Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет Е. И. Замятина
работы Б. М. Кустодиева,
1923 г. Москва.
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН
(1884—1937)

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 39
Тема.
Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в.
Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы»


Цель: обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи, вывести учащихся к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: текст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы», портретный и иллюстративный материал по теме урока, литературоведческий словарь.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о том, как тема социальной антиутопии раскрывается в русской литературе 1920-х гг.; об основных тенденциях развития литературы этого периода; принимают участие в обсуждении одного из произведений (романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Как Октябрьская революция 1917 г. повлияла на судьбу русской литературы?
• Приведите примеры из ранее изученных биографий Максима Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина.
• Насколько идея официальной критики 1920-х гг. о разделении писателей на пролетарских писателей, попутчиков и внутренних эмигрантов соответствовала реальной действительности?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Становление и развитие жанров утопии и антиутопии в русской литературе первой трети XX в. было обусловлено кризисными явлениями в экономической, политической и духовной жизни общества, столкновением взглядов на мир, человека, прошлое, настоящее и будущее страны. Модель будущего (оптимистическая или пессимистическая) объединяет философско-эстетические искания всех писателей, обращавшихся к жанру утопии или антиутопии.

Литературная утопия обретает особое звучание в XX в., в эпоху социальных революций и технического прогресса. В книгах-предупреждениях «Мы» Е. И. Замятина, «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова показаны перспективы развития тоталитарной модели государства, губительно воздействующей на человеческую личность.

Глобальные и социально-экономические проблемы современности способствуют дальнейшему развитию жанров утопии и, в большей степени, антиутопии, в которых авторы предлагают свои модели общественного устройства.

Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии — предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Вопрос о том, какие явления, события XX в. предвидел Евгений Иванович Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.

Его важнейшие атрибуты — обожаемый Благодетель (Старший Брат, Отец народов, Великий Кормчий, фюрер), политическая полиция (в образах Хранителей угадываются черты гестаповцев или агентов НКВД), изоляция от окружающего мира (очевидна аналогия между Зелёной Стеной и «железным занавесом»). Писатель угадал даже некоторые технические детали грядущего террора: разве Газовый Колокол не прообраз газовой камеры, а Великая Операция не предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой? Замятин сумел также воспроизвести модель тоталитарного сознания, сознания глубоко бесчеловечного.

Роман замечателен не только тем, что автор уже в 1920 г. сумел предсказать глобальные катастрофы XX в. Главный вопрос, который он поставил в своём произведении: выстоит ли человек перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

2. Работа над идейно-художественным содержанием
романа Е. И. Замятина «Мы»

А) Слушание «Литературной визитки»
о жизни и творчестве Е. И. Замятина,
об истории создания романа-антиутопии «Мы»


— Евгений Иванович Замятин (1884–1937) по натуре и миросозерцанию был бунтарём. «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…» (из статьи «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина.

И роман «Мы», написанный в 1920 г., стал художественным его воплощением. Как Замятин шёл к этому роману?

1917–1920-е гг. — наиболее плодотворный период литературной работы Замятина. Пишет рассказы, пьесы, работает в правлении Всероссийского союза писателей, в различных издательствах, редактирует журналы. «Серапионовым братьям» читает лекции о том, как не надо писать. В романе «Мы» покажет, как не надо жить.

С чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов. Опубликован в России роман не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего.

В конце 1920-х гг. Замятин испытал травлю со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!

В июне 1931 г. писатель обращается к Сталину с письмом: «…я прошу разрешить мне выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Это был крик отчаяния писателя, которому не давали возможности печататься, не ставили его пьесы на сцене.

Получив разрешение на выезд, в ноябре 1931 г. Замятин покинул Советский Союз и последние годы прожил во Франции, до конца сохраняя советское гражданство… Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 1920-е гг.), вернулся на родину только в 1988 г.

Жанр романа диктовал выбор сюжетного приёма, особенностей композиции. В чём они заключаются? Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который позже сам определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее даёт выход на её идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть», «Жёлтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа»…

Форма конспекта — и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель, Часовая Скрижаль, Материнская Норма и т. п. Несколько искусственный, сухой язык идёт от искусственности того мира, в котором живут герои.

Б) «Из секретов литературоведения»:
определение жанра антиутопия

с последующей записью в тетрадях (работа в парах, с литературоведческим словарём)

Примерная запись в тетрадях

Антиутопия — жанр, который ещё называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. Роман Е. И. Замятина «Мы»:

• о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,
• о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,
• о бездуховном обществе,
• о любви и предательстве,
• о тоталитаризме,
• о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

В) Аналитическая беседа
по роману Е. И. Замятина «Мы»


• Каковы исторические предпосылки появления романа Замятина «Мы»?

• Роман назван необычно — «Мы». Как заявлена тема «мы» в начале романа?

• Что настораживает читателя сразу?

• Какое слово достаточно часто звучит в 1-й записи конспекта? (Слово это — «счастье».)

• Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живётся им под бдительным оком Благодетеля?

• В какие моменты жизни герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым?

• Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства?

• Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура Тэйлора? Каков смысл антитезы Тэйлор — Кант в контексте романа?

• Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан «счастливыми»?

• Найдите эпизоды, в которых определена цена человеческой жизни в Едином Государстве.

• Какую роль в формировании отношений человека с человеком, человека с властью играет Lex sexualis? Определите авторское отношение к этому закону.

• Какова роль Зелёной Стены, Часовой Скрижали, Единой Государственной Науки в формировании сознания граждан Единого Государства?

• Какова функция искусства в изображенной государственной системе?

• Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия?

• Найдите в тексте романа словесные обоснования истинности счастья Нумеров (эстетические, математические, религиозные). В чём своеобразие логики этих обоснований?

• Как деформировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности? Охарактеризуйте тип общественного сознания, который воссоздан Е. И. Замятиным.

Г) Постановка и решение
проблемного вопроса
(работа в парах)

• Докажите, что в начале романа Д-503 — фанатик Единого Государства.
Что изначально отличает главного героя от остальных нумеров? Какие внешние факторы послужили толчком к глубоким изменениям в психике героя? В чём суть конфликта в душе Д-503? Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер. Как изменила любовь героя к I-330 его мироощущение, его видение мира и понимание своего места в нём? Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503? Можно ли назвать этого героя лирическим героем Замятина?

Д) «Учимся грамотно дискутировать…»:
мини-дискуссия


• В Едином Государстве решены все проблемы — все сыты, одеты, обуты, у всех есть жильё, работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель — убедить, что такая жизнь — счастье). Но чем оплачено стопроцентное счастье?

• Почему находятся люди, поднимающие бунт? Бунт против счастья?

• Согласились бы вы принять такое 100 % -ное счастье?

• Какие события, явления XX в. сумел предсказать Е. И. Замятин в своём романе?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Беседа


• Написанный в условиях военного коммунизма роман «Мы» стал попыткой развернуть и оценить всю перспективу коммунистической идеи. Её осуществление отнесено в далёкое будущее. Удалось ли Замятину угадать черты будущей цивилизации?

• Как роман «Мы» был подготовлен предшествующим опытом писателя? Приходилось ли Замятину прежде изображать психологию масс и где?

• Что собой представляет роман по жанру?

• Можно ли считать, что утопическую идею Замятин подвергает проверке в жанре утопии, или это её опровержение — антиутопия? В чём их принципиальное различие?

• В чём своеобразие образной системы и языка романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»?

• Каковы были источники литературной манеры Замятина?

• Случайно ли, что одним из любимых современных писателей для него был Герберт Уэллс, собрание сочинений которого Замятин редактировал, о котором написал небольшую книжечку?

• В чём сходство и различие манеры этих двух писателей? Уэллс создавал утопию или антиутопию?

• В каком отношении, согласно оценке Замятина, уэллсовская фантастика находится к настоящему?

2. Обобщающее слово учителя

— Итак, ведущая тема романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» — драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Последующие события нашей истории показали, что опасения писателя были не напрасны.

Замятин показывает, что в обществе, где всё направлено на подавление личности, где игнорируется каждое человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным.

Когда Е. И. Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека и мира в целом, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Однако действительность XX в. превзошла все наиболее страшные предчувствия автора романа. И дело не в том, какая государственная система зашифрована в образе Единого Государства: так, американцы увидели в нём свой «фордизм», а революционный либерал А. К. Воронский утверждал, что «Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному, реакционному, рихтеровскому социализму».

Роман «Мы» — удивительное зеркало, в котором узнают себя любые режимы, основанные на подавлении человеческой личности, вытравливании души из человека. И поэтому всем, кто строит новое общество, полезно иногда заглянуть в него.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на тему «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?»

Следующие уроки: Урок № 40. Поэзия 20-х годов XX в. Русская эмигрантская сатира >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет Е. И. Замятина
работы H. Э. Радлова
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика