Вопросы и задания к зачётной работе за I полугодие. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912
 
Портрет А.М.Горького
работы В.А.Серова, 1905
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
Н.Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
А. А. Блок.
Петербург, январь 1907 г.
Фотограф Д.С. Здобнов
 
С. А. Есенин.
Фото, 30 марта 1916 г.
Петроград
 
В. В. Маяковский.
Фото, 1930 г.
 
М. А. Булгаков.
Фото, 1928 г.
 
 
 
 
 
 
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
I полугодие

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]



УРОК № 52
Тема.
Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)

Цель:
выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.
Оборудование: тестовые задания (2 варианта).
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. II. Контроль знаний и умений учащихся

Комментарий.

В процессе выполнения работы учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.

I вариант

1-й уровень
1. Прочитайте четверостишие, определите литературное направление, течение

(реализм, символизм, акмеизм, футуризм).

Мы неведомое чуем
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
(Д. Мережковский)
а) Реализм; б) символизм; в) акмеизм; г) футуризм.

2. Назовите двух главных героев романа Е. И. Замятина «Мы».
а) D-503, I-330; б) R-13, Z-202; в) Единое государство, Мефи.

3. Назовите автора стихотворных строк.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
а) С. А. Есенин; б) О. Э. Мандельштам; в) Н. А. Заболоцкий.

4. Укажите пропущенное слово:

«Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради…».
а) заработка; б) развлечения; в) денег; г) детей.

5. Укажите, кто из персонажей так описывается:

«Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»).
а) Николай Николаевич; б) князь Василий Львович Шеин; в) Желтков; г) Густав Иванович Фриессе.

6. Укажите год первой публикации романа «Мастер и Маргарита».
а) 1940; б) 1960; в) 1966.

7. Укажите, чем заканчивается роман «Мастер и Маргарита».
а) Помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя; б) эпилогом; в) исповедью Воланда.

Ключ: 1 — б); 2 — а); 3 — в); 4 — б); 5 — в); 6 — в); 7 — б).

2-й уровень

1. Напишите, к какому литературному течению относится творчество А. А. Блока.

2. Напишите, какой вклад внёс В. Я. Брюсов в теорию и историю русского стиха.

3. Назовите изобразительные средства в следующих строках:

И вижу берег очарованный
И очарованную даль…
(А. А. Блок)

4. Напишите, какое место в творчестве В. В. Маяковского занимает сатира.

5. Объясните, какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края.

Творческое задание

Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Символика в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”»;
«Любовь в жизни героев А. И. Куприна»;
«Лирический герой поэзии раннего Маяковского»;
«Споры о человеке в пьесе Максима Горького “На дне”»;
«Проблема выбора в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”».
_____________________
II вариант

1-й уровень
1. Прочитайте четверостишие, определите литературное направление, течение.


Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял.
Он вещество не укорял
За медленность и постоянство.
(С. М. Городецкий)
а) Реализм; б) символизм; в) акмеизм; г) футуризм.

2. Укажите, как называлась последняя поэма В. В. Маяковского.
а) «Про это»; б) «Хорошо!»; в) «Во весь голос».

3. Назовите автора стихотворных строк:

Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
а) Б. Л. Пастернак; б) С. А. Есенин; в) Н. М. Рубцов.

4. Укажите пропущенное слово:

«…»,— сказал господин из Сан-Франциско, и это были его последние слова.
а) Прекрасно; б) отлично; в) замечательно; г) обидно.

5. Укажите, кто из персонажей так описывается:
«…приподнял красный футляр со стола и тотчас же брезгливо бросил его на место…» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)
а) Васючок; б) Николай Николаевич; в) генерал Аносов; г) Желтков.

6. Укажите, в образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное.
а) Берлиоз; б) мастер; в) Понтий Пилат.

7. Укажите название сборника сатирических рассказов М. А. Булгакова, вышедшего в 1925 г.
а) «Стальное горло»; б) «Записки юного врача»; в) «Дьяволиада»; г) «Роковые яйца».

Ключ: 1 — в); 2 — в); 3 — б); 4 — б); 5 — б); 6 — в); 7 — в).

2-й уровень

1. Перечислите символы поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

2. Напишите, как решается в лирике В. Я. Брюсова тема поэта и поэзии.

3. Назовите изобразительное средство в стихотворной строке:

Летели дни, крутясь проклятым роем… (А. А. Блок)

4. Напишите, какие жанры представлены в творчестве В. В. Маяковского и какие из них весьма своеобразно трактуются поэтом.

5. Напишите, какие традиции русского фольклора нашли отражение в творчестве С. А. Есенина.

Творческое задание

Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Любовь в жизни героев И. А. Бунина»;
«Роль художественной детали в рассказе И. А. Куприна “Гранатовый браслет”»;
«Объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского»;
«Черты романтизма и реализма в раннем творчестве Максима Горького»;
«Смысл финала романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценивания зачётных заданий

Критерии и нормы оценки
знаний, умений и навыков учащихся:


• глубина понимания сути вопроса и знаний литературного материала;
• умение делать ссылки на художественный текст, критическую литературу;
• аргументация высказываний;
• наличие оригинальности определений, собственной (творческой) позиции;
• умение интерпретировать и анализировать художественный текст;
• полнота и точность ответа.

Творческая работа:

• глубина осмысления темы, убедительность аргументации;
• уровень композиционного и языкового раскрытия темы;
• самостоятельность и оригинальность изложения материала;
• речевая грамотность и культура речи;
• богатство словаря, точность словоупотребления, стилистическое единство, грамматическая правильность.

1-й уровень: 7 заданий по 0,45 балла ≈ 3 балла
2-й уровень: 5 заданий по 0,4 балла = 2 балла + творческое задание (3 балла) = 5 баллов

Шкала перевода процентного соотношения
оценки знаний учащихся
в 5-балльную систему оценивания

Менее 50 % – «неудовлетворительно», «2»
59–60 % – «удовлетворительно», «3»
61–70 % – «хорошо», «4»
70–80 % и выше – «отлично», «5»
____________
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ
УЧИТЕЛЯ

Крылатые фразы
из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


• Всё будет правильно, на этом построен мир.
• Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.
• Рукописи не горят…
• Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией.
• Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
• Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
• — А что это за шаги такие на лестнице?
— А это нас арестовывать идут.
• Интереснее всего в этом вранье то, что оно — враньё от первого до последнего слова.
• Злых людей нет на свете.
• В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми.
• Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
• Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
• Факт — самая упрямая в мире вещь.
• Маэстро! Урежьте марш!
• Нет документа, нет и человека.
• Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
• Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
• Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота.
• Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Следующие уроки: Урок № 53. Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор) >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
Пилат на горном плато
Иллюстрация С. П. Тюнина к М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика