Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
Наташа после болезни.
Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны.

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 73
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА,
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ

Цель:

ознакомить учащихся с историей создания романа-эпопеи «Война и мир»; раскрыть понятие романа-эпопеи, выявить его характерные признаки на примере романа «Война и мир»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный материал, словарь литературоведческих терминов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя; раскрывают значение понятия романа-эпопеи, выявляют его характерные признаки на примере романа «Война и мир»; знают творческую историю романа, характеризуют эпоху, систему образов; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает писатель в «Севастопольских рассказах»? Зачем?

• Что, по мысли Л. Н. Толстого, заставляет человека убивать себе подобных? Что движет солдатами, офицерами в «Севастопольских рассказах»?

• Какой приём использует автор в повествовании? Почему?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— «В настоящее время перечитываю «Войну и мир». Вот это пища для всех времён, для всех людей»,— писал в своё время Р. Роллан. Трудно определить непреходящее значение великого романа Л. Н. Толстого лучше, чем он это сделал.

Всё изученное, продуманное и прочувствованное писателем предстало в «Войне и мире» в виде сотен живых героев, в галерее прекрасных исторических, батальных и жанровых картин.

Созданный в России в 60-е гг. XIX в., роман перешагнул границы государств и континентов, рубежи столетий, став источником познавательной, эстетической и духовной радости для миллионов людей. Будучи историческим романом об эпохе Отечественной войны 1812 г., «Война и мир» отразила вместе с тем важнейшие проблемы русской жизни 1860-х г., подняла и осветила целый ряд вечных вопросов философско-исторического и философско-этического характера.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…» — этими словами Б. Л. Пастернака мы начинаем изучение романа «Война и мир», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Известно, что Л. Н. Толстой, прежде чем приняться за «Войну и мир», занялся серьёзным изучением эпохи, штудированием документов и материалов, которыми располагала историческая, мемуарная и эпистолярная литература того времени. В статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир” Л. Н. Толстой писал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг…»

Документальным источникам Л. Н. Толстой придавал огромное значение.

В той же статье он подчеркнул: «…Художник не должен забывать, что представление об исторических лицах и событиях, составившееся в народе, основано не на фантазии, а на исторических документах… а потому, иначе понимая и представляя эти лица и события, художник должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами».

Твёрд и последователен был Л. Н. Толстой в осуществлении выработанного им принципа: в историческом произведении «быть до малейших подробностей верным действительности».

История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет (1863–1869);

• замысел романа менялся несколько раз, о чём говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, то хорошо кончается», «1805 год». Последние из этих заглавий Л. Н. Толстой собирался дать первой завершённой редакции романа, содержанию которой оно вполне соответствовало: здесь благополучными были не только исход борьбы за отечество, но и судьбы главных действующих лиц, оставались живы Андрей Болконский и Петя Ростов;

• первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г., вместе с семьёй возвращается из ссылки;

• чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири, автор вынужден обратиться к истории 1825 г.;

• молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревался Л. Н. Толстой по-новому замыслу начать роман;

• чтобы рассказать о победах русской армии в войне 1812 г., писатель считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.: «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама»;

• масштабное, ёмкое и многосодержательное заглавие произведения — «Война и мир» появляется в 1867 г.

Таким образом, замысел романа менялся Л. Н. Толстым несколько раз и приобрёл окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 года» — такими виделись писателю хронологические границы романа на ранней стадии творческого процесса.

Действие «Войны и мира» происходит между 1805 и началом 1813 г., а в эпилоге рассказывается о событиях зимы 1820 года.

Особенности жанра: «Это не роман, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» (Л. Н. Толстой).

Признаки эпического начала повествования

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями;

• испытания героев исключительными обстоятельствами;

• раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил;

• использование приёма антитезы, резкого контраста;

• отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

2. Работа по выявлению специфики жанра романа-эпопеи

1) Работа со словарём литературоведческих терминов над понятием «роман-эпопея»
(в парах)

Роман-эпопея — это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики, наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов.

Один из главных признаков романа-эпопеи — это реализм и полнота знаний об описываемых в нём событиях и исторических явлениях. Он, в отличие от обычного классического романа (например, тургеневского типа), представляет собой описание целого исторического периода и как бы не имеет чёткого начала и конца.

2) Выявление черт эпопеи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
(запись на доске и в тетрадях)

Черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

• Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

• События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

• Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

• Показ различных слоёв населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

• Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.).

• Огромное количество человеческих характеров.

• Большая протяжённость во времени (15 лет).

• Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Л. Н. Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог его воплотить в полной мере.

3. Составление таблицы «Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»
(работа в парах)
Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»
Война
Мир
Военные столкновения враждующих армий
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны
Вражда, непонимание, эгоистический расчёт
Крестьянский сход
Разъединение
«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
Конфликты и столкновения между людьми — всё, что вносит разлад
Весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное отечество
Дуэль и поединок между героями
Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой
Конфликт человека с самим собой
Весь свет, Вселенная
Насилие и кровопролитие, зло
Братство людей, независимо от национальности и классовых различий
Всё, что разрушает гармонию
Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба
Смерть
Жизнь



4. Составление опорного конспекта «“Война и мир” — роман-эпопея» (запись на доске и в тетрадях)



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Расскажите об истории создания романа «Война и мир».

• Чем вызвано появление предисловия Л. Н. Толстого «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”»?

• Как определяет автор жанр своего произведения?

• В чём особенность жанров роман-эпопея и семейная хроника? К какому из этих жанров, на ваш взгляд, можно отнести «Войну и мир»?

• Какие основные исторические события нашли отражение в романе «Война и мир»?

• Каков смысл названия романа?

• Как выражен принцип противопоставления в художественной структуре романа?

• Прокомментируйте слова Л. Н. Толстого:
«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то холодная, то мутная, то тёплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собою».

• Кому принадлежат слова «диалектика души»? Как вы их понимаете? («Текучесть человека», способность к постоянным переменам, к самосовершенствованию)

2. Заключительное слово учителя

— Роман-эпопея «Война и мир» — эпоха в жизни России и истории русской классической литературы. Вместе с тем эти трудовые семь лет — целая эпоха, самое счастливое и плодотворное время в жизни автора книги. Молодой Толстой обретал зрелость, был счастлив в семейной жизни, спокойно творил в своей любимой Ясной Поляне и тогда не так мучился духовными исканиями и сомнениями:
«Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столь свободными и столько способными к работе… Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я ещё никогда не писал и не обдумывал».

VI. Домашнее задание

Подготовиться к исследовательской работе «Путь духовных исканий князя Андрея Болконского» (с опорой на текст романа).

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Конец Бородинского боя.
Верещагин В.В. Серия "1812 год". К уроку по роману "Война и мир"
(сайт "К уроку литературы")

 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика