Творчество О. Э. Мандельштама. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
О. Э. Мандельштам.
Фотография, 1908 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ
(1891 – 1938)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]

 


Урок № 59. О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта

Урок № 60. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи


УРОК № 59
Тема.
О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество.
Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта

Цель:
расширить представления учащихся по теме «“Серебряный век” русской поэзии»; пробудить интерес к личности О. Э. Мандельштама; ознакомить с ранними стихотворениями поэта; показать культурологические истоки и музыкальную природу эстетического переживания в лирике поэта; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет О. Э. Мандельштама, тексты стихотворений, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама; знают о культорологических истоках и музыкальной природе эстетического переживания в лирике поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка и решение проблемного вопроса


• Как вы думаете, почему А. А. Ахматова желала, чтобы именно строки «Ржавеет золото и истлевает сталь…» завершали собрания её стихотворений? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Жизнь Осипа Эмильевича Мандельштама, значительнейшего поэта XX в., яркая, короткая и трагическая, волнует каждое новое поколение читателей и почитателей его таланта. Акмеист в предреволюционное время, он состоял в чрезвычайно сложных отношениях со своим веком.

Слава его выплеснулась далеко за пределы России и той эпохи. Итальянский режиссёр Пьер Пазолини писал в 1972-м: «Мандельштам… легконогий, умный, острый на язык… жизнерадостный, чувственный, всегда влюблённый, открытый, ясновидящий и счастливый даже в сумерках своего нервного заболевания и политического кошмара… причудливый и утончённый…— принадлежит к числу самых счастливых поэтических прозрений XX в.».

Вспомним два поэтических высказывания Осипа Мандельштама «о времени и о себе»:

Нет, никогда, ничей я не был современник,
Мне не с руки почёт такой.
О, как противен мне какой-то соименник —
То был не я, то был другой.
(«Нет, никогда, ничей я не был современник…»)

Такими строками поэт начал одно из своих стихотворений 1924 г. Спустя семь лет, в 1931 г., он дезавуировал собственные слова:

Пора вам знать: я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея,—
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!
Попробуйте меня от века оторвать,
Ручаюсь вам — себе свернёте шею!
(«Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…»)

Противоречие между этими двумя заявлениями кажется разительным, а потому — требующим объяснения. И объяснение это будем искать на сегодняшнем уроке.

Стихотворения Мандельштама тесно связаны с его временем, в них — приметы, черты, а главное — исторические события его эпохи. Но они современны и сегодня и, мне кажется, будут всегда дороги русским читателям. Одна из причин этого — заключённая в них красота и гармония.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют хронологическую таблицу.

2. Объяснение учителя (мини-лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— В литературную жизнь Мандельштама ввёл В. В. Гиппиус — его друг, писавший стихи под псевдонимами В. Бестужев и В. Нелединский. В 1909 г. Мандельштам начал активно посещать «башню» Вячеслава Иванова, в 1910 г. в «Аполлоне» появились первые его стихи, а в 1912 г. Мандельштам состоял уже в объединении акмеистов. В 1911 г. О. Э. Мандельштам сближается с Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой, в 1913-м его стихотворения «Notre Dame», «Айя-София» печатают в программной подборке акмеистов.

Художественное наследие О. Э. Мандельштама включает три книги лирических стихотворений: «Камень» (1913, 1916, 1923), Tristia (1922), «Стихотворения. 1921–1925». В 1923 г. «Tristia» выходит в хронологически переработанном виде под названием «Вторая книга».

В 1920-е гг. издаётся проза О. Э. Мандельштама. Это автобиографическое произведение «Шум времени» (1925), повесть «Египетская марка» (1928), сборник избранных статей «О поэзии» (1928). В начале 1930-х появляются редкие публикации стихотворений, создаётся неопубликованная «Четвёртая проза» (1930). В 1933 г. в журнале «Звезда» выходят путевые заметки «Путешествие в Армению».

В мае 1934 г. за стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» (1933) поэт был арестован.

Первая книга поэта воспринимается как краеугольный камень его идейно-образного мира. «Камень» даёт представление не только о художественном своеобразии раннего Мандельштама, но и о его поэтике в целом. Последующие книги позволяют рассмотреть эволюцию художника на проблемно-тематическом уровне.

Кроме собственно литературной периодизации, связанной с выходом книг, в творческой судьбе Мандельштама можно выделить три историко-литературных периода, актуальных и для него лично, и для всей русской литературы:

• творчество дореволюционное;
• творчество 1920-х гг., относительно свободных в идеологическом отношении;
• творчество 1930-х, связанное со временем укрепления сталинской диктатуры и культуры тоталитаризма, временем репрессий.

Первая книга «Камень» определила со всей очевидностью особенности художественного мировоззрения О. Э. Мандельштама, его культурологический импрессионизм музыкального типа.

Для раннего Мандельштама характерно уподобление поэта зодчему, который строит, имея дело с тяжестью камня,— это слово стало названием появившейся в 1913 г. первой книги стихов поэта.

Но камень для него не только символ прочности возводимого поэтом здания. «Строить,— писал он,— значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь её смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто».

Уже само название первого сборника стихов «Камень» содержало скрытую полемику с символистами. Вместо бесплотных стихов о Вечности, для которой земные явления могут стать только временным пристанищем, молодой поэт разворачивал перед читателем трёхмерный, плотный, осязаемый мир культурных ценностей. По его стихам можно наглядно представить себе и атмосферу довоенного Царского Села, и метель на фоне жёлтых зданий Сената и Синода, и римский форум, и тяжёлые опоры собора Парижской Богоматери. Особо важной темой для молодого Мандельштама была архитектура, в которой он видел не только застывшую музыку, но и воплощение истории и культуры, связанное множеством нитей со всеми другими их воплощениями.

В программном для поэта стихотворении «Notre Dame» (1912) О. Э. Мандельштам убеждённо заявлял: «…Из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам…».


 


3. Аналитическая работа
с текстами стихотворений из сборника «Камень»

А) Стихотворение «Notre Dame»


• О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?
• Обратите внимание на композицию стихотворения. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении?
• Что особенного вы видите в расположении строф?
• Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор?
• Что вы можете сказать о временнóм плане стихотворения?
• Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора?
• Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?
• Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чём своеобразие звучания этой строфы? Как её фонетический строй раскрывает идею стихотворения?
• Это стихотворение из дебютного сборника «Камень», написанное в духе акмеизма. Найдите в стихотворении приметы именно этого литературного течения.
• В каких образах стихотворения воплощено представление лирического героя о соборе?

Искусствоведческий глоссарий.
Notre Dame построен на острове Сите в центре Парижа, где находилась древняя Лютеция, колония, основанная Римом: римское поселение среди чужого галльского народа. Напомним также, что Рим — столица католичества, Нотр-Дам — католический собор. В римской, католической культуре Мандельштам в это время видел образец творчески деятельного преображения человеком мира. Неслучайно многие стихи сборника «Камень», в который было включено стихотворение, связаны с темой Рима.

Б) Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

• Чем привлекло вас это стихотворение, какие чувства вызвало?
• Какие строки стихотворения отражают его главную мысль?
• Какова история создания этого стихотворения?
• Обратите внимание на время глаголов в первых двух строфах, на наречие, связанное с понятием времени. Что вы заметили?
• Что происходит с лирическим героем? Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?
• Образ Елены — средоточие всех нитей стихотворения. Что нам известно об этом образе?
• Какие ассоциации у вас возникают в связи со словами: и море, и Гомер, объединённых союзом и и местоимением всё (море + Гомер = всё)?
• Какой образ моря создаётся в стихотворении? Каков общий эмоциональный тон эпитетов?
• Как подчёркивает поэт судьбоносность выбора лирического героя с помощью звукописи?
• С какими образами стихотворения связано представление лирического героя о жизни?

Искусствоведческий глоссарий.
Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская) — в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью — Леду или Немесиду.

В) «Начинающие литературоведы»:
самостоятельная аналитическая работа
с текстами стихотворений «Адмиралтейство»,
«На площадь выбежав, свободен…»


• В первой книге стихов О. Э. Мандельштама «Камень» мы встречаемся с целым циклом «архитектурных» стихотворений, куда кроме «Адмиралтейства» и «Notre Dame» входят «Айя-София» и «На площадь выбежав, свободен…».
Объясните, что заставляет поэта вновь и вновь писать о храме, возведённом из камня и в то же время являющемся воплощением лёгкости, динамики.
• В чём своеобразие представлений поэта о красоте и её творце?
• О какой — творимой свободным человеком — пятой стихии говорится в стихотворении «Адмиралтейство»?
• Что позволяет поэзии выходить за пределы привычных «трёх измерений»?
• Почему уподобленное ковчегу (а выше — фрегату, акрополю) здание Адмиралтейства служит отрицанию «пространства превосходства»?

Искусствоведческий глоссарий.
Адмиралтейство — центр военного судостроения; территория на берегу моря или реки, на которой располагаются верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта кораблей.
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — один из известнейших и красивейших памятников Северной столицы. С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, начались зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

4. Презентация результатов работы

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя


— В сборник «Камень» вошли 23 стихотворения 1908–1913 гг. (позднее сборник был дополнен текстами 67 стихотворений). Назван сборник в духе акмеизма.

Камень — природный материал, прочный и основательный, вечный материал в руках мастера. У Мандельштама камень являет собой первичный строительный материал культуры духовной, не только материальной. Настроение «Камня» — меланхолическое. Рефреном большинства стихотворений стало слово «печаль» — «куда печаль забилась, лицемерка». О книге в большинстве восторженно писали многие рецензенты, отмечая ювелирное мастерство, чеканность строк, безупречность формы, отточенность стиха, несомненное чувство красоты.

Особенности поэтики раннего Мандельштама:

• архитектурность;
• отношение к слову как к строительному материалу (слово — камень);
• понимание искусства как связующей нити между поколениями;
• мотивы созидания, творчества, жизнеутверждения.

Этапы творческого пути О. Э. Мандельштама I. Поэт и слово. 1891–1921 гг. Сборник «Камень». Стихотворение Notre Dame.
II. Поэт и век. 1922–1938 гг. Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями О. Э. Мандельштама 1930-х гг. и выразительно читать их.

2. Творческое задание (по выбору учащихся).
Написать сочинение-эссе (миниатюру) «“Я получил блаженное наследство — чужих певцов блуждающие сны…” (мотивы и образы мировой поэзии в творчестве О. Э. Мандельштама)».

Следующие уроки: Урок № 60. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
О.Э.Мандельштам, К.И.Чуковский, Б.К.Лившиц, Ю.П.Анненков.
Фотограф К.Булла, 1914
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О. Э. Мандельштам.
1911 г. Выборг
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика