать содержание романа Л. Н. Толстого «Война и мир». (См. Обзор содержания романа «Война и мир» по главам на сайте "К уроку литературы")

Следующие уроки: Уроки 73-82. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Взятие Севастополя — картина находится в Государственном музее искусств Грузии (Тбилиси).
В сентябре 1854 года И. К. Айвазовский побывал в осаждённом Севастополе на Малаховом кургане, где встретился с вице-адмиралами В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, возглавлявшими укрепление и сухопутную оборону Севастополя. По настоянию друзей художник уехал из города и вскоре узнал о смертельном ранении Корнилова, полученного им во время шквального огня, обрушенного на берег 5 октября с кораблей противника.
В 1855 году Айвазовский пишет картину «Взятие Севастополя». Франко-англо-турецкий флот не сумел близко подойти к городу с моря. Дорогу ему преградили корпуса затопленных парусников. Вражеские корабли встали на якоря под Севастополем – от Балаклавы до Качи. (вернуться)

 
И. К. Айвазовский.
Осада Севастополя. 1859.

Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.
Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник увидел над водой
только верхушки мачт кораблей Черноморского флота.
Чтобы помешать вражеским судам подойти к городу с моря,
первые парусные суда по решению командования были затоплены на входе в бухту,
на траверзе Константиновской и Александровской батарей.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика