Сочинение «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
И. Ф. Анненский.
Фото, 900-е годы
 
Портрет А. Белого
работы Л. Бакста, 1905
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
Н. С. Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
Портрет М.А.Волошина
работы Б.М.Кустодиева, 1924
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
«"Серебряный век"
как культурно-историческая эпоха»


1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]



УРОК № 31
Развитие речи.
Контрольное сочинение по теме
«“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха»

Цель:
учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


— «Я верую,— писал А. А. Блок,— что мы не только имеем право, но и обязаны считать поэта связанным с его временем». Как складывались отношения русских поэтов с эпохой?

• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?
• Каковы истоки русского символизма? Из чего выросла художественная система русского символизма?
• Какое литературное направление представляют Д. С. Мережковский, И. С. Шмелёв, Андрей Белый, И. Ф. Анненский, Фёдор Сологуб, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, А. И. Куприн, Н. С. Гумилёв? Почему в ряде случаев вам трудно ответить на этот вопрос?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Русская литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере «артистического» поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации на основе «направлений и течений» заведомо условны и схематичны.

Параллельно возникновению всё новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи — нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве. Об этом писал в 1923 г. О. Э. Мандельштам, называя Кузмина, Маяковского, Хлебникова, Асеева, Вяч. Иванова, Сологуба, Ахматову, Пастернака, Гумилёва, Ходасевича и заключая: «Уж на что они непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог».

Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые категории литературного процесса начала XX в. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста — контекста литературного направления или группировки.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

(запись на доске)

1) «Тема творчества и судьбы художника в лирике “Серебряного века”» (на материале двух-трёх стихотворений по выбору учащихся);

2) «“Тень несозданных созданий”: мир творческого воображения в лирике одного из поэтов “Серебряного века”»;

3) «Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов “Серебряного века”» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору);

4) «Сочинение-интервью с поэтом “Серебряного века”» (по выбору учащихся).

Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация-объяснение учителя

Сочинение-рассуждение на заданную тему — часть экзамена, которая проверяет не только ваши фактические знания, но также умение выстроить связный рассказ, высказать и аргументировать свою точку зрения.

Можно написать сочинение и в нетрадиционном жанре. Например, сочинение-интервью.

Интервью
— это совместное творчество журналиста и человека, с которым вели беседу. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться.

А что же такое эссе? Эссе — это особенный жанр сочинения, в котором автор рассуждает о когда-то увиденном, услышанном, пережитом или прочитанном.

В первую очередь в содержании оценивается сама личность автора — его чувства, мысли и переживания. С написанием эссе вы можете столкнуться во многих образовательных программах, именно поэтому для любого выпускника важно уметь качественно писать эссе.

При рассуждении над взятой вами темой никак не обойтись без доказательств. Они бывают двух видов — качественные и количественные. В первом случае поставленный вами тезис необходимо подтвердить двумя или тремя значимыми и сильными аргументами. А во втором случае тезис аргументируется массой разнообразных примеров, в таком случае написанное вами доказательство будет всесторонним.

Практически каждое эссе должно следовать определённой логической стратегии: тезис — антитезис — синтез.

Поговорите сами с собой, попробуйте высказать то, что волнует, что укладывается в рамки сочинения. Для этого требуется лишь одно — быть откровенным с собой, быть честным, иначе это будут просто фальшивые рассуждения.

3. Ознакомление с памяткой
(работа в парах)

Виды интервью

Интервью-монолог:

избранному для беседы человеку задают вопрос, и он подробно отвечает на него.

Интервью-диалог:
беседа в вопросах и ответах.

Коллективное интервью
даёт представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.

Самоинтервью
— редкий вид интервью, когда пишущий сам задаёт вопросы и сам на них отвечает.

Анкета
— массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

Интервью-зарисовка,
в котором журналист не только задаёт вопросы, но и высказывает своё мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своём впечатлении.

Интервью печатают в газете, журнале, передают по радио и телевидению
с разными целями:

• сообщить об очередных задачах;
• рассказать о творческих успехах и достижениях учёных, писателей, артистов, новаторов;
• информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
• разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
• узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-либо вопросу.

Интервьюирование — проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.

Правила построения беседы-интервью

Этот жанр чрезвычайно интересен. Ведь интервью можно взять у автора, у героя, у своего одноклассника (о прочитанном).

Этот жанр обладает колоссальным количеством плюсов по сравнению с другими жанрами. Он немного упрощает синтаксическое построение сочинения, даёт возможность «задавать вопросы» непосредственно герою произведения, не путаясь в прямой и косвенной речи. Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила,
по которым строится беседа. Приведём их.

1. В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы.
Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса «Как идут дела?». Такой вопрос повлечёт за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: «Нормально». Эффективнее начать беседу, например, так: «Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?». Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.

2. Создать психологически благоприятные условия для собеседника.
Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.

3. Проявить прямо или косвенно выраженный интерес
к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.

4. Создать установку на двусторонность общения.
Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать — не прирождённый дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог — разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.

5. Ориентировать разговор на тему,
наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6. Умело использовать вопросы разного типа:
открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание


1. Ознакомиться с ранними стихотворениями С. А. Есенина.

2. Опережающие задания (3 учащихся).
• Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве С. А. Есенина.
• Подготовить сообщения об истории создания стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери».

ПРИЛОЖЕНИЕ
Развёрнутые планы сочинений

ПОЭЗИЯ МЫСЛИ И ПОЭЗИЯ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору)


I. Введение.
Соотношение «ума холодных наблюдений» и «сердца горестных замет» у поэтов XIX в. Примеры разнообразия эмоциональных состояний в лирике А. С. Пушкина. Лермонтовский дух анализа: подчинение композиции стихотворения движению мысли (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»).

II. Основная часть.
Взаимодействие «музыки» и «риторики» в лирике «Серебряного века».

• Передача эмоций, противоречивых душевных движений у поэтов «новых течений»; установка на недосказанность.
• Культ мгновения в лирике мастеров «Серебряного века» (например, в поэзии К. Д. Бальмонта); связанная с этим аморфность композиции, опора на ассоциативные, а не логические связи между образами.
• Категория музыки в лирике «Серебряного века». Музыка как «самое непосредственное уверение в возможности счастья» (И. Ф. Анненский). Роль фонетической и ритмической организации текста в поэзии начала XX в. Приёмы лирического «заражения» (например, в поэзии А. А. Блока, Андрея Белого, И. Ф. Анненского).
• Значимость логической упорядоченности и ясности образного строя в лирике В. Я. Брюсова, акмеистов. Стихотворение как «доказательство» поэтической идеи (например, стихотворение В. Я. Брюсова «Кинжал»).

III. Заключение.
Значимость наследия «Серебряного века» для русской поэзии XX в.

ОБ ОДНОМ СТИХОТВОРЕНИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
(по выбору учащихся)


I. Введение.
Место стихотворения (избранного для анализа) в лирике автора. Насколько характерны тема и образный строй стихотворения для этого поэта?

II. Основная часть.
Анализ и интерпретация стихотворения.

• Тематика и жанр стихотворения (рассказ в стихах, лирический монолог и т. п.).
• Особенности позиции лирического героя (специфика мироощущения, отстаиваемые ценности).
• Лирический сюжет, композиция и образный строй стихотворения: как развивается главная идея или передаются чувства лирического субъекта; значимы ли логические или ассоциативные связи между образами, как используются приёмы противопоставления (контраста) или сопоставления образов, какова избранная поэтом строфическая форма.
• Соотношение пластичности («живописности») и музыкальности в стихотворении; приёмы лирического «внушения»: роль предметной конкретики и иносказаний (метафор, метонимий, символов).
• Ритмическая и звуковая организация стихотворения: как связаны звуковые, синтаксические и образные повторы с чувствами и мыслями, выражаемыми в стихотворении.
• Лексика стихотворения (нормативное и окказиональное словоупотребление; традиционные словесные формулы и неологизмы; «своя» и «чужая» речь).
• В чём общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей?

III. Заключение.
Что мне особенно близко или интересно в избранном стихотворении.

Следующие уроки: Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5–11 классы / под ред. В. Я. Коровиной». (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет А.Крученых
работы Н. И. Кульбина
Поэт и художник
А.Крученых

("К уроку литературы")
 
Фронтиспис к сборнику стихов
В. И. Иванова «Cor Ardens»
работы К. Сомова. 1907
См.: В.А. Мануйлов
о Вячеславе Иванове

("К уроку литературы")
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика