Особенности жанра современного рассказа (на примере рассказа Ю. Буйды «Ева Ева»). Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Юрий Буйда, май 2011 г.
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БУЙДА
(р. 1954)


Уроки литературы в 11 классе[1]
 

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СОВРЕМЕННОГО РАССКАЗА
(на примере рассказа
Ю. Буйды «Ева Ева»)

Цель урока:

познакомить старшеклассников с творчеством современного писателя, показать особенности жанра современного рассказа, развивать аналитические навыки.

Информация для учителя.
Таблица, предложенная в 1-й учебной ситуации, готовится заранее одним из учеников.

ХОД УРОКА

Что такое короткий рассказ?
Точка, из которой вырастает
бесконечность романа.
Н. Елисеев]


Первая учебная ситуация

Место рассказа
в многообразии жанров

Учитель.

Запишите тему урока. Мы говорили с вами о том, что система жанров — понятие очень сложное, а главное — непостоянное, поэтому более уместно говорить о системе жанров каждой исторической эпохи.

У каждой исторической эпохи свои жанры-фавориты: один или несколько жанров выходит на первый план.

Переходят ли жанры из «своей» эпохи в другие? Остаются ли они при этом неизменными?

Что можно сказать о жанрах ХХ века?

Жанры развиваются, приобретают новые черты, иначе они обречены.

В XX веке трудно обнаружить жанры в чистом виде: они смешиваются, переплетаются друг с другом, многие писатели придумывают авторские жанры.

Как вы думаете, какой жанр самый популярный в наше время?

Рассказ.

Учитель.
Действительно, в 2000 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышли в свет две огромные (по 600 и 300 страниц) антологии рассказов. Рассказы пишут многие современные авторы разного возраста и направлений — от А. Солженицына до В. Пелевина.

Антология (от греч. anthologia — выбор цветов) — собрание поэзии и прозы разных авторов, объединенное темой, образом, проблемой.[2]

Мы с вами уже знакомы с жанром рассказа.

Исходя из жанровых особенностей, попытайтесь объяснить, почему именно рассказ стал «героем нашего времени»?

Кстати, подскажу: всплеск интереса к этому жанру отмечается и на рубеже XIX—XX веков.

Во-первых, это связано с динамикой времени: современный человек, как правило, не может посвятить чтению несколько часов в день; во-вторых, на рубеже веков, а в нашем случае и тысячелетий, люди особенно остро ощущают краткость, фрагментарность, скоротечность жизни, и в рассказе точнее, чем в других жанрах, отражается это ощущение.

В подтверждение этой мысли хочу процитировать критика Н. Елисеева: «Фрагмент, осколок, обломок — свидетельство непознаваемости мира. „Романность“, „эпопейность“ — напротив, свидетельство уверенности в миропознаваемости».[3]

Наверное, проникнувшись, уловив эти настроения времени, Юрий Буйда, уже будучи автором нескольких романов («Ермо», «Дон Домино», «Борис и Глеб»), создал в конце 90-х годов книгу рассказов «Прусская невеста». Возможно, у Буйды — нашего земляка — была и другая причина обратиться именно к этому жанру: герои многих его рассказов — переселенцы — люди без корней, начинающие новый «фрагмент» своей жизни на чужой, чуждой им земле. Впрочем, ученые-филологи только начинают изучать творчество Ю. Буйды.

Давайте откроем книгу... Наверное, главная тема, которая в ней звучит, — это тема необычности нашей с вами «маленькой родины». В предисловии к книге автору удивительно точно удалось передать ощущение двойственности, даже двусмысленности жизни в Калининградской области, которое он особенно остро ощущал в юности: «Я родился в Калининградской области через девять лет после войны. С детства привык к тому, что улицы должны быть мощены булыжником... Привык к островерхим черепичным крышам. К каналам, шлюзам, польдерам, к вечной сырости и посаженным по линейке лесам... Однажды я узнал, что родной мой городок назывался не Знаменском, а Велау. Жили здесь немцы. Была здесь Восточная Пруссия. От нее остались осколки — эхо готики, дверная ручка причудливой формы, обрывок надписи на фасаде... Рядом — рукой подать — был заколдованный мир, я жил в заколдованном мире, — но если русский человек в Пскове или Рязани мог войти в заколдованный мир прошлого, принадлежавшего ему по праву наследства, — кем был я здесь, человек без ключа, иной породы, иной крови, языка и веры?»[4] Этот же вопрос задают себе герои рассказов Буйды — первые переселенцы.

Автору удалось очень ярко и рельефно воссоздать их время и их чувства.

Обратимся к одному из лучших рассказов на эту тему.

Вторая учебная ситуация

Работа с событийной основой


Как вы думаете, откуда Ю. Буйда мог взять сюжет для своего рассказа «Ева Ева»?

Воспоминания детства, рассказы очевидцев, журналистская работа. В первое послевоенное время подобных судеб было немало (см. очерк Е. Яковлевой «Это было, было...» («Калининградский комсомолец». — 1990. — № 25)).

Перед вами два событийных плана (рассказа и очерка), которые вы подготовили заранее.

Посмотрите на них внимательно: какую особенность вы видите?

Некоторые события совпадают.

Два событийных плана
Примерный план очерка
Примерный план рассказа
1. Жизнь героини до войны.
2. Начало войны и эвакуация в Восточную Пруссию.
3. Штурм Кёнигсберга.
4. Открытие медицинского пункта и работа в нем.
5. Появление в медпункте немецкого врача Зигфрида Визера.
6. Сын Эльзы идет в школу.
7. Депортация. Прощание Зигфрида и Эльзы.
8. Жизнь героини в Калининграде после войны.
9. Переписка Зигфрида и Эльзы.
10. Встреча в 1957 году.
1. Приезд Евы Евы в городок.
2. Начало ее работы в детском доме в качестве медсестры.
3. Двое молодых летчиков «поспорили из-за златоглазой женщины».
4. Ева Ева полюбила немого Ганса и стала жить с ним.
5. Арест и освобождение Ганса.
6. Ева Ева усыновила Сусика.
7. Смерть Сусика.
8. Реакция Евы Евы на сообщение о смерти мальчика.
9. Разговор с доктором Шеберстовым.
10. Сообщение о депортации.
11. Депортация немцев. Попытка попрощаться с Гансом.
12. Известие о самоубийстве полковника Милованова.
13. Отъезд Евы Евы из городка. Смерть героини.


Мы видим, что писатель опирается на фактический материал, но как именно он с ним работает?

Какие именно эпизоды совпадают?

Приезд обеих героинь в Восточную Пруссию; любовь Евы и Ганса и любовь Эльзы и Зигфрида; депортация немцев.

Чем рассказ отличается от очерка?

В очерке в хронологической последовательности рассказывается вся жизнь героини, а в рассказе — небольшой по времени отрезок, эпизод; у Эльзы есть сын Витя, а Ева очень хочет, но не может иметь детей; Сусик (приемный сын Евы) умирает, а Витя идет в первый класс; Эльза встречается с Зигфридом после войны, в 1957 году. Кроме того, в рассказе гораздо больше, чем в очерке, действующих лиц.

Что произвело на вас большее впечатление: очерк или рассказ? Почему? Какова цель журналиста? А писателя?

Журналист рассказывает о конкретной судьбе реально существовавшего человека, а цель писателя — донести до нас определенную идею.

Какими приемами, художественными средствами пользуется писатель для того, чтобы донести до нас идею произведения?

Диалог, описание внешности героя, говорящие имена, художественная деталь и т. д. И самый сложный прием — композиция.

Третья учебная ситуация

Анализ композиции рассказа


С чего начинается рассказ? Почему рассказ так назван?
(Имя героини говорящее — Ева — это первая женщина на земле, «матерь человечества».)

Почему имя Ева повторяется два раза?
(Усиление.)

Какое событие является завязкой рассказа?
(Приезд Евы Евы в городок.)

Как чувствуют себя первые переселенцы на чужой им земле?
(Они боятся.)

Какие слова в рассказе наиболее точно выражают их состояние?
(«Смущенно-боязливо».)

Что позволяет избавиться от страха? Когда люди чувствуют себя защищенными?
(«Жались поближе к солдатам и офицерам своей армии»: от страха избавляет только оружие, военная сила.)

А кто из героев не боится?
(Ева Ева.)

Почему?

Учитель. Обратимся к карточке.

Карточка №1

Ева Ева
«Улыбалась так естественно и легко», «златоглазая красавица», «магнитная женщина», «скользнула чуточку насмешливым взглядом», «ответила с обезоруживающей улыбкой», «смехом парализовала»;

Ганс «недотепистый, длиннорукий немой парень», «дисциплинирован и кроток»;

Немцы «молчаливые, мертво стоявшие»;

Солдаты «хохочущие».

Какие слова чаще всего повторяются применительно к Еве Еве, и, заметьте, только к ней?
(Смех, улыбка.)

Как это характеризует героиню?
(Она открыта, доброжелательна, и поэтому ей нечего бояться — люди любой национальности отвечают добром на добро.)

Какая деталь подчеркивает эту особенность характера героини?
(«Златоглазая» — ее глаза светятся, сияют добротой и любовью.)

Какое событие считать кульминационным и почему?

Возможные ответы:
1. Смерть Сусика.
2. Разговор Евы с доктором Шеберстовым.
3. Депортация немцев.

Как эти события расположены в событийном плане рассказа? Почему?
(Последовательно друг за другом. Автор таким образом усиливает трагизм судьбы Евы Евы.)

Учитель. Такой прием называется градацией.

Градация (от лат. gradatio — постепенное повышение) — цепь однородных членов (семантический повтор) с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Градация служит средством повышения экспрессивности текста.[5]

Действительно, каждое из названных вами событий по накалу, напряженности эмоций может стать кульминацией рассказа. Давайте попробуем представить все три события как кульминационные.

Четвертая учебная ситуация

Определение проблемы и идеи рассказа

Работа по группам:


Какую проблему исследует автор и какую идею утверждает в рассказе, если считать кульминацией:

1-я группа — смерть мальчика;

2-я группа — разговор с доктором Шеберстовым;

3-я группа — день депортации немцев.

Учитель. Обратите внимание на то, что в тексте рассказа анализируемые эпизоды отделены друг от друга пробелами. Каждая группа получает программу исследования в виде вопросов по тексту рассказа, с их помощью формулируются проблема и идея рассказа.

Вопросы 1-й группе:

В какие игры играют дети? Чем эти игры порой заканчиваются? Какие у детей игрушки?

Как дети относятся к сверстникам? к взрослым людям?

Как взрослые относятся к детям?

Вопросы 2-й группе:

Что мы знаем о жизни Евы Евы за рамками рассказа?

С помощью какого художественного приема автор рассказывает об этом?

Чего больше всего на свете хочет Ева Ева?

Какие ее поступки свидетельствуют об этом?

Почему ее желание неосуществимо?

Вопросы 3-й группе:

Какое настроение создано автором в сцене депортации?

Какие лексические и синтаксические средства использует автор в этой сцене?

Почему Еве Еве не удалось проститься с Гансом?

Почему никто не смог ей помочь?

Зачем автор сообщает о самоубийстве полковника Милованова?

По ходу обсуждения рассказа заполняется таблица.

Нравственные законы двух иерархических систем
Эпизод
Проблема
Идея
Смерть мальчика
Война и дети
Война страшна, потому что жестокость и ненависть поселились в нескольких поколениях
Разговор Евы Евы с доктором Шеберстовым
Война и женщина
Война страшна, потому что женщина не может выполнить свое высшее предназначение — родить ребенка
Депортация немцев
Война и народы
Война страшна, потому что она разрушает любовь, счастье, лишает людей Родины


Выводы.

1. Итак, кульминация в рассказе представлена целой цепью событий. Они равнозначны. Однако автор дает нам подсказку о том, какая проблема волновала его прежде всего. Какая это подсказка? Обратите внимание на название рассказа.

2. Закономерен ли финал рассказа? Почему Ева Ева покончила с собой? Можно ли было завершить рассказ иначе? Обратите внимание на начало и финал рассказа: какую вы заметили особенность? Такой прием называют кольцевая композиция. С какой целью использует его автор?

3. Каковы особенности жанра современного рассказа?
Многофигурность, глобальная проблематика, свойственные скорее жанру романа, а не рассказа; особая эмоциональность, достигаемая цепью кульминационных событий и т. п.

Домашнее задание.

1. Прочитать о послевоенной жизни в Калининградской области.

2. Написать произведение в жанре рассказа, используя приемы, аналогичные тем, которые вы увидели в рассказе Ю. Буйды.

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

2. Основы литературоведения. — М.: Московский лицей. — 2000. — С. 26. (вернуться)

3. Елисеев Н. «К. Р.», или Прощание с юностью. — Новый мир. — 2000. — № 11. — С. 186. (вернуться)

4. Буйда Ю. Прусская невеста. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998. — С. 6—7. (вернуться)

5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика-Пресс. — 1998. — С. 108. (вернуться)

Литература
1. Агеев А. Черная бабочка сновидений // Знамя. — № 7. — 1999.
2. Буйда Ю. Прусская невеста. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998.
3. Елисеев Н. «К. Р.», или Прощание с юностью // Новый мир. — № 11. — 2000.
4. Немзер А. Замечательное десятилетие: О русской прозе 90-х годов // Новый мир. — № 1. — 2000.
5. Основы литературоведения. — М.: Московский лицей. — 2000.
6. Ремизова Н. Слишком человеческое. Некоторые размышления о литературе non-ficktion // Новый мир. — № 1. — 1999.
7. Славникова О. Обитаемый остров // Новый мир. — № 9. — 1999.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика-Пресс, 1998.
9. Яковлева Е. Это было, было... // Калининградский комсомолец. — 1990. — № 25.


 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика