Спор о назначении человека в пьесе Максима Горького «На дне». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. М. Горького
работы В. А. Серова, 1905 г.
 
Горький М.
На дне

("К уроку литературы")
 
К. С. Станиславский
в роли Сатина, 1923 г.
Персонажи пьесы "На дне"
в рисунках Б.Д.Григорьева
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)


6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького


УРОК № 15
Тема.
Пьеса Максима Горького «На дне».
Спор о назначении человека:
«три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Цель:
показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.
Оборудование: учебник, текст пьесы, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе Максима Горького «На дне»?
• Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?
• Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе «На дне».

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В своей пьесе Максим Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

Пьеса Максима Горького «На дне» актуальна и в нашем XXI в., её ставят в сотнях театров стран СНГ. Режиссёры и актёры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось?

Всё так же есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди, мечтающие об избавителе, который возьмёт за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе люди и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье? Об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

У ч и т е л ь.

Максим Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму. Давайте посмотрим, где происходит действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к отношениям в их мире.

Бубнов, картузник, 45 лет

Справка:
прозвище Бубен давали:
1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент;
2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику;
3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге;
4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю.
Ср. также выражение забубенная головушка, то есть пропащий человек.

• Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в 3-м акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему?

• «В любимом вся душа»,— с этим утверждением Луки не согласиться нельзя. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?

• В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?

Сатин, лет под 40

Справка:
Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир
(в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

• Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если да, то почему?

• Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление?

• Существует мнение, что Сатин — идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет — образцы людей, право имеющих — в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? Нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?

• Как вы понимаете слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

Лука, странник, 60 лет

Справка:
Лука — Лукиан (лат. «светлый, светящийся»).
Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелие от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника прижился в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».

• Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах — палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и прочих «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?

• Как бы вы смоделировали биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»?

• Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех Луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?

• Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как характеризует пение Луки Васька Пепел, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление Луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание».

• Как вы считаете — действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?

• Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной?

• В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведёшь, и человеку они цену знают?

2. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»
(в группах)

1-я группа.
Горький порой говорил о Луке как о пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли Луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для Луки «бесполезные» люди?

2-я группа.
Понаблюдайте над тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки:

1) о загробном мире, обещание успокоения;
2) о лечебнице для алкоголиков;
3) о Сибири, «золотой стороне»;
4) о случае под Тобольском-городом;
5) о «праведной земле»;
6) о том, «для чего люди живут».

Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука? Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как его встретят «бывшие люди»?

3-я группа.
Вероятно, вы уже заметили, что один из главных (если не самый главный) пунктов, в котором сходятся, пожалуй, все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?

3. Презентация результатов работы
представителями групп

4. Обобщение учителя

(сопровождаемое показом фотопрезентаций или обращением к записи на доске)

Правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Всё ищут люди, всё хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…»

Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

Правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Ролевая игра
(работа в группах)

«Примерьте» правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами — девушка (одна из учениц класса), которая всегда училась на «4» и «5» и вдруг написала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из «правды» героев пьесы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей действительно помогли.

Комментарий.
Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, учащиеся должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию героев пьесы до конца.

2. Обобщающее слово учителя

— Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»?

Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»? Получается: для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души.

Но главное в пьесе то, что Горький заставил современников ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

VI. Домашнее задание

Прочитать очерки Максима Горького об Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, цикл статей «Несвоевременные мысли».

Следующие уроки: Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О. Л. Книппер-Чехова
в роли Насти, 1923 г.
Персонажи пьесы "На дне"
в рисунках Б.Д.Григорьева
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика